О почитании святых и язычестве

свя­щен­ник Павел Семё­нов

Во многих молит­во­сло­вах можно встре­тить ука­за­ния, к каким святым необ­хо­димо обра­щаться в тех или иных нуждах. Об этом явле­нии напи­сано немало статей. Однако, вопреки пред­при­ни­ма­е­мым уси­лиям, самый частый вопрос, кото­рый задают в храме – «какой иконе молиться?».

Согласно цер­ков­ному учению, святые явля­ются нашими стар­шими бра­тьями и сёст­рами по вере, своим подви­гом во время земной жизни они стя­жали особое дерз­но­ве­ние перед пре­сто­лом Пре­свя­той Троицы. Поэтому мы обра­ща­емся к угод­ни­кам Божиим, чтобы они были хода­та­ями за нас в своих молит­вах. Даже когда Цер­ковь взы­вает к вели­чай­шей святой, Матери Божией «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас!», име­ется в виду лишь просьба о заступ­ни­че­стве Царицы Небес­ной перед Богом. Почи­та­ние святых в Церкви всегда хри­сто­цен­трично. Про­слав­ляя святых, мы, в первую оче­редь, славим Бога, Див­ного во святых своих (см. 2Сол.1:10). Молясь святым, мы через них обра­ща­емся к Богу. Невер­ное почи­та­ние святых при­во­дит к откро­вен­ному язы­че­ству – состав­ле­нию пан­теона авто­ном­ным богов, подоб­ных Аппо­лону, Арте­миде, Венере и прочим, со своими чётко раз­гра­ни­чен­ными обя­зан­но­стями. Часто это нахо­дит отра­же­ние и в домаш­нем ико­но­стасе, крас­ном уголке: икона Гос­пода Иисуса Христа либо вообще отсут­ствует, либо очень малень­кая и где-то внизу, а икона Мат­роны Мос­ков­ской или свя­ти­теля Нико­лая Угод­ника – боль­шая и на самом почёт­ном месте. Совер­шенно не слу­чайно рас­по­ло­же­ние икон в храме, не слу­чайно под купо­лом изоб­ра­жён Гос­подь Все­дер­жи­тель. Сама архи­тек­тура, убран­ство храма, бого­слу­жеб­ный устав напо­ми­нают нам о том, что в центре нашей жизни, молитвы должен быть Бог, что «мы Им живем и дви­жемся и суще­ствуем» (Деян.17:28). Наша домаш­няя цер­ковь, как Апо­стол назы­вает семью, должна быть обу­стро­ена по образу Церкви Собор­ной, как внут­ренне, так и внешне.

Свя­тость – это не есть само­до­ста­точ­ность, авто­ном­ность свя­того в своей пра­вед­но­сти, сверхъ­есте­ствен­ных спо­соб­но­стях, не есть врож­дён­ная харизма. Свя­тость – это при­об­щён­ность к Богу, Его бла­го­дати таких же людей, как мы все. Поскольку чело­век с Богом, постольку он и свят. К свя­то­сти мы все спо­собны и при­званы.

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин писал: «Досто­по­кло­ня­емы святые — не по есте­ству своему, мы покло­ня­емся им, потому что Бог про­сла­вил и соде­лал страш­ными для врагов и бла­го­де­те­лями для при­хо­дя­щих к ним с верою. Покло­ня­емся им мы не как богам и бла­го­де­те­лям по есте­ству, но как рабам и сослу­жи­те­лям Божиим, име­ю­щим дерз­но­ве­ние к Богу по любви своей к Нему. Покло­ня­емся им, потому что сам Царь отно­сит к Себе почи­та­ние, когда видит, что почи­тают люби­мого Им чело­века не как Царя, но как послуш­ного слугу и бла­го­рас­по­ло­жен­ного к Нему друга».

В этой связи, какая раз­ница, с какой прось­бой обра­щаться к свя­тому? Если наше жела­ние угодно Богу, наша молитва пра­виль­ная, то свя­ти­тель Нико­лай Чудо­тво­рец или Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский будут молиться вместе с нами. Без­условно, логично обра­щаться к святым врачам-бес­среб­ре­ни­кам в болезни, к святым вели­ко­му­че­ни­кам-воинам перед сра­же­нием. Угод­ник Божий, кото­рый нахо­дился в похо­жих с нами жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах, имел те же иску­ше­ния, вёл сугу­бую брань с муча­щей и нас стра­стью, будет, несо­мненно, нам ближе. Этому свя­тому нам легче молиться как срод­ному в чём-то. Однако здесь путь про­ти­во­по­лож­ный: мы выби­раем свя­того, осно­вы­ва­ясь на наших личных отно­ше­ний с ним, а не от сомни­тель­ной «спе­ци­а­ли­за­ции» святых. К при­меру, ясно, почему при напа­де­нии блуд­ной стра­сти при­бе­гают к молит­вен­ному заступ­ни­че­ству пре­по­доб­ного Моисея Угрина или святой Марии Еги­пет­ской. Причём ясно это лишь для тех, кто знаком с их жити­ями. Эти подвиж­ники в своей земной жизни вели оже­сто­чён­ную борьбу с плот­ской бранью и побе­дили её. Однако совсем не понятно, почему при болез­нях головы, как учит нас упо­мя­ну­тый список, помо­жет исклю­чи­тельно святой Иоанн Кре­сти­тель? Неужели потому, что ему отру­били голову? Помню, как в одном мона­стыре с вопро­сом, о чём молиться свя­тому Пред­тече, к нам обра­тился экс­кур­со­вод-выпуск­ник Свято-Тихо­нов­ского бого­слов­ского инсти­тута (хотя уверен, там учат иному)! То есть, конечно, мы можем обра­щаться к свя­тому Иоанну Пред­тече, и когда у нас болит голова. Но это вовсе не озна­чает, что исклю­чи­тельно он нам помо­жет. Такое отно­ше­ние к молитве святым низ­во­дит её на уро­вень закли­на­ний, заго­во­ров. Для послед­них важен только пра­виль­ный текст. Для молитвы же необ­хо­дима осмыс­лен­ность, уча­стие сердца, текст молитвы высту­пает лишь сред­ством.

Как пра­во­слав­ные хри­сти­ане мы должны стро­ить свою жизнь согласно учению Церкви, Свя­щен­ному Писа­нию и Свя­щен­ному Пре­да­нию. Если обра­тится к этим источ­ни­кам, то нигде мы не найдём спис­ков «каким святым в каких нуждах молиться». Хотя молит­вен­ное почи­та­ние святых в Церкви было всегда. Ещё в Ветхом Завете суще­ство­вал обычай при­зы­вать Анге­лов. Так, напри­мер, Иаков, бла­го­слов­ляя детей Иосифа, гово­рит: «Ангел, избав­ля­ю­щий меня от вся­кого зла, да бла­го­сло­вит отро­ков сих (Быт.48:16)». Сам Бог пове­ле­вает царю Ави­ме­леху про­сить молитв Авра­ама (Быт.20:7). Святой Иоанн Бого­слов видит молитвы святых как фимиам под­ни­ма­ю­щийся перед Богом (Откр.5:8, 8:3–4). Довольно много сви­де­тельств нахо­дим у святых Отцов. VII Все­лен­ский Собор утвер­ждает почи­та­ние святых как неотъ­ем­ле­мую часть пра­во­слав­ного веро­уче­ния: «Если, кто не испо­ве­дует, что все святые, сущие от века и уго­див­шие Богу, как до закона, так под зако­ном и под бла­го­да­тью, досто­честны перед Ним по душе и по телу или не просят молитв святых, как име­ю­щих поз­во­ле­ние пред­ста­тель­ство­вать за мир по цер­ков­ному пре­да­нию – ана­фема». Стро­гое сле­до­ва­ние цер­ков­ному учению в вопросе почи­та­ния святых убе­ре­жёт нас от укло­не­ния в обе сто­роны. Укло­не­ние вправо – это язы­че­ство, оккуль­тизм, царе­бо­жие (когда свя­того царя Нико­лая II почи­тают иску­пи­те­лем грехов России), като­ли­че­ство с его куль­том «Непо­роч­ного Зача­тия» Самой Девы Марии-«Соискупительницы». Укло­не­ние влево – про­те­стан­тизм, отри­ца­ю­щий свя­тость в пра­во­слав­ном пони­ма­нии и хода­тай­ство святых вообще.

Лучше всего при­зы­вать в молитве тех святых угод­ни­ков, кото­рые нам близки, нами любимы, с кото­рыми у нас как бы сло­жи­лись личные отно­ше­ния. Как скла­ды­ва­ются эти отно­ше­ния? По-раз­ному. Иногда через зна­ком­ство с жиз­не­опи­са­нием или насле­дием свя­того, иногда мисти­че­ски, через опыт молитвы. Мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев) очень точно отме­тил, что святой чело­век про­жи­вает 3 жизни. Первую – на земле, вторую – в люд­ской памяти, в фольк­лоре, своём насле­дии и третью – таин­ствен­ную, пости­га­е­мую через молит­вен­ное обще­ние, через ту помощь, кото­рую Бог подаёт по его хода­тай­ству.

Боль­шое зна­че­ние имеет почи­та­ние мест­ных святых. Ведь всего кано­ни­зи­ро­вано несколько тысяч чело­век. Почи­та­ние святых зем­ля­ков – свя­щен­ный долг хри­сти­а­нина, как любовь к Оте­че­ству, род­ствен­ни­кам. При­хо­ди­лось слы­шать рас­сказ о чудес­ном явле­нии свя­ти­теля Мит­ро­фана Воро­неж­ского одно­вре­менно несколь­ким кли­ри­кам нашей епар­хии во сне. Свя­ти­тель вопро­шал: «Почему так мало ко мне обра­ща­ются?». Дей­стви­тельно, странно. Мы готовы ехать за три­де­вять земель в поис­ках экзо­ти­че­ских свя­тынь, забы­вая, что в несколь­ких сотнях метров от нас поко­ятся мощи вели­чай­шего угод­ника рус­ской земли. Нет про­рока в своём оте­че­стве (ср. Лк.4:24)! До рево­лю­ции Воро­неж был цен­тром палом­ни­че­ства наряду с Киево-Печер­ской Лаврой, Вала­а­мом, о чём сви­де­тель­ствуют мно­го­чис­лен­ные вос­по­ми­на­ния совре­мен­ни­ков, в част­но­сти, оптин­ских стар­цев, свт. Анто­ния (Смир­ниц­кого), игу­ме­ньи Арсе­нии (Себ­ря­ко­вой), С. Нилуса, и чудеса, явля­е­мые Богом по молит­вам своего угод­ника.

В заклю­че­нии хоте­лось бы ещё раз под­черк­нуть важ­ность сле­до­вать именно цер­ков­ному учению, цер­ков­ному Пре­да­нию, а не «пре­да­ниям стар­цев» во всех аспек­тах своей духов­ной жизни. Встре­ча­ются люди, кото­рые многие годы ходят в храм, имея при этом самые тёмные, неве­же­ствен­ные пред­став­ле­ния о Пра­во­сла­вии. Эти пред­став­ле­ния явля­ются пре­пят­ствием к под­лин­ной жизни во Христе, к духов­ному пре­успе­я­нию и даже спа­се­нию, остав­ляют чело­века бес­плод­ной смо­ков­ни­цей. Хри­сти­а­нин – это ученик по опре­де­ле­нию, он при­зван пости­гать боже­ствен­ную науку всю свою жизнь все­сто­ронне, питая себя молит­вой, Таин­ствами Церкви, делами мило­сер­дия, чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния и духов­ной лите­ра­туры. Оста­новка на этом пути бого­по­зна­ния озна­чает неми­ну­е­мую духов­ную смерть, потому что Бог нужен не бога­тым, сытым, здо­ро­вым и пра­вед­ным умни­кам, а нищим духом, алчу­щим и жаж­ду­щим правды, боль­ным и каю­щимся греш­ни­кам. Воз­мож­но­стей для этого сейчас предо­ста­точно: храмы открыты, в цер­ков­ных лавках и биб­лио­те­ках – обилие лите­ра­туры, дей­ствуют пра­во­слав­ные теле­ка­налы «Спас» и «Союз», интер­нет полон соот­вет­ству­ю­щих тесто­вых, видео- и аудио­ма­те­ри­а­лов на любой вкус и уро­вень, при многих при­хо­дах ведутся беседы об осно­вах Пра­во­сла­вия. Для того чтобы быть живым, дей­стви­тель­ным, а не мнимым, фор­маль­ным членом Тела Церкви, тре­бу­ется лишь наше жела­ние.

ЖЖ свя­щен­ника Павла Семё­нова

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки