Святой Дух

Цер­ковь верит, что Свя­той Дух это
Как Свя­той Дух соот­но­сит­ся с поня­ти­ем «Бог»?
Какие тек­сты назы­ва­ют­ся «бого­дух­но­вен­ны­ми»?
В каких людях пре­бы­ва­ет Свя­той Дух?
Как отли­чить Свя­той Дух от духа заблуждения?

Хотя неко­то­рые ере­си и счи­та­ли Свя­то­го Духа без­лич­ной силой, Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о Нем имен­но как о Лич­но­сти. Напри­мер, в Дея­ни­ях мы чита­ем: «Когда они слу­жи­ли Гос­по­ду и пости­лись, Дух Свя­тый ска­зал: отде­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на дело, к кото­ро­му Я при­звал их» (Деян.13:2) Свя­той Дух обла­да­ет мыс­ля­ми: «Испы­ту­ю­щий же серд­ца зна­ет, какая мысль у Духа, пото­му что Он хода­тай­ству­ет за свя­тых по [воле] Божи­ей» (Рим.8:27) и волей: «Ибо угод­но Свя­то­му Духу и нам» (Деян.15:28)
Таким обра­зом (в этом и дру­гих местах) Свя­той Дух опре­де­лен­но откры­ва­ет­ся как Лич­ность. P.S. Прав­да, сле­ду­ет заме­тить, что в отдель­ных слу­ча­ях выра­же­ни­ем «Свя­той Дух» может обо­зна­чать­ся бла­го­дать Свя­то­го Духа.
Подроб­нее: мит­ро­по­лит Илла­ри­он Алфе­ев. Свя­той Дух

Неко­то­рые древ­ние лже­уче­ния — напри­мер, савел­ли­ан­ство — гово­ри­ли о том, что Отец, Сын и Свя­той Дух явля­ют­ся про­яв­ле­ни­я­ми одной и той же лич­но­сти Бога. Но Сам Хри­стос гово­рит о Свя­том Духе как о Ком-то, явно отлич­ном от Него и от Отца, напри­мер, «И Я умо­лю Отца, и даст вам дру­го­го Уте­ши­те­ля, да пре­бу­дет с вами вовек, Духа исти­ны, Кото­ро­го мир не может при­нять, пото­му что не видит Его и не зна­ет Его; а вы зна­е­те Его, ибо Он с вами пре­бы­ва­ет и в вас будет» (Иоан.14:16,17), или « Когда же при­и­дет Уте­ши­тель, Кото­ро­го Я пошлю вам от Отца, Дух исти­ны, Кото­рый от Отца исхо­дит, Он будет сви­де­тель­ство­вать о Мне» (Иоан.15:26)
Подроб­нее: про­то­и­е­рей Олег Давы­ден­ков. Кате­хи­зис. Модализм

Такой точ­ки зре­ния при­дер­жи­вал­ся, напри­мер, зна­ме­ни­тый ере­се­учи­тель IV века Арий. Это лже­уче­ние было отверг­ну­то Цер­ко­вью на осно­ва­нии сви­де­тель­ства Свя­щен­но­го Писа­ния о Свя­том Духе как об истин­ном Боге. Напри­мер, Апо­стол, упре­кая Ана­нию, гово­рит, что солгать Свя­то­му Духу — зна­чит солгать Богу: «Ты солгал не чело­ве­кам, а Богу» (Деян.5:4), Гос­подь Иисус гово­рит уче­ни­кам «Итак иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа» (Матф.28:19), пере­чис­ляя Духа рядом с Отцом и Сыном, Свя­той Апо­стол Павел гово­рит, что Свя­той Дух, живу­щий в хри­сти­а­нах, дела­ет их Хра­мом Божи­им : «Раз­ве не зна­е­те, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)
Подроб­нее: Про­стран­ный Кате­хи­зис. О вось­мом члене Сим­во­ла веры

Пута­ни­ца может воз­ни­кать из-за того, что Анге­лы — духи в том смыс­ле, что не име­ют мате­ри­аль­но­го тела, и они свя­тые в том смыс­ле, что вер­но слу­жат Богу. Одна­ко анге­лы, при всей их бла­го­сти, сла­ве и вели­чии — твар­ные суще­ства, как и мы. Они «слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые име­ют насле­до­вать спа­се­ние» (Евр.1:14), Ангел в Откро­ве­нии реши­тель­но отка­зы­ва­ет­ся при­ни­мать покло­не­ние, пред­на­зна­чен­ное толь­ко Богу (Откр.19:10)
Свя­той Дух, напро­тив, Бог, Он не сотво­рен и все­гда пре­бы­ва­ет в един­стве с Отцом и Сыном как одно из Боже­ствен­ных Лиц Пре­свя­той Тро­и­цы.
Подроб­нее: Ангел

Хотя сло­во «вдох­но­ве­ние», кото­рым мы назы­ва­ем твор­че­ский порыв, и зву­чит похо­же, оно не име­ет отно­ше­ния к бого­дух­но­вен­но­сти. Худо­же­ствен­ная гени­аль­ность и бого­от­кро­вен­ность лежат в раз­ных плос­ко­стях. То, что мы назы­ва­ем твор­че­ским вдох­но­ве­ни­ем, есть вдох­но­ве­ние есте­ствен­ное, тогда как бого­дух­но­вен­ность свя­за­на со сверхъ­есте­ствен­ным дей­стви­ем Божьим. Хотя лите­ра­тур­ные даро­ва­ния (как и любые талан­ты вооб­ще) явля­ют­ся Божи­и­ми дара­ми,  гени­аль­ные поэты и писа­те­ли, увы, могут исполь­зо­вать свои худо­же­ствен­ные даро­ва­ния вовсе не по бла­го­во­ле­нию Божье­му. Про­из­ве­де­ние лите­ра­ту­ры может быть худо­же­ствен­но гени­аль­ным — и при этом уво­дить от исти­ны к заблуж­де­нию — то, что, напри­мер, Лев Тол­стой был несо­мнен­ным лите­ра­тур­ным гени­ем, не дела­ет его воз­зре­ния истин­ны­ми.
Подроб­нее: Биб­лио­ло­ги­че­ский сло­варь. Лев Толстой

«Бого­дух­но­вен­ность» озна­ча­ет, что через чело­ве­че­ских авто­ров Свя­щен­но­го Писа­ния дей­ству­ет сам Бог, откры­вая нам исти­ны, необ­хо­ди­мые для наше­го спа­се­ния. Как гово­рит свя­той Апо­стол Петр, «Ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Свя­тым» (2Пет.1:21) Через Про­ро­ков гово­рил Свя­той Дух, напри­мер, «Павел ска­зал сле­ду­ю­щие сло­ва: хоро­шо Дух Свя­тый ска­зал отцам нашим через про­ро­ка Иса­ию» (Деян.28:25)
Как гово­рит о бого­вдох­но­вен­но­сти св.Апостол Павел, «Все Писа­ние бого­дух­но­вен­но и полез­но для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим.3:16)
Почи­та­е­мые тек­сты раз­лич­ных рели­гий оче­вид­но и явно рас­хо­дят­ся в сво­ем уче­нии, и поэто­му нель­зя согла­сить­ся, что все они вдох­нов­ле­ны Богом.
Подроб­нее: Бого­дух­но­вен­ность

Биб­лия гово­рит, что в день Пяти­де­сят­ни­цы Свя­той Дух сошел на Апо­сто­лов (Деян. 2). Апо­сто­лы совер­ша­ли свое слу­же­ние под пря­мым води­тель­ством Свя­то­го Духа и ясно слы­ша­ли Его голос: «Когда они слу­жи­ли Гос­по­ду и пости­лись, Дух Свя­тый ска­зал: отде­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на дело, к кото­ро­му Я при­звал их» (Деян.13:2).
Таким обра­зом Апо­сто­лы, кото­рых Хри­стос избрал лич­но, зани­ма­ли совер­шен­но осо­бен­ное место в ран­ней Церк­ви — явля­ясь про­об­ра­зом цер­ков­ной Иерар­хии.
Но мы чита­ем и о том, как дары Свя­то­го Духа пере­да­ва­лись через Апо­сто­лов дру­гим веру­ю­щим, напри­мер: «когда Павел воз­ло­жил на них руки, нис­шел на них Дух Свя­тый» (Деян.19:6).
Таким обра­зом, круг людей, в кото­рых пре­бы­ва­ет свя­той Дух, не огра­ни­чен Апо­сто­ла­ми.
Подроб­нее: Апо­столь­ское пре­ем­ство и бого­учре­жден­ная цер­ков­ная иерархия

В вели­ких подвиж­ни­ках, про­слав­лен­ных Цер­ко­вью, Свя­той Дух про­яв­ля­ет Себя осо­бен­ным обра­зом — через чуде­са и зна­ме­ния, про­ро­че­ство и дру­гие духов­ные дары. Одна­ко Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит, что Свя­той Дух пре­бы­ва­ет во всех вооб­ще чле­нах Церк­ви. Как гово­рит свя­той Апо­стол Павел, «Ибо все мы одним Духом кре­сти­лись в одно тело, Иудеи или Елли­ны, рабы или сво­бод­ные, и все напо­е­ны одним Духом» (1Кор.12:13) Более того, никто вооб­ще не может иметь спа­си­тель­ной веры во Хри­ста без Свя­то­го Духа: «никто не может назвать Иису­са Гос­по­дом, как толь­ко Духом Свя­тым» (1Кор.12:3) Каж­дый Хри­сти­а­нин, всту­пая в Цер­ковь, полу­ча­ет дары Свя­то­го Духа а Таин­ствах Кре­ще­ния и миро­по­ма­за­ния.
Подроб­нее: Таин­ства Церкви

Такое может про­ис­хо­дить — и в жити­ях свя­тых мы нахо­дим мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры того, как Бог откры­вал Сво­им свя­тым то, что они не мог­ли знать обыч­ным путем.
Но, с дру­гой сто­ро­ны, это не может быть кри­те­ри­ем — на откро­ве­ние неких тайн могут пре­тен­до­вать (и посто­ян­но пре­тен­до­ва­ли) лже­учи­те­ля. Более того, ино­гда даже вполне истин­ные све­де­ния могут откры­вать людям и пад­шие духи — хотя они не обла­да­ют все­ве­де­ни­ем, в опре­де­лен­ных обла­стях их осве­дом­лен­ность гораз­до выше, чем у людей. Необыч­но высо­кая осве­дом­лен­ность может быть одним из при­зна­ков одер­жи­мо­сти. С дру­гой сто­ро­ны, Свя­той Дух совер­шен­но не обя­за­тель­но дает веру­ю­ще­му обла­да­ние каки­­ми-то тай­на­ми, кото­рые он не мог бы узнать обыч­ным путем.
Подроб­нее: Пре­лесть духовная

Свя­той Дух может про­яв­лять Себя в необыч­ных и чудес­ных явле­ни­ях — в част­но­сти, Он наде­лял Апо­сто­лов спо­соб­но­стью тво­рить чуде­са, да и в даль­ней­шей исто­рии Церк­ви мы видим нема­ло свя­тых чудо­твор­цев. Одна­ко это не кри­те­рий — «вели­кие зна­ме­ния и чуде­са» могут исхо­дить не толь­ко от Бога. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о дру­гом кри­те­рии. «Духа Божия (и духа заблуж­де­ния) узна­вай­те так: вся­кий дух, кото­рый испо­ве­ду­ет Иису­са Хри­ста, при­шед­ше­го во пло­ти, есть от Бога; а вся­кий дух, кото­рый не испо­ве­ду­ет Иису­са Хри­ста, при­шед­ше­го во пло­ти, не есть от Бога, но это дух анти­хри­ста, о кото­ром вы слы­ша­ли, что он при­дет и теперь есть уже в мире» (1Ин.4:2,3)
Свя­той Дух обли­ча­ет мир в неве­рии во Хри­ста (Ин.16:9) про­слав­ля­ет Хри­ста (Ин.16:14), напо­ми­на­ет то, что гово­рил Хри­стос (Ин.14:26), соглас­но про­по­ве­ди Апо­сто­лов.
Свя­той Дух сози­да­ет Цер­ковь Хри­сто­ву, и все Его дары дают­ся на сози­да­ние Церк­ви (Еф.4:11,12)
Подроб­нее: Дары Свя­то­го Духа

Вы успеш­но про­шли квиз.

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • Рим­ма, 27.01.2022

    Бла­го­да­рю за инте­рес­ные тесты. Совер­ше­нен толь­ко Бог, а мы можем толь­ко стре­мить­ся к совершенству.

    Ответить »
  • Надеж­да, 24.01.2022

    Все­гда зна­ла о Боге, как еди­ном в трех лицах, и раз­го­вор о лич­но­сти ста­вит в тупик. Пыта­юсь конеч­но вник­нуть и понять, но пока для меня это путаница.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки