Похоть

***

По́хоть – всякое про­ти­во­есте­ствен­ное, про­ти­во­за­кон­ное гре­хов­ное жела­ние, вле­че­ние, страсть (1Кор. 10:6, 1Петр. 2:18). Раз­вра­ще­ние сердца, вле­ку­щее ко злу и греху.

Кон­фликт между запро­сами духа и плоти — святые отцы и учи­тели Церкви назы­вают похо­тью. Похоть плоти есть такое состо­я­ние внут­рен­ней дис­гар­мо­нии чело­ве­че­ского есте­ства, при кото­ром удо­вле­тво­ре­ние физи­че­ских потреб­но­стей нано­сит непо­пра­ви­мый ущерб потреб­но­стям духов­ным.

«Каждый иску­ша­ется, увле­ка­ясь и обо­льща­ясь соб­ствен­ною похо­тью. Похоть же, зачавши рож­дает грех» (Иак. 1:14–15).

Похоть – сино­ним стра­сти, то есть жела­ния греха (1Кор.10:6). Похоть заклю­ча­ется в услаж­де­нии гре­хов­ными помыс­лами чело­ве­че­ской души. Похоть – неесте­ствен­ное дви­же­нии души, обна­ру­жи­ва­ю­щее ее гре­хов­ную болезнь.

Все чело­ве­че­ские гре­хов­ные при­стра­стия могут быть названы похо­тью: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир про­хо­дит, и похоть его, а испол­ня­ю­щий волю Божию пре­бы­вает вовек (1Ин. 2:15–17)»; «Каждый иску­ша­ется, увле­ка­ясь и обо­льща­ясь соб­ствен­ною похо­тию» (Иак.1:14); «Но те, кото­рые Хри­стовы, рас­пяли плоть со стра­стями и похо­тями». (Гал.5:24).

В узком смысле слова под похо­тью при­нято пони­мать блуд­ную страсть. Однако любая страсть может быть названа похо­тью.

***

Хри­сти­ан­скому подвиж­нику пред­стоит борьба со стра­стями и похотьми. При­ве­дем по дан­ному вопросу мнение про­то­и­е­рея Н. Ива­нова: Чело­век видит, что плоды от древа позна­ния добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его мате­ри­аль­ного суще­ство­ва­ния, а все осталь­ное в мире пред­став­ляет собой лишь «пищу» для «я». Душа забы­вает о своей связи с Источ­ни­ком и со всей при­ро­дой, она хочет лишь удо­вле­тво­ре­ния своих вожде­ле­ний. Нор­маль­ное само­утвер­жде­ние плоти и та радость ощу­ще­ния, кото­рая воз­ни­кает при ста­нов­ле­нии, пре­вра­ща­ется в похоть – похоть плоти.

Такова первая сту­пень гре­хо­па­де­ния. Чело­век видит, что воз­ник­шее пред­став­ле­ние о новых воз­мож­но­стях, не только чисто мате­ри­аль­ных, хорошо для пищи, но и при­ятно для глаз, и желанно – хорошо для глаз и вожде­ленно, ибо дает душе удо­вле­тво­ре­ние. Целый ком­плекс душев­ных сил нахо­дит свое удо­вле­тво­ре­ние на пути вку­ше­ния добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло – лишь оди­на­ково при­ем­ле­мые сред­ства для удо­вле­тво­ре­ния жела­ний. В себе самом чело­век может помыш­лять: «Все то, что мне пред­став­ля­ется, что ко мне отно­сится, должно отно­сится ко мне так, чтобы давать насла­жде­ние».

Вторая сту­пень гре­хо­па­де­ния – это кажу­ща­яся воз­мож­ность жизни по-новому. Гар­мо­ния кра­соты целого, когда все в мире пре­красно лишь в силу того, что отра­жает в себе славу Божию и вос­хва­ляет Творца, – эта гар­мо­ния и кра­сота ста­но­вятся хороши, лишь поскольку они хороши для меня. Мое «я» ста­но­вится в центре гар­мо­нии и центре кра­соты и желает всего только для себя. Такова вторая сту­пень гре­хо­па­де­ния – похоть очей.

И нако­нец, третья сту­пень гре­хо­па­де­ния. Чело­век хочет иметь знание в смысле вла­де­ния тем, что видит… Но если чело­век станет на само­сто­я­тель­ный путь, упи­ва­ясь полной сво­бо­дой выбора, забыв о запо­веди, данной ему Твор­цом, то легко может потя­нуться к «злому» знанию, то есть знанию лишь того, что выгодно ему, но губи­тельно для его собра­тий. И он будет упор­ство­вать, стре­мясь овла­деть этим зна­нием.

Путь позна­ния (фак­ти­че­ски сме­ше­ния) в себе добра и зла есть путь инди­ви­ду­а­ли­сти­че­ского само­утвер­жде­ния. Он дает опыт борьбы, само­воз­вы­ше­ния, насла­жде­ния в чув­стве само­лю­бо­ва­ния, чув­ство пре­вос­ход­ства над теми, кто может быть пре­вра­щен в объект насла­жде­ния и гос­под­ства. Пред­ла­га­е­мый путь есть путь гор­до­сти собой, своим зна­нием и своим мнимым совер­шен­ством. Этот путь есть путь созер­ца­ния своего пре­вос­ход­ства. Такова третья сту­пень гре­хо­па­де­ния – гор­дость житей­ская»

Иванов Н., про­то­и­е­рей. И сказал Бог… Биб­лей­ская онто­ло­гия и биб­лей­ская антро­по­ло­гия.

***

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки