Проповедь в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла — иерей Михаил Немнонов

Проповедь в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла — иерей Михаил Немнонов

(1 голос5.0 из 5)

За кого вы Меня почи­та­ете? – гово­рит Хри­стос Своим уче­ни­кам, и апо­стол Петр Ему отве­чает: Ты – Хри­стос, Сын Бога Живого, на что Гос­подь ему гово­рит: Бла­жен ты, потому что не плоть и кровь тебе это открыли, но Мой Отец, Кото­рый на небе­сах. Было ли что-то новое в этих сло­вах? Знал ли это один апо­стол Петр, или это знали дру­гие? Конечно, это знали дру­гие. А почему Гос­подь открыл это апо­сто­лам, и в их числе – апо­столу Петру, но именно Петр гово­рит об этом и слы­шит в ответ, что он блажен?

Ответ на этот вопрос нам дает сама жизнь апо­стола Петра. В пер­вый раз мы его встре­чаем после Кре­ще­ния Гос­подня, когда его брат апо­стол Андрей Пер­во­зван­ный зовет его и гово­рит: Мы нашли Мес­сию, то есть Хри­ста. И Петр, вер­нее – Симон, немед­ленно идет туда, навстречу Хри­сту, и Хри­стос гово­рит ему: Ты – Симон, сын Ионин, и наре­чешься Кифа, что зна­чит Петр. “Кифа” по-еврей­ски и “Петр” по-гре­че­ски озна­чает одно и то же – “камень”, а камень – зна­чит твер­дый, крепкий.

Но у него кроме этой твер­до­сти и кре­по­сти была еще рев­ность, и мы с вами пом­ним, как на Гали­лей­ском озере, когда была буря, когда уче­ники Хри­стовы в лодке пере­прав­ля­лись через озеро одни, а Сам Гос­подь остался на горе помо­литься после того, как Он насы­тил толпу пятью хле­бами, лодку зали­вало вол­нами, и Хри­стос при­шел к ним по воде. И они испу­га­лись, а Он им гово­рит: Это Я, не бой­тесь, и тогда не кто-нибудь дру­гой, а именно Петр гово­рит: Гос­поди, если это – Ты, повели мне идти к тебе по воде.

Какая должна быть вера для того, чтобы обра­титься с такой прось­бой? И вот он сна­чала идет, а потом начи­нает сомне­ваться и тонет, но Гос­подь ему дает руку и под­ни­мает его опять на поверх­ность волн. Перед гла­зами невольно явля­ется эта кар­тина: Петр сна­чала идет по бур­ным вол­нам, как по суху, а затем начи­нает в них погру­жаться, потому что пуга­ется ветра и волн. Ну и эта рев­ность одна­жды очень сильно его под­вела, потому что рев­ность, вообще-то, это дело опас­ное. Она должна быть все­гда по разуму, иначе можно и шею сло­мать. И вот, когда он гово­рит Хри­сту, что если и все отре­кутся от Тебя, я не отре­кусь, думая, что он всю свою жизнь будет испы­ты­вать одни и те же чув­ства, то после этого пер­вый же от Него отре­ка­ется. И потом Гос­подь при­ни­мает его рас­ка­я­ние, и мы в книге Дея­ний снова видим Петра пер­вым среди две­на­дцати апостолов.

Когда нужно что-то ска­зать от лица всех Две­на­дцати, делает это именно Петр. Именно апо­стол Петр осно­вал Рим­скую Цер­ковь, кото­рая была среди Церк­вей пер­вой по чести среди рав­ных в тече­ние целых тысячи лет, пока не отпала от Пра­во­сла­вия. И все время горя­чая душа этого чело­века, его рев­ность, его твер­дость в вере вле­кут его впе­ред и вперед.

А что мы видим в жизни апо­стола Павла? Та же самая рев­ность, та же самая твер­дость. Только по-дру­гому все начи­на­лось. Впер­вые мы встре­чаем его в тот момент, когда иудеи, члены Синед­ри­она, поби­вали кам­нями апо­стола и пер­во­му­че­ника Сте­фана. В книге Дея­ний напи­сано, что они свои верх­ние одежды сло­жили у ног юноши по имени Савл, кото­рый одоб­рял убий­ство Сте­фана. После этого Савл явля­ется перед нами как гони­тель Церкви, как рев­ност­ный анти­хри­сти­а­нин, кото­рый вла­чил хри­стиан в сина­гоги и уби­вал их. И вот ему на пути в Дамаск явля­ется Хри­стос и гово­рит: Савл, что ты гонишь Меня?

Почему именно ему Хри­стос явился? Почему Он не явился пер­во­свя­щен­ни­кам, кото­рые Его рас­пяли, и не ска­зал: обра­зумь­тесь? Почему Он не являся дру­гим неве­ро­вав­шим в Него иудеям после того, как вос­крес, а явился этому чело­веку? Потому что Савл – буду­щий апо­стол Павел – гнал Цер­ковь по рев­но­сти к славе Божией. Только рев­ность его была не по разуму. И когда он узнал, как обстоит дело на самом деле и чем он зани­мался, то мы с вами пом­ним, что он не только ослеп, но и три дня не мог есть и пить. И мы можем понять его чув­ства: ему откры­лось, насколько вся его рев­ность шла враз­рез с Исти­ной Божьей, поэтому он и не мог есть и пить.

И вот дальше апо­стол Павел ока­зы­ва­ется чело­ве­ком, кото­рый совер­шил вели­чай­шие труды на ниве Хри­сто­вой. Им осно­ваны Церкви по всем горо­дам Малой Азии, и боль­шая часть книги Дея­ний посвя­щена именно путе­ше­ствиям и тру­дам апо­стола Павла.

Сего­дня – день муче­ни­че­ской кон­чины обоих пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов, когда они были каз­нены в гоне­ние при импе­ра­торе Нероне. Апо­стол Павел, как чело­век, имев­ший Рим­ское граж­дан­ство, был обез­глав­лен, а апо­стол Петр, как не имев­ший такого граж­дан­ства, был рас­пят на кре­сте, что счи­та­лось самой позор­ной каз­нью. И мы с вами знаем из Пре­да­ния, что апо­стол Петр про­сил, чтобы его рас­пяли вниз голо­вой, потому что он счи­тал себя недо­стой­ным, как отрек­шийся от Хри­ста, уме­реть той же самой смер­тью, кото­рой умер Хри­стос на Кресте.

Мы видим их вели­кую рев­ность, их вели­кую твер­дость в вере, и с какого-то момента в их жизни – вели­кую осмот­ри­тель­ность во всех делах. К этому они при­зы­вают и нас. Потому что хорошо иметь веру: Ты веру­ешь, – гово­рит апо­стол Иаков, – и хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут. Но хочешь ли знать, неосно­ва­тель­ный чело­век, что вера без дел мертва (Иак.2,19–20)? Если бы они про­сто верили и не ста­ра­лись жить по вере, то не только не стали бы апо­сто­лами, но и не вошли бы в Цар­ствие Божие. Если мы с вами будем иметь веру, кото­рая отра­жа­ется на наших делах, то зна­чит мы будем их уче­ни­ками. Покажи мне, – гово­рит апо­стол Иаков, – веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак.2,18).

Будем молиться свя­тым пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лам Петру и Павлу, чтобы нам с вами тоже не только иметь веру, о кото­рой мы про­чи­тали в кни­гах, но и идти самим вслед за Хри­стом, совер­шая поступки, ее подтверждающие.

Аминь.

2005 год

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки