Сотворение мира

Поче­му мир существует?
Какая часть все­лен­ной сотво­ре­на Богом?
Из чего сотво­рен мир?
Для чего Бог сотво­рил мир?
После сотво­ре­ния мира Бог

Эта точ­ка зре­ния была харак­тер­на для мате­ри­а­лиз­ма при­мер­но до сере­ди­ны ХХ века  (до появ­ле­ния тео­рии «Боль­шо­го Взры­ва»), но сего­дня ее почти никто не при­дер­жи­ва­ет­ся.
Мы опре­де­лен­но зна­ем, что мир не явля­ет­ся бес­ко­неч­но ста­рым. В нем про­ис­хо­дят необ­ра­ти­мые про­цес­сы — напри­мер, водо­род в нед­рах звезд пре­вра­ща­ет­ся в гелий,  при этом воз­ни­ка­ют части­цы све­та — фото­ны, кото­рые рас­се­и­ва­ют­ся в про­стран­стве. Со вре­ме­нем водо­род закан­чи­ва­ет­ся, и звез­ды уга­са­ют — но не толь­ко звез­ды. Во все­лен­ной про­ис­хо­дит мно­же­ство необ­ра­ти­мых про­цес­сов — посто­ян­но и необ­ра­ти­мо воз­рас­та­ет, как гово­рят физи­ки, энтро­пия. Так­же утвер­жда­ет­ся, что все­лен­ная дви­жет­ся в направ­ле­нии так назы­ва­е­мой «теп­ло­вой смер­ти», когда все звез­ды погас­нут и все излу­че­ние рас­се­ет­ся в про­стран­стве. Но если бы она была бес­ко­неч­но ста­рой, она бы уже нахо­ди­лась в этом состо­я­нии. Сле­до­ва­тель­но, все­лен­ная воз­ник­ла огра­ни­чен­ное вре­мя назад. Надо ска­зать, что уче­­ные-кос­­мо­­ло­­ги, в том чис­ле ате­и­сты, вполне соглас­ны в том, что все­лен­ная не явля­ет­ся веч­ной.
Подроб­нее: Пер­вое дока­за­тель­ство. Суще­ство­ва­ние Бога объ­яс­ня­ет про­ис­хож­де­ние вселенной

Такую точ­ку зре­ния — мир не вечен, он одна­жды воз­ник, но это — есте­ствен­ное собы­тие, объ­яс­ни­мое зако­на­ми при­ро­ды, ино­гда выска­зы­ва­ют ате­и­сты, но она внут­ренне про­ти­во­ре­чи­ва. «Зако­ны при­ро­ды» обу­слов­ли­ва­ют про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в уже суще­ству­ю­щем мире, они не мог­ли дей­ство­вать в мире до его появ­ле­ния. Более того, зако­ны при­ро­ды не само­быт­ны и не могут слу­жить без­услов­ной пер­вич­ной при­чи­ной  чего бы то ни было. Свет со стра­ни­цы, кото­рую вы сей­час чита­е­те, дви­жет­ся соглас­но зако­нам опти­ки — но эти зако­ны никак не явля­ют­ся при­чи­ной суще­ство­ва­ния стра­ни­цы.
Все­лен­ная не мог­ла вызвать сама себя к бытию по той оче­вид­ной при­чине, что для того, что­бы быть при­чи­ной чего бы то ни было, надо уже суще­ство­вать.
Подроб­нее: Поче­му мы уве­ре­ны в суще­ство­ва­нии Бога

Мы верим в суще­ство­ва­ние духов­но­го мира, к кото­ро­му отно­сят­ся анге­лы и души людей.  Анге­лы – могу­ще­ствен­ные, пре­крас­ные, пре­муд­рые и непо­сти­жи­мо вели­че­ствен­ные суще­ства. Но они не веч­ны. Они тоже, как и мы, как и все в миро­зда­нии, сотво­ре­ны Богом. В Сим­во­ле Веры мы гово­рим о Боге, как о «Твор­це все­го види­мо­го и неви­ди­мо­го», то есть как духов­но­го, так и мате­ри­аль­но­го мира.
Подроб­нее: Анге­лы

Пред­став­ле­ние о том, что Бог порож­да­ет мир из себя, подоб­но тому, как паук испус­ка­ет пау­ти­ну или море порож­да­ет вол­ны, харак­тер­но для Инду­из­ма. Бог  («Брах­ман») счи­та­ет­ся осно­вой всех явле­ний в мире, как бы мате­ри­а­лом, из кото­ро­го все сде­ла­но.
Биб­лия пред­ла­га­ет совер­шен­но дру­гой взгляд на отно­ше­ния Бога и мира — он имен­но тво­рит мир, как худож­ник тво­рит кар­ти­ну или ком­по­зи­тор сим­фо­нию. Мир и Бог — не еди­но­при­род­ны. Меж­ду Твор­цом и тво­ре­ни­ем есть фун­да­мен­таль­ное каче­ствен­ное отли­чие.
Подроб­нее: Бог – не Брах­ман: поче­му Иису­са нель­зя впи­сать в неоиндуизм

В древ­них мифах о тво­ре­нии ука­зы­ва­ет­ся, что Все­лен­ная обра­зо­ва­на из веч­ной бес­фор­мен­ной мате­рии; Бог (или боги) созда­ют мир из како­­го-то пред­су­ще­ство­вав­ше­го хао­са. Тако­го пред­став­ле­ния при­дер­жи­ва­лись неко­то­рые антич­ные фило­со­фы – Пла­тон, напри­мер, верил в то, что Деми­ург упо­ря­до­чи­ва­ет мир хао­ти­че­ской мате­рии. Такое пред­став­ле­ние понят­но — тво­рец-чело­век  все­гда созда­ет из уже име­ю­ще­го­ся мате­ри­а­ла.
Но оно невер­но при­ме­ни­тель­но к Богу. Бог тво­рит весь мир из ниче­го — из пол­но­го небы­тия, как гово­рит цер­ков­ная молит­ва, «Ты из небы­тия в бытие нас при­вел еси». До акта тво­ре­ния суще­ству­ет толь­ко Бог — Отец, Сын и Свя­той Дух — и боль­ше ниче­го.
Подроб­нее: Тво­ре­ние из ничего

У людей быва­ют раз­ные при­чи­ны, что­бы тво­рить. Неред­ко они созда­ют что-то новое, что­бы вос­пол­нить какие-то соб­ствен­ные нуж­ды, при­об­ре­сти вни­ма­ние дру­гих людей, зара­бо­тать на хлеб, обес­пе­чить семьи. В этом нет ниче­го пло­хо­го. Мно­гие выда­ю­щи­е­ся шедев­ры искус­ства появи­лись на свет, пото­му что худож­ни­кам было необ­хо­ди­мо рас­пла­тить­ся с дол­га­ми, кор­мить сво­их род­ных.
Но Бог не име­ет каких-либо нужд — он, как гово­рит церкво­но­сла­вян­ское сло­во «все­до­во­лен», то есть пол­но­стью само­до­ста­то­чен. Бог не оди­нок. Свя­тая Тро­и­ца, Отец, Сын и Свя­той Дух, уже обла­да­ет пол­но­той обще­ния, люб­ви и лику­ю­щей радо­сти друг о дру­ге. Тво­ре­ние — акт чистой бла­го­сти, щед­ро­сти.
У Него нет каких-то нужд, кото­рые было бы необ­хо­ди­мо вос­пол­нить. Будучи все­б­ла­гим, Бог поже­лал, что­бы Его бла­га­ми поль­зо­ва­лось мно­же­ство существ, одни неосо­знан­но, дру­гие осо­знан­но. Как гово­рит псал­мо­пе­вец: «Гос­подь тво­рит все, что хочет, на небе­сах и на зем­ле, на морях и во всех без­днах» (Пс. 134:6).
Подроб­нее: Поче­му Бог сотво­рил мир?

Бог мог бы и не тво­рить мир. Тво­ре­ние – это абсо­лют­но сво­бод­ный, не обу­слов­лен­ный довле­ю­щей над Богом необ­хо­ди­мо­стью акт бла­го­сти, щед­ро­сти. Бог не зави­сит ни от кого, и ни от чего. Бог поже­лал раз­де­лить бла­го бытия с дру­ги­ми: с анге­ла­ми, людь­ми, миро­зда­ни­ем в целом.
Бог тво­рил не по необ­хо­ди­мо­сти. У Него нет недо­стат­ка в чем-либо, кото­рый сле­до­ва­ло бы ком­пен­си­ро­вать. Свя­тая Тро­и­ца – Отец, Сын и Свя­той Дух – изна­чаль­но обла­да­ет всей пол­но­той бытия, жиз­ни, люб­ви, радо­сти.
Как гово­рит свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней Лион­ский: «Бог, не при­нуж­ден­ный кем-либо, но по Сво­ей воле и сво­бод­но сотво­рил все».
Подроб­нее: Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней Лион­скийОбли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­но­го зна­ния (Про­тив ере­сей). Кн.2)

Такое пред­став­ле­ние назы­ва­ет­ся деиз­мом — и оно было попу­ляр­но в обра­зо­ван­ных кру­гах в кон­це XVIII века. Деи­сты пола­га­ли, что мир сотво­рен Богом – кото­рый создал всю слож­ную и изящ­ную меха­ни­ку миро­зда­ния — но со сто­ро­ны людей, как они дума­ли, было бы глу­пой само­уве­рен­но­стью думать, что Тво­рец все­лен­ной инте­ре­су­ет­ся чело­ве­че­ски­ми дела­ми, тво­рит чуде­са или вме­ши­ва­ет­ся в собы­тия на зем­ле.
Биб­лей­ское откро­ве­ние, напро­тив, воз­ве­ща­ет теизм – то есть пред­став­ле­ние о Боге, кото­рый не толь­ко создал мир, но и актив­но вме­ши­ва­ет­ся в его исто­рию, в том чис­ле ради спа­се­ния пад­ше­го чело­ве­че­ско­го рода.
Подроб­нее: Деизм

Биб­лия гово­рит о клю­че­вых собы­ти­ях в исто­рии спа­се­ния — таких как при­зва­ние Авра­ама, Исход из Егип­та, или, более все­го, слу­же­ние, смерть и Вос­кре­се­ние Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Но мы так­же зна­ем — из все­го Писа­ния — что в мире дей­ству­ет Божий про­мы­сел, все собы­тия направ­ля­ют­ся Богом к тем целям, кото­рые Он уста­но­вил. Как гово­рит сам Хри­стос, «Не две ли малые пти­цы про­да­ют­ся за асса­рий? И ни одна из них не упа­дет на зем­лю без [воли] Отца ваше­го; у вас же и воло­сы на голо­ве все сочте­ны; не бой­тесь же: вы луч­ше мно­гих малых птиц» (Матф.10:29–31)
Подроб­нее: Пред­опре­де­ле­ние, про­мысл и сво­бод­ная воля

Вы успеш­но про­шли квиз.

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки