Все­про­ще­ние

***

Всепроще́ние — 1) форма про­яв­ле­ния Боже­ствен­ного мило­сер­дия, нис­по­сы­ла­е­мого в мир; 2) дар Божий; осво­бож­де­ние чело­века от власти греха, оправ­да­ние его перед судом Боже­ствен­ной Правды. 3) высшая сте­пень мило­сер­дия, про­яв­ля­е­мого чело­ве­ком в отно­ше­нии недоб­ро­же­ла­те­лей, обид­чи­ков.

***

Если Бог желает всем людям спа­се­ния и готов к все­про­ще­нию, то не значит ли это, что все уна­сле­дуют Цар­ство Небес­ное?

Бог, будучи Сам в Себе бес­ко­неч­ной Любо­вью и все­со­вер­шен­ным Добром, желает спа­се­ния каж­дому чело­веку.

Сын Божий неза­долго до Крест­ных Стра­да­ний и смерти воз­ве­стил, что когда воз­не­сен будет от земли, при­вле­чет к Себе всех (Ин.12:32), вне зави­си­мо­сти от граж­дан­ства, наци­о­наль­но­сти, пола, воз­раста, уровня обра­зо­ван­но­сти, соци­аль­ного поло­же­ния.

Но значит ли это, что все вообще люди полу­чат про­ще­ние?

Конечно же, нет. На данный счёт Мессия выска­зался ясно и опре­де­ленно: нерас­ка­ян­ные без­за­кон­ники будут отде­лены от пра­вед­ни­ков (Мф.25:32) и пойдут в муку вечную (Мф.25:46).

Но можно ли счи­тать Гос­пода все­про­ща­ю­щим, если известно, что спа­сутся не все?

И можно, и нужно. Все­про­ще­ние Божье нельзя интер­пре­ти­ро­вать как акт внеш­него, без­услов­ного юри­ди­че­ского избав­ле­ния всех греш­ни­ков от ответ­ствен­но­сти за грехи. Подоб­ное все­про­ще­ние, если бы оно и дей­стви­тельно состо­я­лось, было бы сродни все­по­пу­сти­тель­ству. Ведь при таком поло­же­нии вещей многие люди, вместо борьбы со своими стра­стями, напро­тив, скорее стали бы отва­жи­ваться на грех.

Благой и Пре­муд­рый Гос­подь готов про­стить вся­кого греш­ника, но не без­условно, а через очи­ще­ние, освя­ще­ние, осво­бож­де­ние его от власти греха. Для этого Он осно­вал Свою Цер­ковь, при­звал в неё все народы, вручил ей необ­хо­ди­мые бла­го­дат­ные сред­ства и непре­станно печётся о ней (Мф.28:19–20).

Итак, Бог хотя и желает всем людям спа­стись, однако не навя­зы­вает спа­се­ния силой, вопреки личным наме­ре­ниям и стрем­ле­ниям людей. Он ждёт от нас доб­ро­де­тель­ной жизни. Доб­ро­де­тель­ность же есть сво­бод­ное и осо­знан­ное, а не при­ну­ди­тель­ное дела­ние добра.

Все те, кто дей­стви­тельно ищут про­ще­ния, имеют, по мило­сер­дию Божьему, осно­ва­ния и воз­мож­но­сти воз­ро­диться новым (духов­ным) рож­де­нием в вечную бла­жен­ную жизнь, оста­вить без­за­ко­ние и обра­титься к Добру.

В этом отно­ше­нии Хри­стос доста­точно чётко про­воз­гла­сил: «если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

Стало быть, не спа­сется тот, кто не хочет слу­шаться Бога, отка­зы­ваться от греха, бороться с поро­ками, пре­об­ра­жать свою жизнь. Гроз­ное опре­де­ле­ние Страш­ного Суда явится для такого чело­века не резуль­та­том недо­ста­точ­но­сти выс­шего Боже­ствен­ного мило­сер­дия, а резуль­та­том его соб­ствен­ного душев­ного рас­по­ло­же­ния (см. подроб­нее: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?).

Не озна­чает ли призыв к все­про­ще­нию (в том числе к про­ще­нию врагов) запрет на борьбу с врагом?

Пример мило­сер­дия по отно­ше­нию к враж­ду­ю­щим людям не раз являл Сам Гос­подь. Во вре­мена Вет­хого Завета Он неод­но­кратно при­зы­вал иудеев, отсту­пив­ших от веры и впав­ших в злост­ное идо­ло­по­клон­ство, к пока­я­нию. При этом Бог обещал омыть и очи­стить их от скверны даже самых страш­ных, заско­руз­лых грехов (Ис.1:18).

Во вре­мена Нового Завета Вопло­тив­шийся Сын Божий также при­зы­вал Своих уче­ни­ков и после­до­ва­те­лей к про­ще­нию обид­чи­ков. Искуп­ле­ние, совер­шен­ное Им через Крест­ные стра­да­ния и смерть, рас­про­стра­ня­лось, в том числе, и на Его врагов (Ин.12:32).

Между тем, как в дохри­сти­ан­ские, так и в Ново­за­вет­ные вре­мена, про­ще­ние Богом врагов было свя­зано со стрем­ле­нием обра­тить их от без­за­ко­ния к пра­вед­но­сти, от тем­ного, поги­бель­ного пути к свет­лому, спа­си­тель­ному: «Если же согре­шит против тебя брат твой, выго­вори ему; и если пока­ется, прости ему» (Лк.17:3).

В случае упор­ного неже­ла­ния греш­ни­ков обра­щаться от зла к добру, Бог грозил им суро­выми карами.

Под­ра­жая Спа­си­телю, Цер­ковь всегда изъ­яв­ляла готов­ность про­яв­лять мило­сер­дие к врагам: как раньше, так и теперь двери Церкви открыты для всех.

Любой хули­тель Христа, враг и гони­тель веры имеет воз­мож­ность быть при­ня­тым в её спа­си­тель­ное лоно. В этом про­яв­ля­ется все­про­ще­ние по отно­ше­нию к врагам. Однако, ска­зан­ное не озна­чает, будто Цер­ковь должна спо­койно взи­рать на тех своих врагов, кото­рые не желают отбро­сить грехи и при­об­щиться к Добру.

Так, на про­тя­же­нии всей своей исто­рии Цер­ковь боро­лась с ере­ти­ками и рас­коль­ни­ками. Правда, в этой борьбе глав­ным сред­ством слу­жило не воин­ское обла­че­ние и оружие, а про­ник­но­вен­ное слово.

Но известны и другие при­меры, когда Цер­ковь, в лице своих пас­ты­рей, бла­го­слов­ляла хри­стиан на кро­во­про­лит­ную воин­скую брань. Так было перед Кули­ков­ской битвой, так было во время наше­ствия Напо­леона.

Брань с врагом, в том числе не на жизнь, а на смерть, не про­ти­во­ре­чит Боже­ствен­ному при­зыву к мило­сер­дию и все­про­ще­нию: хри­сти­ан­ское мило­сер­дие не должно спо­соб­ство­вать тор­же­ству зла.

Сам Гос­подь Саваоф, желая изба­вить сынов Изра­иля от напа­стей, делал это не без­условно, но ставя каж­дого перед нрав­ствен­ным выбо­ром: «Если захо­тите и послу­ша­е­тесь, то будете вку­шать блага земли; если же отре­че­тесь и будете упор­ство­вать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19).

Как согла­су­ется идея все­про­ще­ния Божьего с хри­сти­ан­ским про­ще­нием и непро­тив­ле­нием злу силой?

Идея о все­про­ще­нии Божьем сопря­жена с уче­нием о таких Боже­ствен­ных свой­ствах как Любовь, Бла­гость, Мило­сер­дие. В отно­ше­нии к людям эти свой­ства обна­ру­жи­ва­ются в том, что Бог всем без исклю­че­ния желает только добра, готов изли­вать столько бла­го­сти, сколько люди спо­собны вос­при­нять по свой сущ­но­сти и духовно-нрав­ствен­ному состо­я­нию.

Иногда идея о все­про­ще­нии интер­пре­ти­ру­ется и рас­кры­ва­ется в том смысле, что все люди, уве­ро­вав­шие во Христа как в Бога и Спа­си­теля, будут авто­ма­ти­че­ски спа­сены. Иногда она рас­смат­ри­ва­ется под более широ­ким углом: все люди вообще рано или поздно насле­дуют Рай, вне зави­си­мо­сти от пра­вед­но­сти или гре­хов­но­сти. Согласно этой версии, муче­ния греш­ни­ков после Страш­ного Суда будут носить вре­мен­ный харак­тер; тяжесть и про­дол­жи­тель­ность муче­ний будет соот­вет­ство­вать уровню их гре­хов­но­сти. На сего­дняш­ний день такая эсха­то­ло­ги­че­ская пози­ция отста­и­ва­ется, глав­ным обра­зом, пред­ста­ви­те­лями ряда ино­слав­ных общин, а также отдель­ными авто­рами, отож­деств­ля­ю­щими себя с Пра­во­сла­вием.

Однако, такая точка зрения не под­дер­жи­ва­лась свя­тыми отцами (за крайне редким исклю­че­нием) и нико­гда не зву­чала от лица Все­лен­ской Церкви. Все­про­ще­ние Божье нельзя отож­деств­лять с попу­сти­тель­ством. Бог Мило­стив, но это не значит, что Он никого нико­гда не нака­зы­вает. Другое дело, что Его нака­за­ние всегда бывает свя­зано с Любо­вью, Пре­муд­ро­стью, Бла­го­стью, Мило­сер­дием, всегда направ­лено к пользе нака­зу­е­мого.

При­зы­вая Своих уче­ни­ков к про­ще­нию обид­чи­ков, Гос­подь, вместе с тем, учил их готов­но­сти тер­петь и пере­но­сить оскорб­ле­ния и обиды. В этом кон­тек­сте ста­но­вятся понятны слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Именно так посту­пали Христа ради юро­ди­вые, бла­жен­ные, гони­мые святые, стра­дальцы, бес­среб­ре­ники, муче­ники за веру.

Разу­ме­ется, озву­чи­вая такую воз­вы­шен­ную запо­ведь, Бог не имел в виду, что она должна испол­няться веру­ю­щими с без­услов­но­стью; что хри­сти­ане, вне зави­си­мо­сти от теку­щих обсто­я­тельств, должны рав­но­душно и сверх­тер­пе­ливо взи­рать на всё, что ни совер­шают по отно­ше­нию к ним или их ближ­ним злодеи и нече­стивцы, что они совер­шенно не вправе одер­ги­вать их, про­ти­во­дей­ство­вать их пре­ступ­ным поры­вам при помощи личных усилий или же сил обще­ствен­ного пра­во­по­рядка, воору­жен­ных сил.

Бог учил через апо­сто­лов: «Если же согре­шит против тебя брат твой, выго­вори ему; и если пока­ется, прости ему» (Лк.17:3). Повто­рим ещё раз: если пока­ется, прости. Сам Хри­стос пока­зал нам пример бла­го­че­сти­вого про­тив­ле­ния силой, сделав бич из вере­вок и изгнав нече­стив­цев из Храма (при этом опро­ки­нув столы менов­щи­ков и рас­сы­пав их деньги) (Мф.2:15).

На про­тя­же­нии своей дли­тель­ной исто­рии Цер­ковь не раз при­зы­вала, вооду­шев­ляла и бла­го­слов­ляла хри­стиан на воору­жен­ную борьбу. Мно­же­ство сбе­ре­га­е­мых в народ­ной памяти имен защит­ни­ков веры и (или) Оте­че­ства при­над­ле­жит про­слав­лен­ным Богом святым.

***

Cм. СПА­СЕ­НИЕ, АПО­КА­ТА­С­ТА­СИС, АД, РАЙ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки