Плоть

***

Плоть – 1) одна из двух суб­стан­ций чело­ве­че­ского есте­ства; 2) поня­тие пра­во­слав­ной аске­тики, име­ю­щее два зна­че­ния: а) тело; б) сово­куп­ность при­над­ле­жа­щих греш­нику плот­ских стра­стей.

С одной сто­роны, под плотью хри­сти­ан­ские подвиж­ники пони­мают чело­ве­че­ское тело, участ­ву­ю­щее вместе с душой в подви­гах. С другой сто­роны, под плотью ими пони­ма­ется сово­куп­ность стра­стей, гнез­дя­щихся в чело­веке.

Говоря о жизни по плоти, апо­стол Павел гово­рит не о телес­ной (физио­ло­ги­че­ской) жизни чело­века, но о дей­ствии гре­хов­ных стра­стей в членах чело­ве­че­ского тела (Рим.7:5). Он учит, что делами плоти явля­ются не только телес­ные грехи, но и душев­ные – вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, раз­но­гла­сия, ереси (Гал.5:20). Людей, живу­щих по гре­хов­ным стра­стям, он назы­вает плот­скими, а по еван­гель­ским запо­ве­дям – духов­ными. «Он знал, что и плот­ские имеют душу, и духов­ные – тело, – гово­рит святой Ефрем Сирин, – но по при­чине пре­об­ла­да­ния того, чего в чело­веке больше, име­но­ва­ние пре­об­ла­да­ю­щего усва­и­вает целому чело­веку». Если в чело­веке гос­под­ствует при­стра­стие к зем­ному, то он – плот­ской (плоть как тело сотво­рена из праха зем­ного). Если в чело­веке пре­об­ла­дает стрем­ле­ние к Боже­ствен­ному, то он – духов­ный. Борьба этих стрем­ле­ний озна­чает, по слову апо­стола Павла, борьбу плоти и духа (Рим.8:7; Гал.5:17).

Победа земных при­стра­стий поз­во­ляет рас­про­стра­нить поня­тие «плоть» на саму чело­ве­че­скую душу. По слову св. Петра Дамас­кина, и душа может име­но­ваться плотью, если испол­няет поже­ла­ния стра­стей, доб­ро­вольно кос­неет в совер­шен­ном неве­де­нии о духов­ной жизни. Если же она тянется к Богу, то вслед за ней и весь чело­век ста­но­вится духов­ным. При этом само тело, как учит св. Гри­го­рий Палама, воз­вы­ша­ется вместе со стре­мя­щимся к Богу умом, «вку­шает боже­ствен­ного обще­ния», «бывает стя­жа­нием и домом Божьим».

***

Свойственно ли православной аскетике понятие «умерщвление плоти»?

Обуз­да­нием плоти в той или иной мере зани­ма­ется каждый хри­сти­а­нин. Внешне оно может выра­жаться в постах, бдении, бого­угод­ном физи­че­ском труде, воз­дер­жа­нии или в других формах.

Бли­жай­шей целью обуз­ды­ва­ния плоти явля­ется рас­кре­по­ще­ние духа, осво­бож­де­ние его от вли­я­ния плот­ских гре­хов­ных дви­же­ний; вра­че­ва­ние стра­стей; нако­нец, укреп­ле­ние воли, ори­ен­та­ция её в направ­ле­нии Добра, устрем­ле­ние от мир­ского к Небес­ному, от тлен­ного — к веч­ному, Боже­ствен­ному.

Плот­ские помыш­ле­ния могут пагубно ска­зы­ваться как на самой плоти, так и на душе. Под­чер­ки­вая, насколько опас­ными могут быть плот­ские помыш­ле­ния, апо­стол Павел соот­но­сил их с враж­дой против Бога (Рим.8:7).

Уже с апо­столь­ских времен люди, не пре­успе­вав­шие в борьбе с плот­ским гре­хов­ным нача­лом (а тем более — не желав­шие в этом пре­успе­вать), име­но­ва­лись плот­скими (1Кор.3:3).

Плот­ским могли име­но­ваться и ново­на­чаль­ные хри­сти­ане, как мла­денцы во Христе, как не достиг­шие духов­ной зре­ло­сти (над­ле­жа­щей сте­пени духов­ного совер­шен­ства) (1Кор.3:1).

Борьба с плот­ским гре­хов­ным нача­лом должна вестись хри­сти­а­ни­ном со всею ответ­ствен­но­стью. Поскольку речь идёт не о про­стом укло­не­нии от греха, а об истреб­ле­нии, иско­ре­не­нии его вли­я­ния и власти, постольку эта борьба име­ну­ется умерщ­вле­нием: умерщ­вле­нием плот­ских дел (Рим.8:13) умерщ­вле­нием плоти (по подо­бию того как и об отказе от зла вообще гово­рится: уме­реть для греха (Рим.6:2)).

Не секрет, что вели­ким хри­сти­ан­ским аске­там, подвиж­ни­кам, борьба с плот­ским нача­лом свой­ственна в боль­шей сте­пени, чем обык­но­вен­ным миря­нам. Внешне эта борьба про­яв­ля­ется в более суро­вом отно­ше­нии к соб­ствен­ной плоти, в част­но­сти: в более стро­гих постах, в испол­не­нии более тяжё­лых послу­ша­ний, в про­стоте одежд, в более частых и про­дол­жи­тель­ных молит­вен­ных сто­я­ниях по ночам, в про­жи­ва­нии в тесных (нередко — холод­ных) поме­ще­ниях (кельях, лачу­гах, пеще­рах).

Слу­ча­ется, что при таком отно­ше­нии к соб­ствен­ному телу подвиж­ники дово­дят его до измож­де­ния. Кому-то даже может пока­заться, что они зани­ма­ются напрас­ным и бес­смыс­лен­ным дела­нием: чле­но­вре­ди­тель­ством. Но это не так. Повто­рим, измож­де­ние плоти осу­ществ­ля­ется ими не ради измож­де­ния (это — не само­цель), а ради тор­же­ства духа над плотью.

***

свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов), митр. Мос­ков­ский:
«Нам, хри­сти­ане, пове­ле­ва­ется умерщ­влять плоть не кара­тель­ными ору­ди­ями, не муче­нием или уро­до­ва­нием созда­ния Божия, не повре­жде­нием орудия души, но духом, то есть духов­ным зако­ном, духов­ными рас­суж­де­ни­ями, духов­ными пра­ви­лами, духов­ным воз­зре­нием на образ жизни и рас­пя­тия Хри­стова, и силой, почерп­ну­той из этих живых источ­ни­ков».

свя­ти­тель Инно­кен­тий (Смир­нов) Пен­зен­ский:
«Как еже­днев­ное пока­я­ние спо­соб­ствует истреб­ле­нию со делан­ных грехов, так умерщ­вле­ние плоти их предот­вра­щает. Оно назы­ва­ется в Св. Писа­нии умерщ­вле­нием «плот­ских дел, земных членов» (Кол.3:5) или плот­ских стра­стей; рас­пя­тием плоти с ее «похо­тями» (Гал.5:24), раз­дра­нием сердца396 или обре­за­нием сер­деч­ным397. Умерщ­вле­ние плоти совер­ша­ется через непре­рыв­ное упраж­не­ние души в вещах и делах духов­ных, каковы чтение Слова Божия398 и раз­мыш­ле­ние о нем, молитвы, любовь ко всем чело­ве­кам, уни­чи­же­ние себя и прочее; через заня­тия тела полез­ными399 и уси­лен­ными400 тру­дами, через пост401, бодр­ство­ва­ние402, коле­но­пре­кло­не­ние и рас­про­сти­ра­ние по земле403, обуз­да­ние чувств, уеди­не­ние404 и прочее».

пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот:
«Сколько для плоти, избы­то­че­ству­ю­щей силами, нужно умерщ­вле­ние, укро­ща­ю­щее над­ме­ние стра­стей, столько же для плоти, изне­мо­га­ю­щей и вместе с душою под­вер­га­ю­щейся зло­стра­да­нию, потребна помощь, чтобы под­чи­ня­лась Боже­ствен­ным запо­ве­дям. Посему должно забо­титься и о том и о другом, а при недо­статке чего-либо одного усо­вер­ше­ние трудно».

свя­ти­тель Анто­ний Вели­кий:
«Утон­чим тела свои, чтобы иметь силу дер­жать себя в порядке, ибо если мы пора­бо­тим тело и отда­дим его в раб­ство души, то плот­ские помыш­ле­ния, любовь к кото­рым есть вражда Богу, умерщ­влены будут через умерщ­вле­ние плоти. Тогда про­све­тится душа и соде­ла­ется храмом Богу».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки