Плоть

(7 голосов: 5 из 5)

 

Плоть – понятие православной аскетики, имеющее два значения.

С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке.

Говоря о жизни по плоти, апостол Павел говорит не о телесной (физиологической) жизни человека, но о действии греховных страстей в членах человеческого тела (Рим.7:5). Он учит, что делами плоти являются не только телесные грехи, но и душевные – вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси (Гал.5:20). Людей, живущих по греховным страстям, он называет плотскими, а по евангельским заповедям – духовными. «Он знал, что и плотские имеют душу, и духовные – тело, – говорит святой Ефрем Сирин, – но по причине преобладания того, чего в человеке больше, именование преобладающего усваивает целому человеку». Если в человеке господствует пристрастие к земному, то он – плотской (плоть как тело сотворена из праха земного). Если в человеке преобладает стремление к Божественному, то он – духовный. Борьба этих стремлений означает, по слову апостола Павла, борьбу плоти и духа (Рим.8:7; Гал.5:17).

Победа земных пристрастий позволяет распространить понятие «плоть» на саму человеческую душу. По слову св. Петра Дамаскина, и душа может именоваться плотью, если исполняет пожелания страстей, добровольно коснеет в совершенном неведении о духовной жизни. Если же она тянется к Богу, то вслед за ней и весь человек становится духовным. При этом само тело, как учит св. Григорий Палама, возвышается вместе со стремящимся к Богу умом, «вкушает божественного общения», «бывает стяжанием и домом Божьим».

Свойственно ли православной аскетике понятие «умерщвление плоти»?

Обузданием плоти в той или иной мере занимается каждый христианин христианин. Внешне оно может выражаться в постах, бдении, богоугодном физическом труде, воздержании или в других формах.

Ближайшей целью обуздывания плоти является раскрепощение духа, освобождение его от влияния плотских греховных движений; врачевание страстей; наконец, укрепление воли, ориентация её в направлении Добра, устремление от мирского к Небесному, от тленного — к вечному, Божественному.

Плотские помышления могут пагубно сказываться как на самой плоти, так и на душе. Подчеркивая, насколько опасными могут быть плотские помышления, апостол Павел соотносил их с враждой против Бога (Рим.8:7).

Уже с апостольских времен люди, не преуспевавшие в борьбе с плотским греховным началом (а тем более — не желавшие в этом преуспевать), именовались плотскими (1Кор.3:3).

Плотским могли именоваться и новоначальные христиане, как младенцы во Христе, как не достигшие духовной зрелости (надлежащей степени духовного совершенства) (1Кор.3:1).

Борьба с плотским греховным началом должна вестись христианином со всею ответственностью. Поскольку речь идёт не о простом уклонении от греха, а об истреблении, искоренении его влияния и власти, постольку эта борьба именуется умерщвлением: умерщвлением плотских дел (Рим.8:13) умерщвлением плоти (по подобию того как и об отказе от зла вообще говорится: умереть для греха (Рим.6:2)).

Не секрет, что великим христианским аскетам, подвижникам, борьба с плотским началом свойственна в большей степени, чем обыкновенным мирянам. Внешне эта борьба проявляется в более суровом отношении к собственной плоти, в частности: в более строгих постах, в исполнении более тяжёлых послушаний, в простоте одежд, в более частых и продолжительных молитвенных стояниях по ночам, в проживании в тесных (нередко — холодных) помещениях (кельях, лачугах, пещерах).

Случается, что при таком отношении к собственному телу подвижники доводят его до измождения. Кому-то даже может показаться, что они занимаются напрасным и бессмысленным деланием: членовредительством. Но это не так. Повторим, измождение плоти осуществляется ими не ради измождения (это — не самоцель), а ради торжества духа над плотью.

 

Святитель Филарет (Дроздов), митр. Московский: «Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательными орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, не повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жизни и распятия Христова, и силой, почерпнутой из этих живых источников».

Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский: «Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением «плотских дел, земных членов» (Кол.3:5) или плотских страстей; распятием плоти с ее «похотями» (Гал.5:24), раздранием сердца396 или обрезанием сердечным397. Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия398 и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными399 и усиленными400 трудами, через пост401, бодрствование402, коленопреклонение и распростирание по земле403, обуздание чувств, уединение404 и прочее».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно».

Святитель Антоний Великий: «Утончим тела свои, чтобы иметь силу держать себя в порядке, ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти. Тогда просветится душа и соделается храмом Богу».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru