115

Правило 116

117

Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви.

Угодно было и то, чтобы все совершали утвержденные на Соборе молитвы, будь то предначинательные, заключительные, молитвы представления или молитвы на возложение рук, а других, противных вере, отнюдь не произносили. Да читаются те молитвословил, которые составлены мудрейшими людьми.

Ἤρεσε καὶ τοῦτο, ὥστε τὰς κεκυρωμένας ἐν τῇ συνόδῳ ἱκεσίας, εἴτε προοίμια, εἴτε παραθέσεις, εἴτε τὰ τῆς χειρὸς ἐπιθέσεις, ἀπὸ πάντων ἐπιτελεῖσθαι, καὶ παντελῶς ἄλλας κατὰ τῆς πίστεως μηδέποτε προενεχθῆναι, ἀλλ᾽ αἵτινεσδήποτε ἀπὸ τῶν συνετωτέρων συνήχθησαν, λεχθήσονται.[1]

Толкования

Зонара. Молитвы, говоримые священниками во время песнопения к Богу, различны: одне читаются прежде, которые и назвали (отцы) предначинательными; другие читаются после песнопения, и названы окончательными, как прилагаемые к песням и говоримые после них; а иные наименовали (отцы) молитвами предложения, так как оне предлагают людей Господу. Итак, собор определяет, чтобы говорились только молитвы утвержденные на соборе, какие бы оне ни были и как бы ни назывались, и не вводились бы другие, но чтобы говорились те, какие составлены просвещеннейшими. А сказав о возложении рук, собор упомянул о молитвах при рукоположении, ибо при рукоположениях архиерей, возложив руку на голову рукополагаемого, читает при сем молитвы. Итак, во всех указанных случаях собор определяет произносить уже утвержденные молитвы, а не новые, какие вводятся некоторыми в противность вере; ибо что не испытано отцами, сомнительно: является при этом страх, чтобы не оказалось чего-нибудь и нечестивого и противного вере; посему собор и отвергает новое.

Аристен. Угодно было, чтобы всеми совершаемы были моления, утвержденные на соборе, как предначинательные, так и предложения, или возложения рук, и чтобы никогда не были вводимы другие, противные вере.
Все должны соблюдать утвержденные соборами писания и молитвы, которые приняла церковь, т. е. песнопения, поемые до Евангелия, чтения из священных писаний, молитвы предложения, т. е. молитвы за оглашенных, чрез которые мы препоручаем их Богу, н молитвы возложения рук, т. е. благословения народу, совершаемые рукою епископа.

Вальсамон. По-видимому, некоторые епископы решались говорить необычные молитвы или в предначинаниях к божественным славословиям, т. е. в начале их, или в предложениях, т. е. в средине, или во время рукоположений. Итак, воспрещая сие, отцы говорят, что только те молитвы должны быть читаемы, которые прежде утверждены, т. е. обычные. Таково содержание правила. А в синоде сего царствующего града были различные определения, подвергающие запрещению священнодействия тех архиереев, которые, совершая богослужение в дни памяти усопших благородных и великих людей, говорят похвальные молитвы в стихах или простою речью. И поступающих так оказалось много. Точно также синодальным определением были подвергнуты отлучению чтецы, которые в те же дни памяти выполняли музыкальные и органные мелодии и обращали похоронную песнь в свадебную: и они справедливо были подвергнуты отлучению. А те, которые делают это посредством благоговейных песнопений, не насилующих природу, и аллилуиариев, выходящих из требований техники, т. е. основ сладкогласия, отлучаются несправедливо; ибо не с печалию, но по праздничному и торжественно мы ныне совершаем памяти усопших, вознося благодарение Богу, благоизволившему, чтобы усопший отошел из среды живых в православной вере, и удостоившему нас того, что мы нескрытно, а с полным дерзновением погребаем прелагающихся от нас, а не повергаем их в ущельях как падаль, что случалось прежде, когда еретическое возвышалось, а наше унижалось и преследовалось, как говорит Григорий Богослов в своих обличительных словах на Юлиана. Это и ныне делается у христиан, живущих между мусульманами. Но мы фимиамом, светильниками и торжественными собраниями воздаем честь усопшему, как освященному крещением, и поем над ним «непорочен», говоря от лица его: все́м се́рдцем мои́м взыска́х Тебе́, Го́споди, в се́рдце мое́м скры́х словеса́ Твоя́; на пути́ свиде́ний Твои́х наслади́хся и прочее (Пс.118:10–11, 14), что могут говорить Богу избранники его.

Славянская кормчая. Правило 103. Годе бысть отцем да утверженые соборы молитвы, от всех совершаются, или начальные, или предложениа, или рукоположениа. И отнюдь инех на веру николиже не приносити.

Толкование. Яже от всех соборов утверженая святая писания и молитвы яже церковь прияла есть, вси християне творити должни суть; се же есть яже в начале святыя службы до евангелия пение, и почитании священных писаней, или предложение; се же суть, еже о оглашеных молитвы, ими же тех Господеви предлагаем, и рукоположение, еже есть поставление, и потом бывающее людем благословение епископлею рукою.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΡΓ´

Комментировать