За кого вы Меня почитаете? – говорит Христос Своим ученикам, и апостол Петр Ему отвечает: Ты – Христос, Сын Бога Живого, на что Господь ему говорит: Блажен ты, потому что не плоть и кровь тебе это открыли, но Мой Отец, Который на небесах. Было ли что-то новое в этих словах? Знал ли это один апостол Петр, или это знали другие? Конечно, это знали другие. А почему Господь открыл это апостолам, и в их числе – апостолу Петру, но именно Петр говорит об этом и слышит в ответ, что он блажен?
Ответ на этот вопрос нам дает сама жизнь апостола Петра. В первый раз мы его встречаем после Крещения Господня, когда его брат апостол Андрей Первозванный зовет его и говорит: Мы нашли Мессию, то есть Христа. И Петр, вернее – Симон, немедленно идет туда, навстречу Христу, и Христос говорит ему: Ты – Симон, сын Ионин, и наречешься Кифа, что значит Петр. “Кифа” по-еврейски и “Петр” по-гречески означает одно и то же – “камень”, а камень – значит твердый, крепкий.
Но у него кроме этой твердости и крепости была еще ревность, и мы с вами помним, как на Галилейском озере, когда была буря, когда ученики Христовы в лодке переправлялись через озеро одни, а Сам Господь остался на горе помолиться после того, как Он насытил толпу пятью хлебами, лодку заливало волнами, и Христос пришел к ним по воде. И они испугались, а Он им говорит: Это Я, не бойтесь, и тогда не кто-нибудь другой, а именно Петр говорит: Господи, если это – Ты, повели мне идти к тебе по воде.
Какая должна быть вера для того, чтобы обратиться с такой просьбой? И вот он сначала идет, а потом начинает сомневаться и тонет, но Господь ему дает руку и поднимает его опять на поверхность волн. Перед глазами невольно является эта картина: Петр сначала идет по бурным волнам, как по суху, а затем начинает в них погружаться, потому что пугается ветра и волн. Ну и эта ревность однажды очень сильно его подвела, потому что ревность, вообще-то, это дело опасное. Она должна быть всегда по разуму, иначе можно и шею сломать. И вот, когда он говорит Христу, что если и все отрекутся от Тебя, я не отрекусь, думая, что он всю свою жизнь будет испытывать одни и те же чувства, то после этого первый же от Него отрекается. И потом Господь принимает его раскаяние, и мы в книге Деяний снова видим Петра первым среди двенадцати апостолов.
Когда нужно что-то сказать от лица всех Двенадцати, делает это именно Петр. Именно апостол Петр основал Римскую Церковь, которая была среди Церквей первой по чести среди равных в течение целых тысячи лет, пока не отпала от Православия. И все время горячая душа этого человека, его ревность, его твердость в вере влекут его вперед и вперед.
А что мы видим в жизни апостола Павла? Та же самая ревность, та же самая твердость. Только по-другому все начиналось. Впервые мы встречаем его в тот момент, когда иудеи, члены Синедриона, побивали камнями апостола и первомученика Стефана. В книге Деяний написано, что они свои верхние одежды сложили у ног юноши по имени Савл, который одобрял убийство Стефана. После этого Савл является перед нами как гонитель Церкви, как ревностный антихристианин, который влачил христиан в синагоги и убивал их. И вот ему на пути в Дамаск является Христос и говорит: Савл, что ты гонишь Меня?
Почему именно ему Христос явился? Почему Он не явился первосвященникам, которые Его распяли, и не сказал: образумьтесь? Почему Он не являлся другим неверовавшим в Него иудеям после того, как воскрес, а явился этому человеку? Потому что Савл – будущий апостол Павел – гнал Церковь по ревности к славе Божией. Только ревность его была не по разуму. И когда он узнал, как обстоит дело на самом деле и чем он занимался, то мы с вами помним, что он не только ослеп, но и три дня не мог есть и пить. И мы можем понять его чувства: ему открылось, насколько вся его ревность шла вразрез с Истиной Божьей, поэтому он и не мог есть и пить.
И вот дальше апостол Павел оказывается человеком, который совершил величайшие труды на ниве Христовой. Им основаны Церкви по всем городам Малой Азии, и большая часть книги Деяний посвящена именно путешествиям и трудам апостола Павла.
Сегодня – день мученической кончины обоих первоверховных апостолов, когда они были казнены в гонение при императоре Нероне. Апостол Павел, как человек, имевший Римское гражданство, был обезглавлен, а апостол Петр, как не имевший такого гражданства, был распят на кресте, что считалось самой позорной казнью. И мы с вами знаем из Предания, что апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой, потому что он считал себя недостойным, как отрекшийся от Христа, умереть той же самой смертью, которой умер Христос на Кресте.
Мы видим их великую ревность, их великую твердость в вере, и с какого-то момента в их жизни – великую осмотрительность во всех делах. К этому они призывают и нас. Потому что хорошо иметь веру: Ты веруешь, – говорит апостол Иаков, – и хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва (Иак.2,19-20)? Если бы они просто верили и не старались жить по вере, то не только не стали бы апостолами, но и не вошли бы в Царствие Божие. Если мы с вами будем иметь веру, которая отражается на наших делах, то значит мы будем их учениками. Покажи мне, – говорит апостол Иаков, – веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак.2,18).
Будем молиться святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы нам с вами тоже не только иметь веру, о которой мы прочитали в книгах, но и идти самим вслед за Христом, совершая поступки, ее подтверждающие.
Аминь.
2005 год
Комментировать