Лекции по Церковному Праву
Содержание
Отдел I. Источники церковного права Общие источники Священное Писание Священное и церковное предания Законодательство Церкви Церковные обычаи Государственные законы относительно Церкви Толкователи канонов Сборники канонов и номоканоны греческой Церкви Особые источники Права и его сборники в русской Церкви Добавление. Особенности учения об источниках церковного права в римско-католической Церкви и в протестантских общинах. Отдел II. Устройство церковного управления Управление в древней вселенской Церкви Церковная иерархия, клир Епископ и его округ Митрополит и его округ Патриарх и его округ Соборное управление Поместные Соборы Вселенские Соборы Управление в русской Церкви Центральное управление Св. Синод Состав Св. Синода Права и обязанности членов Св. Синода и присутствующих в нем Значение Св. Синода в Церкви и в государстве Власть Св. Синода Лица и учреждения при Св. Синоде Обер – Прокурор Св. Синода Управления и Канцелярии Синодальные Конторы Канцелярии Синодальная Хозяйственное Управление Контроль Духовно-учебный Комитет Училищный Совет Местное управление Епархии Епархиальный архиерей Его избрание и утверждение Значение, права и власть архиерея По отношению к богослужению. По отношению к духовному суду. Отношение епархиальных архиереев между собой и к высшей власти. Учреждения и должностные лица при епархиальном архиерее В древней Церкви В русской Церкви Духовная Консистория. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Епархиальный Училищный Совет. Благочинный. Приходы Приходский причт. Приходский священник. Дьякон. Причетники. Церковный Староста. Приходские попечительства. Церковные Братства. Вне-епархиальные духовные ведомства Военное духовенство. Придворное духовенство. Лавры и ставропигальные монастыри. Управление в других православных автокефальных Церквах В Константинопольской Церкви Болгарская Церковь Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская Церкви Церковь в Эллинском Королевстве Церковь в Сербском Королевстве Церкви в Австро-Венгрии Церковь в Румынском Королевстве Церкви в Черногории, на Синае и на о. Кипр Управление в иноверных Церквах Устройство управления в Римско-Католической Церкви Устройство управления евангелическо – лютеранской Церкви в России Церковные Советы и Попечительства Церковно-правительственная власть Управление армяно-грегорианской Церкви в России Отдел III. Общественное богослужение и священнодействия Общие постановления О богослужении О священных местах О священных вещах О священных временах Крещение Миропомазание и присоединение иноверных Исповедь и причащение Посвящение в церковные степени Церковные степени и виды посвящения Правила возведения на церковные степени Последствия посвящения Оставление духовного звания и неповторяемость посвящения Монашествующее духовенство Сущность и возникновение монашества Поступление в монашество Пострижение в монахи Правила, касающиеся внешнего поведения монахов Учреждение, устройство и управление монастырей Оставление монашества Брак Его существо и цели Законы о брачном союзе Условия для вступления в брак Условия брачного союза Заключение брачного союза Венчание. Предварительные действия Время и место совершения таинства брака Повторные браки Прекращение брака Незаконные браки. Расторжение браков. Погребение умерших Добавления Закон об укреплении начал веротерпимости Метрические записи и другие церковные документы Отдел IV. Церковный суд Область церковного суда Суд Церкви, относящийся к преступлениям Общий для всех христиан Церковный суд над духовными лицами Церковный суд по другим (спорным) делам Церковное судопроизводство Отдел V. Церковное имущество Средства содержания и способы их приобретения Частные пожертвования Другие способы приобретения Церковью материальных средств Особые права церковного имущества Управление церковным имуществом
Предварительные понятия
Церковь Христова по происхождению, целям и своим средствам, по условиям своего внешнего существования, отлична от других человеческих сообществ, политических или гражданских.
а) Создатель ее есть Богочеловек И. Христос: (Матф. 16:18), Который неразрывной связью соединил Себя с нею, как с телом Своим, и невидимо ею управляет, как Глава (Ефес. 1:22–23).
б) Цель Церкви состоит в том, чтобы воспитать людей до возможного совершенства, до меры возраста Христова (Ефес. 4:13), и таким образом подготовить их и привести к вечной жизни.
в) Средствами, которыми Церковь обладает для достижения своей цели, служат: 1) завещанное ей божественное учение веры и нравственности, которое она должна сохранять в чистоте и распространять; 2) дарованная ей благодать Св. Духа, которую она преподает своим членам для их освящения и в помощь их духовным силам.
г) В своем существовании на земле Церковь не ограничена известным временем (она пребывала непрерывно от своего начала и пребудет вечно), или известной территорией или народностью (может охватывать собой несколько государств и включать в себя несколько национальностей). Живя в государстве, Церковь как Христово царство не от мира сего, не зависит от государства и его власти; непризнанная, даже гонимая им, она может жить, развиваться, процветать.
Столь отличное от всех других человеческих сообществ, вполне самостоятельное и независимое от них, живущее своей особой жизнью, церковное общество имеет также и свое особое право, самостоятельное, независимое от всякого другого светского права.
Какую же сторону Церкви охватывает собой церковное право? – Церковь есть не один только внутренний духовный союз людей одинаковых религиозных убеждений, но и видимое, внешнее сообщество. Поэтому в ней существует видимое устройство и твердо установленный внешний порядок, необходимый для того, чтобы она могла беспрепятственно выполнять свое предназначение. В ней есть правительство, облеченное своими полномочиями, ее члены поставлены в определенные отношения к ней, к ее управлению, друг к другу. Кроме того, Церковь, как видимое общество, с необходимостью вступает в видимые отношения с другими человеческими сообществами и союзами, а также с лицами, ей не принадлежащими. Этот видимый строй и порядок церковной жизни, независящий от личного произвола, как раз и относится к церковному праву.
Итак, церковное право (в объективном смысле) представляет собой совокупность всех норм или законов, которыми управляются жизнь и отношения Церкви, как видимого самостоятельного общества. В смысле субъективном, оно есть совокупность различных прав и обязанностей, принадлежащих членам Церкви сообразно с их различным положением в церковном обществе.
Дело науки церковного права: изучить содержание церковных законов в их основании и в историческом развитии, представить их в систематическом порядке и во взаимной связи, показать соответствие действующих правил целям и свойствам Церкви, основным законам ее жизни, а также – их практическую применимость.