Ап. 3
О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад.
О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад.
О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.
О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию.
О недопустимости верным покидать Литургию, не участвуя в молитве и причащении.
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
О запрете клирикам молиться вместе с изверженными из сана.
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства.
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства.
Об извержении клириков, читающих в храме апокрифические книги под видом истинных.
О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
В который час должно прекращать пост пред днем Пасхи.
О запрете женщинам входить в храм и причащаться во время месячных.
О воздержании супругов.
О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.
Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.
О нарушениях диаконами богослужебной дисциплины и их положении в иерархии.
О запрете коленопреклонений по воскресным дням и во все дни Пятидесятницы.
О возможности незамедлительного крещения для возжелавшей того беременной.
О 4‑х степенях покаяния: “плакания”, “послушания”, “припадания” и “стояния с верными”.
О том, что надлежит поститься в среду и пятницу и воспрещении коленопреклонений в день воскресный.
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся.
О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.
О том, что причащение по неведению должно ускорить крещение принявшего его лица.
О том, что бесоодержимый оглашенный может принять Святое Крещение только при смерти.
О возможности бесоодержимым приобщаться Святых Таин.
О возможности оглашенных, лишившихся здравого ума, принять Святое Крещение.
О невозможности причащаться супругам имеющим накануне ночью интимную близость.
О невозможности женщинам креститься во время месячных.
О невозможности женщинам причащаться во время месячных.
О послаблении поста для женщин, родивших в Страстную седмицу.
О послаблении поста для болящих.
О возможности причащения мужчин, имеющих накануне «ночное истечение».
О необходимости супружеского воздержания в субботу и воскресенье.
О невозможности проскомидийного поминовения сознательных самоубийц.
О возможности причащения для случайно проглотивших воду во время евхаристического поста.
О запрете клирикам соединять и разделять народу виноград с бескровною жертвою.
О необходимости клирикам хранения литургического поста и в Великий Четверг.
О запрете епископу и пресвитеру совершать евхаристию на вине, не смешанном с водой.
О днях совершении Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.
Напоминание Римской церкви о запрете поста в субботу четыредесятницы.
О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.
О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко.
О запрете мирянам причащать себя или других (отлучаются на 7 дней).
О том, что крещение должно неукоснительно совершаться в храме.
О предании огню апокрифических повествований о мучениках.
О запрете мирянам произнесения публичной проповеди догматического содержания.
О необходимости посещения верными храма в Светлую седмицу.
О запрете мирянам входить в алтарь (кроме как царю для принесения даров Богу).
О запрете проповедовать за Литургией женщинам.
О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.
О запрете неблагообразного церковного пения.
О запрете внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
О запрете изображать Спасителя в символическом образе Агнца.
О запрете преподавать Святые Дары умершим телам.
О необходимости крестить найдёнышей, если неизвестно, были ли они крещены.
О запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.
О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы).
О запрете коленопреклонений от вечернего входа субб. до вечернего входа в воскресенье.
О запрете вносить мясо в храм.
Предписание при причащении слагать руки во образ креста.
О том, что не следовало бы в течение 3‑х лет допускать воинов, проливавших человеческую кровь, к Святому Причастию.
Об обете девства данном женщиной, принадлежащей к еретическому обществу и потом выходом замуж его нарушившей, впоследствии же пожелавшей принять православие.
О епитимии вступающим в борьбу с разбойниками и убивающим их.
О воспрещении впредь поставлять пресветерид (стариц).
О запрете обычая в посылать из одного прихода в другой Святые Дары, в качестве подарка на праздник Пасхи.
О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь.
Предписание о совершении церковных богослужений в субботу, как и в другие дни.
Предписание не петь в храме псалмы безпрерывно, а перемежать с чтениями.
О том, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви.
О чине древней литургии и позволении причащаться в алтаре только священнослужителям.
О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона.
О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа.
О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.
О запрете носить орарь чтецам и певцам.
О запрете иподиаконам исполнять во время богослужения обязанности священнослужителей и воспрещении им раздавать народу Святое причастие.
О запрете служить заклинателями лицам не поставленным епископом.
О том, что не подобает ничего уносить с собой с агап.
О запрете совершать агапы в храмах.
О запрете принимать благословенные хлебы или частицы просфор от еретиков.
О запрете молиться с еретиками
О запрете церковнослужителям оставлять церковные двери ради молитвы.
О запрете женщинам входить в алтарь.
О запрете крестить в Великую субботу катехуменов, которые сообщили об этом желании епископу менее чем за две недели.
О необходимости совершать Таинство Миропомазания тотчас после Крещения.
Повеление совершать в Великий Пост Таинство Евхаристии только в субботние и воскресные дни.
О запрете прекращать Великий Пост в четверг Страстной седмицы.
О запрете в Великий Пост совершать празднования мученикам, за исключением суббот и воскресных дней.
О запрете в Великий Пост совершать браки и праздновать дни рождения.
О запрете епископам и пресвитерам совершать Таинство Евхаристии в домах.
Об обязательности наличия в каждом храме мощей св. мучеников.
О запрете с амвона в церкви читать или петь без хиротесии и о хиротесии чтецов.
О запрете крестить и причащать покойников.
Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.
Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых.
Повеление клирикам совершать Таинство Евхаристии натощак.
О запрете обычая устраивать в церкви пиршества.
О том, что крещение взрослых людей, не могущих исповедать свою веру по причине тяжёлой болезни, может быть произведено под личную ответственность верных Церкви поручителей.
О возможности покаяния и примирения с Церковью для актёров и комедиантов.
О возможности чтения в храме, в те дни года, когда совершается воспоминание о смерти святых мучеников, описание их страданий.
О том, что Божественная Литургия должна совершаться натощак.
Предписание крестить каждого ребенка, относительно которого неизвестно, был ли он крещен ранее, или нет, конечно в том случае, когда сам ребенок по своему возрасту не способен сообщить, было ли принято им крещение, и нет лица, могущего засвидетельствовать это.
Предписание по распоряжению епископа разрушать храмы, построенные под предлогом прославления мучеников, а в действительности не только не имеющие под алтарем мощей мучеников или частицы их, но никто и не помнил, чтобы там когда-либо находился или страдал какой-нибудь мученик.
Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви.
Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа.
Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
Аналогично предыдущему правилу в отношении епископа к своему митрополиту.
Аналогично двум предыдущим в отношении пресвитеров, епископов и митрополитов по отношению к своему патриарху. В случае же, если кто-либо из епископов начнет проповедовать еретическое учение, тогда прочие священно- и церковнослужители обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха.
О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье.
О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру.
О том, что оглашенные, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, находящиеся при смерти, да крещаются и да не отходят от жизни сей без причастия.