Про­ки­мен

***

Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд постав­ля­е­мый, пред­ла­га­е­мый, впе­реди лежа­щий) – стих из псал­мов, соот­вет­ству­ю­щий зна­че­нию дня или празд­ника, воз­гла­ша­е­мый чтецом или диа­ко­ном перед чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния – Апо­стола, Еван­ге­лия или пари­мий, – а хор вторит ему.

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

  • Вос­кре­се­нье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92)
  • Поне­дель­ник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс. 133)
  • Втор­ник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс. 4)
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс. 22)
  • Чет­верг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс. 53)
  • Пят­ница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс. 120)
  • Суб­бота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс. 58)

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

  • Вели­кие про­кимны — см. ниже.
  • В будние дни Вели­кого поста вечерня соеди­ня­ется с Часами, на кото­рых чита­ется Псал­тирь. Про­кимны Вечерни в эти дни выби­ра­ются из псал­мов, про­чи­тан­ных до этого на часах, и, в связи с этим, изме­ня­ются еже­дневно. Поскольку в эти дни на Вечерне чита­ется две паре­мии, каждая из них пред­ва­ря­ется своим про­ким­ном. Таким обра­зом, на вели­ко­пост­ных вечер­нях поются два про­кимна, меня­ю­щи­еся еже­дневно.

Вели­кие про­кимны Вечерни

В вели­кие Гос­под­ские празд­ники и в вос­кре­се­нья Вели­кого поста испол­ня­ются про­кимны, состо­я­щие не из одного, а из трех стихов, назы­ва­е­мые вели­кими.

Вели­ких про­ким­нов в совре­мен­ном бого­слу­же­нии четыре:

  • Вече­ром празд­ни­ков Свет­лого Вос­кре­се­ния, Фомина Вос­кре­се­ния, Пяти­де­сят­ницы и Рож­де­ства Хри­стова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76),
  • Вече­ром празд­ни­ков Бого­яв­ле­ния, Пре­об­ра­же­ния, Воз­не­се­ния и Воз­дви­же­ния Живо­тво­ря­щего Креста Хри­стова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка вос­хоте́, сотвори́» (Пс. 113)
  • Вече­ром в Про­щё­ное вос­кре­се­нье, второе и чет­вёр­тое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс. 68),
  • Вече­ром в первое, третье и пятое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс. 60).

Про­кимны Утрени

Един­ствен­ным чте­нием на Утрене бывает чтение Еван­ге­лия в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, а также в дни памяти неко­то­рых святых. Это чтение и пред­ва­ря­ется про­ким­ном.

В дву­на­де­ся­тые и хра­мо­вые празд­ники, даже при их сов­па­де­нии с вос­кре­се­ньем, поётся про­ки­мен празд­ника (из Минеи или Триоди). В вос­кре­се­нья, не сов­па­да­ю­щие с дву­на­де­ся­тыми и хра­мо­выми празд­ни­ками, поётся вос­крес­ный про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Ны́не вос­стану, гово­рит Гос­подь, поставлю в без­опас­ность того, кого уло­вить хотят» (Пс. 11).
  • Глас 2: «Про­бу­дись для меня на суд, кото­рый Ты запо­ве­дал, сонм людей станет вокруг Тебя» (Пс. 7).
  • Глас 3: «Ска­жите наро­дам: Гос­подь цар­ствует! потому тверда все­лен­ная, не поко­леб­лется» (Пс. 95).
  • Глас 4: «Вос­стань на помощь нам и избавь нас ради мило­сти Твоей» (Пс. 43).
  • Глас 5: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, ибо Ты цар­ству­ешь во веки» (Пс. 9).
  • Глас 6: «Гос­поди, воз­двигни силу Твою и прииди спасти нас» (Пс. 79).
  • Глас 7: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, не забудь угне­тен­ных Твоих до конца» (Пс. 9).
  • Глас 8: «Гос­подь будет цар­ство­вать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс. 145).

На утре­нях Вели­ких Поне­дель­ника, Втор­ника, Среды, Чет­верга и Пят­ницы про­кимна перед Еван­ге­лием не пола­га­ется.

На утрене Вели­кой Суб­боты — пола­га­ется два про­кимна (перед паре­мией и апо­столь­ским чте­нием).

Про­кимны Часов

Обычно после­до­ва­ние Часов не вклю­чает в себя чтений из Св. Писа­ния, поэтому про­кимны на часах обычно отсут­ствуют. Исклю­че­ния:

  • Вели­кие часы (наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния; Вели­кая Пят­ница) — чтения и, соот­вет­ственно, про­кимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Вели­кого поста (перед чте­нием из про­рока Исайи), в Вели­кие Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду (перед чте­нием из про­рока Иезе­ки­иля),
  • Первый час в Вели­кий чет­верг (чита­ется паре­мия).

Про­кимны литур­гии

На литур­гиях Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого всегда чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лие. Чтение Апо­стола пред­ва­ря­ется про­ким­ном. При сов­па­де­нии вос­кре­се­нья с неко­то­рыми празд­ни­ками поются два про­кимна. В вос­крес­ные дни, если они не сов­па­дают с дву­на­де­ся­тыми Гос­под­скими празд­ни­ками, поётся про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» (Пс. 32),
  • Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» (Пс. 117),
  • Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» (Пс. 46),
  • Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» (Пс. 103),
  • Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» (Пс. 11),
  • Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и бла­го­слови́ достоя́ние Твое́» (Пс. 27),
  • Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» (Пс. 28),
  • Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» (Пс. 75).

***

«Про­ки­мен – προκείμενος, пред­ле­жа­щий, т. е, стих псалма, пред­ше­ству­ю­щий чтению из Свящ. Писа­ния Вет­хого или Нового Заве­тов и подо­бран­ный для этой цели с соот­вет­ству­ю­щим к чтению содер­жа­нием, напри­мер, в память апо­сто­лов:

«Во всю землю изыде веща­ние их и в концы все­лен­ныя гла­голы их»; в день Пре­об­ра­же­ния: «Фавор и Ермон о имени Твоем воз­ра­ду­ется»; вос­крес­ный 1‑го гласа: «Ныне вос­кресну, гла­го­лет Гос­подь, поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем» и т. д. Про­ки­мен сопро­вож­да­ется и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого про­кимна и одного стиха, или же к нему при­со­еди­ня­ется три стиха, про­кимны раз­ли­ча­ются на малые (обыч­ные) и вели­кие. Послед­ние поло­жены в суб­боту вечера, на вечер­нях дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, в недели вечера Четы­ре­де­сят­ницы.

Исто­рия про­кимна такова. Это оста­ток пения псалма с при­пе­вом к каж­дому стиху его какого-либо наи­бо­лее под­хо­дя­щего или зна­ко­мого народу стиха, гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Еще в IVV вв. пелись таким обра­зом целые псалмы респон­сор­ным спо­со­бом, в отли­чие от анти­фон­ного. Сирий­ская литур­гия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апо­столь­ским чте­нием. Зла­то­уст гово­рит: «Отцы уста­но­вили, чтобы народ под­пе­вал из псалма стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение». Про­кимны рас­про­стра­ня­лись по всему хри­сти­ан­скому миру; их знает синай­ская утреня; в запад­ной литур­гике им соот­вет­ствует «респон­со­рий». Иногда Про­ки­мен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из после­ду­ю­щих стихов того же псалма, напри­мер, вос­крес­ный (в суб­боту вечера)

«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся. Обле­чеся Гос­подь в силу и пре­по­я­сася. Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится» – все это первый стих 92 псалма, и, нако­нец, послед­ний стих про­кимна – послед­ний же стих псалма: «Дому Твоему подо­бает свя­тыня, Гос­поди, в дол­готу дний» (стих 5). Иногда, наобо­рот, какой-либо стих из сере­дины псалма взят за про­ки­мен – по-види­мому, то, что Зла­то­уст назвал «стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что под­твер­ждает древ­ний обычай испол­нять весь псалом, с тече­нием вре­мени сокра­тив­шийся до раз­ме­ров только одного 1‑го стиха. Напри­мер, про­ки­мен на Бого­ро­дич­ные празд­ники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и при­к­лони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, гла­голю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще напри­мер: про­ки­мен вос­крес­ный 8‑го гласа: «Воца­рится Гос­подь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Гос­пода, вос­хвалю Гос­пода в животе моем».

Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия.

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки