Главная » Алфавитный раздел » В » Всепрощение

Всепрощение

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)

Всепроще́ние — 1) форма проявления Божественного милосердия, ниспосылаемого в мир; 2) дар Божий; освобождение человека от власти греха, оправдание его перед судом Божественной Правды. 3) высшая степень милосердия, проявляемого человеком в отношении недоброжелателей, обидчиков.

Если Бог желает всем людям спасения и готов к всепрощению, то не значит ли это, что все унаследуют Царство Небесное?

Бог, будучи Сам в Себе бесконечной Любовью и всесовершенным Добром, желает спасения каждому человеку.

Сын Божий незадолго до Крестных Страданий и смерти возвестил, что когда вознесен будет от земли, привлечет к Себе всех (Ин.12:32), вне зависимости от гражданства, национальности, пола, возраста, уровня образованности, социального положения.

Но значит ли это, что все вообще люди получат прощение?

Конечно же, нет. На данный счёт Мессия высказался ясно и определенно: нераскаянные беззаконники будут отделены от праведников (Мф.25:32) и пойдут в муку вечную (Мф.25:46).

Но можно ли считать Господа всепрощающим, если известно, что спасутся не все?

И можно, и нужно. Всепрощение Божье нельзя интерпретировать как акт внешнего, безусловного юридического избавления всех грешников от ответственности за грехи. Подобное всепрощение, если бы оно и действительно состоялось, было бы сродни всепопустительству. Ведь при таком положении вещей многие люди, вместо борьбы со своими страстями, напротив, скорее стали бы отваживаться на грех.

Благой и Премудрый Господь готов простить всякого грешника, но не безусловно, а через очищение, освящение, освобождение его от власти греха. Для этого Он основал Свою Церковь, призвал в неё все народы, вручил ей необходимые благодатные средства и непрестанно печётся о ней (Мф.28:19-20).

Итак, Бог хотя и желает всем людям спастись, однако не навязывает спасения силой, вопреки личным намерениям и стремлениям людей. Он ждёт от нас добродетельной жизни. Добродетельность же есть свободное и осознанное, а не принудительное делание добра.

Все те, кто действительно ищут прощения, имеют, по милосердию Божьему, основания и возможности возродиться новым (духовным) рождением в вечную блаженную жизнь, оставить беззаконие и обратиться к Добру.

В этом отношении Христос достаточно чётко провозгласил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

Стало быть, не спасется тот, кто не хочет слушаться Бога, отказываться от греха, бороться с пороками, преображать свою жизнь. Грозное определение Страшного Суда явится для такого человека не результатом недостаточности высшего Божественного милосердия, а результатом его собственного душевного расположения (см. подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Не означает ли призыв к всепрощению (в том числе к прощению врагов) запрет на борьбу с врагом?

Пример милосердия по отношению к враждующим людям не раз являл Сам Господь. Во времена Ветхого Завета Он неоднократно призывал иудеев, отступивших от веры и впавших в злостное идолопоклонство, к покаянию. При этом Бог обещал омыть и очистить их от скверны даже самых страшных, заскорузлых грехов (Ис.1:18).

Во времена Нового Завета Воплотившийся Сын Божий также призывал Своих учеников и последователей к прощению обидчиков. Искупление, совершенное Им через Крестные страдания и смерть, распространялось, в том числе, и на Его врагов (Ин.12:32).

Между тем, как в дохристианские, так и в Новозаветные времена, прощение Богом врагов было связано со стремлением обратить их от беззакония к праведности, от темного, погибельного пути к светлому, спасительному: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3).

В случае упорного нежелания грешников обращаться от зла к добру, Бог грозил им суровыми карами.

Подражая Спасителю, Церковь всегда изъявляла готовность проявлять милосердие к врагам: как раньше, так и теперь двери Церкви открыты для всех.

Любой хулитель Христа, враг и гонитель веры имеет возможность быть принятым в её спасительное лоно. В этом проявляется всепрощение по отношению к врагам. Однако, сказанное не означает, будто Церковь должна спокойно взирать на тех своих врагов, которые не желают отбросить грехи и приобщиться к Добру.

Так, на протяжении всей своей истории Церковь боролась с еретиками и раскольниками. Правда, в этой борьбе главным средством служило не воинское облачение и оружие, а проникновенное слово.

Но известны и другие примеры, когда Церковь, в лице своих пастырей, благословляла христиан на кровопролитную воинскую брань. Так было перед Куликовской битвой, так было во время нашествия Наполеона.

Брань с врагом, в том числе не на жизнь, а на смерть, не противоречит Божественному призыву к милосердию и всепрощению: христианское милосердие не должно способствовать торжеству зла.

Сам Господь Саваоф, желая избавить сынов Израиля от напастей, делал это не безусловно, но ставя каждого перед нравственным выбором: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19).

Cм. СПАСЕНИЕ, АПОКАТАСТАСИС, АД, РАЙ.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru