Отлучение от Церкви

Литература по теме

Отлуче́ние от Це́ркви

1) решение церковной власти, по которому член Церкви за нераскаянную греховную жизнь или упорное догматическое заблуждение исключается из членства Церкви (анафема);
2) самоотлучение, отпадение от Церкви; результат деятельности самого человека, несовместимой со званием христианина.

Снимок 3 – Отлучение от Церкви
Первый Никейский собор. Осуждение арианской ереси

Отлучение (анафематствование) основывается на словах Господа нашего Иисуса Христа: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Апостол Павел отлучил от Церкви коринфского кровосмесника (1Кор.5:5) и богохульников, которых он предал сатане (1Тим.1:20). Верная апостольскому учению и примеру, Церковь с самых ранних веков имела обыкновение отлучать еретиков и непокорных; многочисленные каноны предписывают отлучать тех, кто виновен в определенных преступлениях.

Мнение о том, что в корпусе древних канонов за нравственные преступления (блуд, прелюбодеяние и др.) полагается лишь т. н. «малое отлучение» (появившееся как наказание в более поздние времена), не представляется обоснованным. Лишение сана клирика и отлучение от Церкви мирянина являются наказаниями равной степени тяжести, и обычно указываются в одних и тех же канонах соответственно (то есть за одно и тоже преступление клирику обычно полагается лишение сана, а мирянину – отлучение). Там где каноны определяют: «да будет отлучен», этим предписывается отлучение от Церкви согрешившего до его покаяния (предание анафеме).

В церковных канонах следует отличать отлучение от Церкви как таковое, и временное отлучение (обычно указывается конкретное количество лет) как форма епитимии. Первое назначается церковным судом немедленно после установления преступления и продолжается до начала покаяния, последнее назначается уже покаявшемуся грешнику в качестве епитимии. В первом случае человек перестает быть членом Церкви, во втором – остается им, но лишается части прав. Многолетнее отлучение от причастия в современной практике Русской Православной Церкви не применяется. По словам протоиерея Владислава Цыпина, «суровые санкции, предписываемые в древних правилах, служат скорее как обличение кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы».

Решение об отлучении может быть принято правящим архиеерем или Архиерейским собором и отменено в случае покаяния отлученного. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, епархиальный архиерей «увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда».

Нельзя принимать отлученного от общения в другой местности (см.: 12-е апостольское правило). Как правило, отлучение не бывает автоматическим (по факту совершенного преступления и без церковного суда, что можно назвать самоотлучением). Однако существуют исключения (например, все каноны Гангрского собора содержат формулировку: «да будет анафема», что предполагает немедленное отлучение того, кто сознательно их преступает, будучи членом Церкви). Говоря об этих особых случаях, епископ Никодим (Милаш) поясняет: «Суд не имеет надобности вызывать и судить таких лиц, так как они уже осуждены этим соборным правилом с того момента, как нарушили постановление. В таком случае церковный суд, если он вообще будет иметь дело с преступниками, которые, благодаря самым своим деяниям, подпали под наказание, может только констатировать то наказание, которому виновный подвергся за совершенное деяние, и соответствующий приговор будет иметь только деклараторное (разъяснительное) значение.

Впрочем, все выше сказанное имеет значение только для определенных преступлений, относительно которых такое юридическое наказание категорически выражено в правилах. Относительно других церковных преступлений приговор должен быть всегда дамнаторного (обвинительного) характера, с сохранением всех тех законных предписаний, которые установлены при формальном церковно-судебном процессе».

Самоотлученными являются лица, которые явным образом несогласны с учением Церкви о вере и нравственности. В частности, 5-й канон Гангрского собора объявляет самоотлученными тех, кто отрицает необходимость храмов и богослужебных собраний: «Если кто-то будет учить тому, что домом Божиим и собранием в нем можно легко пренебрегать, да будет анафема».

Последствия отлучения от Церкви

В случае совершения явного и доказанного церковного преступления, за которое полагается отлучение, по решению церковного суда, человек теряет следующие права:

  • право общей молитвы с верными;
  • право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и, особенно, в божественной литургии;
  • право совершения над ним любого таинства или церковного обряда;
  • право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения. Согласно 10-му апостольскому правилу, помолившийся с отлученным даже в доме, сам подлежит за это отлучению.

Однако все эти последствия не являются безусловными и окончательными. Если отлученный от церковного общения грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть отвергнут Церковью. 52-е апостольское правило гласит: «Если епископ или пресвитер не принимает обращающегося от греха, но отвергает его, да будет извержен, ибо он опечаливает Христа, сказавшего: Радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся». 13-й канон I Вселенского собора предписывает не лишать кающихся грешников «последнего и необходимейшего напутствия». В случае покаяния такого человека и скорой смерти, он умирает в мире с Церковью и имеет надежду на спасение. В случае выздоровления человека, по смыслу данного канона, ему необходимо проходить полноценное покаяние.

Цитаты об отлучении от Церкви

«Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его святой Павел всюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, изгнал лихоимцев и хищников, изгнал досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких лиц, то и обижать некому будет. Не будь обид, и повода к тяжбам не будет. А если случится какое столкновение, то оно всегда может быть улаживаемо помощию какого-либо посредника, а то и без него, когда между всеми царствует любовь и все одинаково стремятся к сохранению общего мира. Как ныне ослабела церковная дисциплина!»
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka