49

Правило 50

51

Повеление клирикам совершать Таинство Евхаристии натощак.

Таинство алтаря да совершается не иначе как теми, кто ничего не вкушал, за исключением 1 дня в году, в который совершается Господня вечеря. Если же будет совершаться поминовение кого-либо, епископов ли или прочих, скончавшихся в вечернее время, то пусть оно совершается с одними молитвами, если окажется, что совершающие его уже вкусили пищи.

Ὥστε ἅγια θυσιαστηρίου, εἰ μὴ ἀπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι, ἐξῃρημένης μιᾶς ἐτησίας ἡμέρας, ἐν ᾗ τὸ Κυριακὸν δεῖπνον ἐπιτελεῖται. Ἐὰν δέ τινων κατὰ τὸν δειλινὸν καιρὸν τελευτησάντων εἴτε ἐπισκόπων, εἴτε τῶν λοιπῶν, παράθεσις γένηται, μόναις εὐχαῖς ἐκτελεσθῇ, ἐὰν οἱ ταύτην ποιοῦντες ἀριστήσαντες εὑρεθῶσι.[1]

Толкования

Зонара. 29‑е правило Трулльского собора упоминает об этом правиле и отменяет постановление, чтобы совершающие таинство не были неядшими в тот день, в который совершается Господня вечеря. Итак, должно прочесть написанное там. А дальнейшая часть настоящего правила касательно скончавшихся в вечернее время, кажется, состоит в следующем. По умерших и на памятях их, то есть когда они ранее располагали, чтобы были совершены по ним погребальные песнопения, по обычаю совершалось и священнодействие литургии (προσκομιδή); итак, говорит правило, если скончается кто-нибудь в вечернее время, и совершающие погребение не будут неядшими, то пусть совершают одними молитвами. А некоторые под словом память (παράϑεσίς) разумеют молитвенное предстательство и ходатайство за умершего пред Богом.

Аристен. Святые дары приносятся только неядяшми.
Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими и после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай церкви, и священники не вкушая пищи и пития должны приносить в олтаре святые дары, точно также и причащающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и пития.

Вальсамон. 29‑е правило Трулльского собора упоминает об этом правиле и отменяет постановление, чтобы совершающие таинство не были неядшими в тот день, когда совершается Господня вечеря. Итак, должно прочесть, что там написано. А дальнейшая часть настоящего правила относительно скончавшихся в вечернее время, кажется, состоит в следующем. По усопшим, и в память их, то есть когда они ранее располагали, чтобы совершены были по ним погребальные песнопения, как кажется, совершаема была и проскомидия, и священнодействие. Итак, говорит правило, если кто скончается в вечернее время и совершающие погребение не будут неядшими, то должны совершать погребение одними молитвами. А ныне это не делается.

Славянская кормчая. Правило 41. Аще не алчен кто, святых да не принесет.

Толкование. Аще убо и Господь наш, по вечери учеником Пасху предал есть, и тайней службе научи я, но по благословному гласу, не подобает нам еже (не) о нас указанием подобитися, но церкви подобает нам иже о нас указанием подобитися, и церковным обычаем последовати, алчным сущим; рекше не ядшим иереом предстати олтареви и принести святая; сиречь святую службу совершати, и хотящим причащатися овятых даров: такоже иже не ядшим быти. И о сем ищи правила 29-го 6‑го Вселенского собора, иже в Трулле Полатнем.

Книга правил. Что и литургия великого четвертка, хотя позже обеденного времени, но также не ядшими должна быть совершаема, сие же сказуется сего же собора в правиле 18, и 6‑го Вселенского собора в правиле 29.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΜΑ´

Комментировать