О том, что оглашенные принявшие крещение в болезни, обязаны после выздоровления продолжить изучение веры.
О том, что просвещенным святым крещением во время болезни и затем выздоровевшим должно изучать веру и познавать, что они удостоились Божественного дара.
Ὅτι δεῖ τοὺς ἐν νόσῳ παραλαμβάνοντας τὸ φώτισμα, καὶ εἶτα ἀναστάντας, ἐκμανθάνειν τὴν πίστιν, καὶ γινώσκειν, ὅτι θείας δωρεᾶς κατηξιώθησαν.
Толкования
Зонара. Правило хочет, чтобы желающие креститься принимали крещение, когда познают наше таинство; посему повелевает, чтобы оглашаемые в один из дней седмицы давали ответ епископу, или пресвитерам, о том, что узнали в течении этой седмицы. А если кто в болезни и в опасности жизни будет крещен прежде, чем изучит веру и даст ответ, как сказано, потом освободится от болезни: то и в таком случае он должен изучать таинство и знать, что сподобился божественного дара, то есть познания Бога – истинно и собственно, и оставления грехов, которое получил чрез святое крещение. Ибо не собственными усилиями мы освобождаемся от прегрешений, когда крестимся, но даром и благодатию Бога.
Аристен. Крещаемый должен сказать веру епископу, или пресвитеру, в 5-й день седмицы. И бывший в болезни должен сказать спустя немного времени.
Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру, и в 5-й день седмицы должен давать ответ епископу, или пресвитеру; ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, восстав с одра болезни, он должен изучать веру, и познавать, что сподобился божественной благодати.
Вальсамон. Некоторые неверные, по причине опасной болезни, были крещены прежде оглашения. Итак, некоторые учили, что поскольку они не могли креститься, как требуют правила, после оглашения; то должны быть оглашены и опять просвещены. При этом пользовались они и 12-м правилом Неокесарийского собора, которым не дозволяется, чтобы просвещенный в болезни без основательной причины делался священником. Итак, отцы говорят, что таковой не должен быть крещен во 2-й раз, но, по выздоровлении, должен быть побужден изучать веру и таинство просвещения и узнать, что сподобился божественного дара, то есть познания Бога – истинно и собственно и оставления грехов, которое получил чрез святое крещение.
Славянская кормчая. 46. Да речет иже в недузе сый устрабився.
Толкование. И в болезни сый аще кто воспросит крещения, да крестится: и потом аще от болезни исцелеет, да научится вере и образу веры, еже есть верую во единого Бога, и исповесть пред епископом, или пред презвитером: и да познает, яко божественные сподобися благодати.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать