Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. — Снегирев И. М.

Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. — Снегирев И. М.

(1 голос5.0 из 5)

Содержание

  1.  Крест или у креста
  2.  Марьина Роща
  3.  Алексеевское село
  4.  Водопровод мытищенский
  5.  Ростокино
  6. 6. Танинское
  7.  Малые Мытищи
  8.  Большие Мытищи
  9.  Пушкино
  10.  Братовщино
  11.  Талицы
  12.  Рахманово
  13.  Хотьков Покровский монастырь
  14.  Радонеж
  15.  Воздвиженское село
  16.  Стефанова часовня
  17.  Клементьево Село
  18.  Часовня с колодцем
  19.  Пятницкая церковь
  20.  Красная Гора
  21.  Часовня
  22.  Ограда
  23.  Троицкий собор
  24.  Успенский собор
  25.  Сошественская церковь
  26.  Ц. преподобного Сергия
  27.  Церковь препод. Михея
  28.  Ц. Рождества Иоанна Предтечи
  29.  Ц. Смоленской Божией Матери
  30.  Ц. Св. Зосимы и Савватия
  31.  Ц. Св. апостол Петра и Павла в Архиерейском доме
  32.  Ц. во имя Св. мученицы Варвары
  33.  Колокольня
  34.  Часовня над колодезем
  35.  Ризница
  36. Царские чертоги

Православная Русская Церковь вместе со св. Веpoю заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Bеpa в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иepycaлим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Xpиcтиaнского благочестия. За ними следовали многие Русские люди.

Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Kиeво-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю.

Начало Христианского обычая в Poccии ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Pyccкиe для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.

С такими же чувствованиями идут толпы благочестивых странников и в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Прежде, нежели вступим в путь молитв и воспоминаний, обозрим достопамятности на сем пути в св. обитель, представим очерки жития основателя её, руководствуясь списателями его жития: учеником его св. Епифанием и Митрополитами Московскими Платоном и Филаретом.

В Гороховском уезде была пустынь Живоначальной Троицы и св. Великомученика Георгия, где, по свидетельству жалованной грамоты Царя Феодора Иоанновича, «было зачатие великого чудотворца Сергия, в миру Варфоломея. Для «прославления имени чудотворца Сергия», Царь пожаловал тому монастырю в Закудемском стану Нижегородского уезда поместные порожжия земли. Как утеснения от Монголо-Татар вынуждали тогда жителей переходить из одного места в другое: то, вероятно, посему и беременная Mapия с семейством переехала оттуда в Ростов, где Варфоломей увидел свет. Но он еще во чреве материнском прославил троекратным возглашением Пресвятую Троицу: во время Херувимской песни Трисвятой, и Святая Святым, так что бывшие в церкви сперва подумали, что Mapия имела младенца при себе. В колыбели своей являл Варфоломей дивное воздержание в свойственной ему пище: в середы и пятки не брал сосцев материнских, не вкушал молока. Семи лет стал учиться он грамоте; грамота ему не давалась; но благословение встретившегося с ним в лесу старца открыло ему разумение и он, получив неожиданный успех в учении, прилепился к чтению священных книг и с юных лет стал являть в жизни плоды учения. Неведомый старец сказал, что «отроку надлежит соделаться обителью Св. Троицы» и «что он будет велий пред Богом». Начатый им в колыбели пост Варфоломей продолжал и в отрочестве; в середы и пятки ничего не вкушал, а в пpoчиe дни питался хлебом и водою. Сердобольная мать старалась умерить строгость такого поста, представляя сыну своему, что «тело его еще растет»; но он отвечал ей: «не ты ли сказывала, что я постился еще в колыбели по средам и пяткам?» Так первые искры Божественного желания начали возжигать этот великий светильник, коему предназначено было просиять в мрачной пустыни и оттуда светить стольному граду и всем пределам Poccии!

Комментировать