Прокимен

Проки́мен (προκείμενον — «пред­ле­жа­щее») — биб­лей­ский стих (чаще всего из псалма), подо­бран­ный в соот­вет­ствии с содер­жа­нием празд­ника или службы. В нашем бого­слу­же­нии про­ки­мен по факту чаще всего поется перед чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния, однако есть и исклю­че­ние: на вечерне в боль­шин­стве слу­чаев про­ки­мен поется без после­ду­ю­щих биб­лей­ских чтений.

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

  • Вос­кре­се­нье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92)
  • Поне­дель­ник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс.133)
  • Втор­ник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс.4)
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс.22)
  • Чет­верг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс.53)
  • Пят­ница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс.120)
  • Суб­бота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс.58)

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

  • Вели­кие про­кимны — см. ниже.
  • В будние дни Вели­кого поста вечерня соеди­ня­ется с Часами, на кото­рых чита­ется Псал­тирь. Про­кимны Вечерни в эти дни выби­ра­ются из псал­мов, про­чи­тан­ных до этого на часах, и, в связи с этим, изме­ня­ются еже­дневно. Поскольку в эти дни на Вечерне чита­ется две паре­мии, каждая из них пред­ва­ря­ется своим про­ким­ном. Таким обра­зом, на вели­ко­пост­ных вечер­нях поются два про­кимна, меня­ю­щи­еся еже­дневно.

Вели­кие про­кимны Вечерни

В вели­кие Гос­под­ские празд­ники и в вос­кре­се­нья Вели­кого поста испол­ня­ются про­кимны, состо­я­щие не из одного, а из трех стихов, назы­ва­е­мые вели­кими.

Вели­ких про­ким­нов в совре­мен­ном бого­слу­же­нии четыре:

  • Вече­ром празд­ни­ков Свет­лого Вос­кре­се­ния, Фомина Вос­кре­се­ния, Пяти­де­сят­ницы и Рож­де­ства Хри­стова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс.76),
  • Вече­ром празд­ни­ков Бого­яв­ле­ния, Пре­об­ра­же­ния, Воз­не­се­ния и Воз­дви­же­ния Живо­тво­ря­щего Креста Хри­стова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка вос­хоте́, сотвори́» (Пс.113)
  • Вече­ром в Про­щё­ное вос­кре­се­нье, второе и чет­вёр­тое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс.68),
  • Вече­ром в первое, третье и пятое вос­кре­се­ния Вели­кого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс.60).

Про­кимны Утрени

Един­ствен­ным чте­нием на Утрене бывает чтение Еван­ге­лия в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, а также в дни памяти неко­то­рых святых. Это чтение и пред­ва­ря­ется про­ким­ном.

В дву­на­де­ся­тые и хра­мо­вые празд­ники, даже при их сов­па­де­нии с вос­кре­се­ньем, поётся про­ки­мен празд­ника (из Минеи или Триоди). В вос­кре­се­нья, не сов­па­да­ю­щие с дву­на­де­ся­тыми и хра­мо­выми празд­ни­ками, поётся вос­крес­ный про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Ны́не вос­стану, гово­рит Гос­подь, поставлю в без­опас­ность того, кого уло­вить хотят» (Пс.11).
  • Глас 2: «Про­бу­дись для меня на суд, кото­рый Ты запо­ве­дал, сонм людей станет вокруг Тебя» (Пс.7).
  • Глас 3: «Ска­жите наро­дам: Гос­подь цар­ствует! потому тверда все­лен­ная, не поко­леб­лется» (Пс.95).
  • Глас 4: «Вос­стань на помощь нам и избавь нас ради мило­сти Твоей» (Пс.43).
  • Глас 5: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, ибо Ты цар­ству­ешь во веки» (Пс.9).
  • Глас 6: «Гос­поди, воз­двигни силу Твою и прииди спасти нас» (Пс.79).
  • Глас 7: «Вос­стань, Гос­поди, Боже мой, воз­неси руку Твою, не забудь угне­тен­ных Твоих до конца» (Пс.9).
  • Глас 8: «Гос­подь будет цар­ство­вать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс.145).

На утре­нях Вели­ких Поне­дель­ника, Втор­ника, Среды, Чет­верга и Пят­ницы про­кимна перед Еван­ге­лием не пола­га­ется.

На утрене Вели­кой Суб­боты — пола­га­ется два про­кимна (перед паре­мией и апо­столь­ским чте­нием).

Про­кимны Часов

Обычно после­до­ва­ние Часов не вклю­чает в себя чтений из Св. Писа­ния, поэтому про­кимны на часах обычно отсут­ствуют. Исклю­че­ния:

  • Вели­кие часы (наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния; Вели­кая Пят­ница) — чтения и, соот­вет­ственно, про­кимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Вели­кого поста (перед чте­нием из про­рока Исайи), в Вели­кие Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду (перед чте­нием из про­рока Иезе­ки­иля),
  • Первый час в Вели­кий чет­верг (чита­ется паре­мия).

Про­кимны литур­гии

На литур­гиях Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого всегда чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лие. Чтение Апо­стола пред­ва­ря­ется про­ким­ном. При сов­па­де­нии вос­кре­се­нья с неко­то­рыми празд­ни­ками поются два про­кимна. В вос­крес­ные дни, если они не сов­па­дают с дву­на­де­ся­тыми Гос­под­скими празд­ни­ками, поётся про­ки­мен рядо­вого гласа:

  • Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» (Пс.32),
  • Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» (Пс.117),
  • Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» (Пс.46),
  • Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» (Пс.103),
  • Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» (Пс.11),
  • Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и бла­го­слови́ достоя́ние Твое́» (Пс.27),
  • Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» (Пс.28),
  • Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» (Пс.75).

***

Про­ки­мен (προκείμενον — «пред­ле­жа­щее») — биб­лей­ский стих (чаще всего из псалма, исклю­че­ния пере­чис­лены далее), подо­бран­ный в соот­вет­ствии с содер­жа­нием празд­ника или службы, напри­мер, в память апо­сто­лов: «Во всю землю изыде веща­ние их, и в концы все­лен­ныя гла­голы их»; в празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня: «Фавор и Ермон о имени Твоем воз­ра­ду­е­тася»; вос­крес­ный 1‑го гласа: «Ныне вос­кресну, гла­го­лет Гос­подь, поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем» и так далее. Про­ки­мен сопро­вож­да­ется своим стихом, причем стих (стихи) всегда берется из того же источ­ника (псалма или биб­лей­ской песни), что и про­ки­мен. В нашем бого­слу­же­нии про­ки­мен по факту чаще всего поется перед чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния (что поро­дило рас­про­стра­нен­ное и оши­боч­ное пред­став­ле­ние, будто он функ­ци­о­нально пред­ше­ствует этому чтению), однако есть и исклю­че­ние: на вечерне в боль­шин­стве слу­чаев (малая, все­днев­ная вечерня и вос­крес­ное бдение без свя­того с поли­е­леем) про­ки­мен поется без после­ду­ю­щих биб­лей­ских чтений.

При­ме­ча­ние: про­кимны не из псал­мов. По сути, из всех про­ким­нов, исполь­зу­е­мых на обще­ствен­ных бого­слу­же­ниях Пра­во­слав­ной Церкви, не явля­ются сти­хами Псал­тири только про­кимны, взятые из биб­лей­ских песней (те самые биб­лей­ские песни, кото­рые поются на утрене вместе с кано­ном). Это про­ки­мены на литур­гии в празд­ники Бого­ро­дицы («Вели­чит душа Моя Гос­пода, и воз­ра­до­вася дух Мой о Бозе Спасе Моем» — Лк.1:46–47) и празд­ники святых отцов («Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, Боже отец наших: и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки» — Дан.3:26), а также про­ки­мен на утрене в Рож­де­ство Иоанна Пред­течи («И ты, отроча, пророк Выш­няго наре­че­шися» — Лк.1:76). Также есть одно суще­ствен­ное исклю­че­ние, отно­ся­ще­еся уже к част­ному бого­слу­же­нию – в служ­бах погре­бе­ния исполь­зу­ется про­ки­мен «Блажен путь, воньже идеши днесь, душе», кото­рый не явля­ется биб­лей­ским тек­стом и в древ­но­сти был анти­фо­ном, но потом транс­фор­ми­ро­вался в про­ки­мен.

Как пра­вило, про­ки­мен испол­ня­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: диакон или чтец объ­яв­ляет про­ки­мен, хор его повто­ряет; затем диакон (чтец) гово­рит стих, хор поет сам про­ки­мен (если про­ки­мен вели­кий – то 3 стиха, после каж­дого из кото­рых поется про­ки­мен в каче­стве при­пева); нако­нец, чтец гово­рит 1‑ю поло­вину, хор допе­вает 2‑ю поло­вину.

Про­кимны раз­де­ля­ются на обыч­ные (малые) и вели­кие, глав­ным кри­те­рием явля­ется коли­че­ство стихов: у вели­кого про­кимна – 3 стиха (соот­вет­ственно, он поется 4½ раза), у обыч­ного – 1 стих (поется 2½ раза). Конечно, есть еще и вто­ро­сте­пен­ные отли­чия: вели­кий про­ки­мен более тор­же­ственно поется и всегда ради него на вечерне совер­ша­ется вход, однако коли­че­ство стихов – глав­ный кри­те­рий1. Обыч­ные про­кимны поются на вечерне, утрене, часах и литур­гии, то есть на всех служ­бах суточ­ного круга, где чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние (паре­мии, Апо­стол и Еван­ге­лие). Вели­кие про­кимны могут упо­треб­ляться только на вечерне 70 раз в году: в суб­боту вечера («Гос­подь воца­рися…» на вос­крес­ном бдении, кото­рый явля­ется самым частым вели­ким про­киме­ном и поется 51 раз в году), на вечер­нях дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков и Анти­пасхи (всего 7 дней), в недели вечера Четы­ре­де­сят­ницы (6 дней), во все дни Свет­лой сед­мицы (6 дней). Кроме соб­ственно вели­ких про­ким­нов, в служ­бах Пра­во­слав­ной Церкви есть пес­но­пе­ния, кото­рые в книгах про­ким­нами не име­ну­ются, но по факту явля­ются вели­кими про­ким­нами: «Бог Гос­подь…» на утрене, «Да испра­вится молитва моя…» на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров и «Вос­кресни, Боже, суди земли…» на литур­гии Вели­кой Суб­боты.

Все про­кимны можно найти в бого­слу­жеб­ном Апо­столе, а также в службе дан­ного дня или празд­ника, содер­жа­щейся в Минее или Триоди (вос­крес­ные про­ки­мены нахо­дятся также в Окто­ихе).

Исто­рия про­кимна такова — это оста­ток пения псалма с при­певом к каж­дому его стиху наи­бо­лее под­хо­дя­щего дан­ному празд­нику фраг­мента этого же псалма, взя­того в каче­стве рефрена. Еще в IV–V веках пелись таким обра­зом целые псалмы; как это про­ис­хо­дило, мы можем пред­ста­вить на при­мере пения псалма 81 на литур­гии Вели­кой Суб­боты с при­пе­вом «Вос­кресни, Боже, суди земли…», кото­рый там поется цели­ком вместо алли­лу­а­рия. Посте­пенно вместо всего псалма стали петь только несколько стихов, а потом и вовсе остался только про­ки­мен и один стих к нему (у вели­ких про­киме­нов – 3 стиха). Когда и почему про­изо­шло это сокра­ще­ние, в точ­но­сти неиз­вестно.

Отно­си­тельно зна­че­ния тер­мина «про­ки­мен» нужно знать сле­ду­ю­щее: пер­во­на­чально такое назва­ние полу­чил избран­ный стих псалма, кото­рый испол­нялся в каче­стве рефрена; его выпи­сы­вали перед псал­мом и потому он полу­чил назва­ние «пред­ле­жа­щее». Про­ки­мен отли­чали от дру­гого ана­ло­гич­ного пес­но­пе­ния – анти­фона, кото­рый также был при­пе­вом к целому псалму, но был «ино­род­ным» эле­мен­том, спе­ци­ально состав­лен­ным или явля­ю­щимся пес­но­пе­нием дру­гого жанра (а не взятым из этого же псалма). Посте­пенно словом «про­ки­мен» стали назы­вать всю ком­по­зи­цию, состо­я­щую из рефрена и избран­ных стихов. Таким обра­зом, ста­но­вится понятно, что про­ки­мен исто­ри­че­ски явля­ется само­сто­я­тель­ным эле­мен­том бого­слу­же­ния, а не про­стой «пре­лю­дией» к чтению Свя­щен­ного Писа­ния, как многие его интер­пре­ти­руют на осно­ва­нии его фак­ти­че­ского упо­треб­ле­ния в совре­мен­ном бого­слу­же­нии2.

Иногда про­ки­мен явля­ется пер­вым стихом псалма, а стих его — какой-либо из последую­щих стихов того же псалма, как, напри­мер, про­ки­мен, кото­рый поется в суб­боту вечера: «Гос­подь воца­рися…» (Пс.92). Иногда, наобо­рот, какой-либо фраг­мент из сере­дины псалма взят за про­ки­мен, а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что под­твер­ждает древ­ний обычай испол­нять весь псалом, с тече­нием вре­мени сокра­тив­шийся до раз­ме­ров только одного 1‑го стиха, как, напри­мер, про­ки­мен на Бого­ро­дич­ные празд­ники: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» и стих «Отрыгну сердце мое слово благо».

По Уставу про­ки­мен и его стихи должен воз­гла­шать (запе­вать) кано­нарх в центре храма; по нашей прак­тике на вечерне и утрене про­ки­мен, как пра­вило, про­из­но­сит диакон, нахо­дясь в алтаре рядом с Горним местом, только на часах и литур­гии про­ки­мен гово­рит чтец.


При­ме­ча­ния:

1 Автор по своему опыту может засви­де­тель­ство­вать, что почему-то посто­ян­ным «заваль­ным» вопро­сом на заче­тах явля­ется просьба ука­зать прин­ци­пи­аль­ное отли­чие вели­кого про­ки­мена от обыч­ного; уча­щи­еся упорно ука­зы­вают на тор­же­ствен­ность испол­не­ния как на глав­ный при­знак вели­кого про­ки­мена, «забы­вая» про коли­че­ство стихов.

2 Желтов М., свящ. Про­ки­мен. Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия, т. 58. С. 293.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки