50

Правило 51

52

О запрете обычая устраивать в церкви пиршества.

Епископы или клирики да не устраивают трапез в церкви, разве только им случится по необходимости остановиться там во время путешествия для отдыха. И мирянам, насколько возможно, да воспрещаются такого рода трапезы.

Ὥστε ἐπισκόπους, ἢ κληρικοὺς ἐν τῇ ἐκκλησίᾳ μὴ συμποσιάζεσθαι εἰ μὴ δ᾽ ἂν τυχὸν ἀνάγκῃ ξενίας διαβάντες ἐκεῖ καταλύσωσι. Καὶ οἱ λαοὶ δὲ ἀπὸ τοιουτοτρόπων συμποσίων ὅσον δυνατόν ἐστι κωλυθῶσι.[1]

Толкования

Зонара. Должно прочесть 74‑е правило Трулльского собора, которым запрещается совершать вечери любви в церквах, и что там написано. И это правило запрещает устроять в церквах пиршества, даже и совсем запрещает есть внутри церкви, исключая того случая, говорит, если кто войдет в церковь по необходимости, находясь в чужом месте и не имея где отдохнуть.

Аристен. Клирик не должен пиршествовать в церкви, исключая того случая, если остановится там по нужде странствования. И мирянам должно быть воспрещаемо это.
Священные домы не должно обращать в обыкновенные и относиться к ним с пренебрежением и «ясти в них и творити возлежания», как написано и в 28‑м правиле Лаодикийского собора, разве только кто сделал это по необходимости, находясь в дороге и не имея где отдохнуть.

Вальсамон. О содержании настоящего правила пространнее сказано в 74‑м правиле 6‑го собора. Написанное там и прочти.

Славянская кормчая. Правило 42. Во святых церквах трапез и пирования не творити. Епископ и причетник в церкви не пировник, аще негде не нужди ради странства ту обитает. И мирским же человеком се упразднено есть.

Толкование. Не подобает священных домов общих храмов творити, и небрежение о них имети, и вних ясти, и трапезы поставляти, якоже и в 28‑м правиле пишет, иже в Лаодикии собора: токмо аще путь шествуя, и миыо идыи нужды ради дождя и снега, влез в церковь обитает, не имыи инде нигдеже виталища.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΜΒ´

Комментировать