Речь

***

Речь — 1) спо­соб­ность выра­жать мысли, жела­ния в сло­вес­ной форме; спо­соб­ность озву­чи­вать, выска­зы­вать их посред­ством слов; сред­ство обще­ния; 2) раз­го­вор; 3) сло­вес­ное пуб­лич­ное выступ­ле­ние; 4) манера изло­же­ния мыслей, веде­ния раз­го­вора (лите­ра­тур­ная речь, нецен­зур­ная речь, высо­ко­ху­до­же­ствен­ная речь).

***

Почему речь считается высочайшим Божественным даром?

Спо­соб­ность фор­му­ли­ро­вать и выра­жать мысли посред­ством слов есть одна из наи­бо­лее важных прин­ци­пи­аль­ных осо­бен­но­стей чело­века. Под­чер­ки­вая вели­чие и пре­вос­ход­ство людей над живот­ными, святые отцы нередко выде­ляли именно эту черту. В данном отно­ше­нии все живот­ные обо­зна­ча­лись единым поня­тием: «бес­сло­вес­ные».

Чело­век, заме­чали святые отцы, усту­пает живот­ным по многим есте­ствен­ным свой­ствам. К при­меру, могу­чим живот­ным он усту­пает в силе, быст­ро­но­гим — в ско­ро­сти пере­дви­же­ния, зорким — в остроте зрения, обла­да­те­лям чут­кого носа — в обо­ня­нии, кому-то — в лов­ко­сти и про­ныр­ли­во­сти, иным — в вынос­ли­во­сти; другим — в умении пла­вать, лазать по дере­вьям. И этот срав­ни­тель­ный пере­чень можно про­дол­жить.

Однако ни одно из даже самых высо­ко­раз­ви­тых живот­ных не может срав­ниться с чело­ве­ком в отно­ше­нии разума, в отно­ше­нии дара стро­ить и изла­гать мысли при помощи слов.

Насколько ёмко эта спо­соб­ность отоб­ра­жает Боже­ствен­ное совер­шен­ство, видно уже из того, что одной из лучших (если не лучшей лучшей) ана­ло­гией Бога среди объ­ек­тов твар­ного мира счи­та­ется ана­ло­гия с про­из­но­си­мым или про­го­ва­ри­ва­е­мым про себя словом.

В рамках этого сопо­став­ле­ния Бог Отец ассо­ци­и­ру­ется с чело­ве­че­ским умом; Рож­да­е­мое Им в веч­но­сти Слово (Сын Божий) — с рож­да­е­мой умом (в уме) мыслью; Святой Дух, в свою оче­редь, ассо­ци­и­ру­ется с голо­сом (дыха­нием), посред­ством кото­рого озву­чи­ва­ется чело­ве­че­ская мысль (см. подроб­нее: Догмат о Пре­свя­той Троице).

Осно­ва­нием для такой ана­ло­гии служит Боже­ствен­ное Откро­ве­ние, в част­но­сти слова 32-го псалма: «Словом Гос­пода сотво­рены небеса и духом уст Его — все воин­ство их» (Пс.32:6).

Почему нецензурная бранная речь оценивается как грех?

Дар речи — высо­чай­ший Боже­ствен­ный Дар. Как и всякий Боже­ствен­ный Дар, этот Дар был пре­по­дан чело­веку во благо, ради добра.

Согласно Еван­гель­ской притче от талан­тах, чело­век, не исполь­зу­ю­щий вве­рен­ные ему Боже­ствен­ные даро­ва­ния по назна­че­нию, упо­доб­ля­ется лука­вому, лени­вому рабу (Мф.25:26).

Что же каса­ется бого­про­тив­ной лек­сики, — упо­треб­ля­ю­щий её чело­век посту­пает хуже раба, зарыв­шего свой талант в землю (Мф.25:25). Ведь про­из­нося такого рода слова, сквер­но­слов не просто исполь­зует свою спо­соб­ность гово­рить не по назна­че­нию, не только игно­ри­рует её как Боже­ствен­ный Дар, но и осквер­няет в себе образ Божий. Имея это в виду, можно утвер­ждать, что по край­ней мере в неко­то­рых обсто­я­тель­ствах бран­ная речь сопо­ста­вима со свя­то­тат­ством и бого­хуль­ством.

Кроме того, доста­точно часто непе­чат­ная бран­ная лек­сика служит соблаз­ном для окру­жа­ю­щих, в том числе — для детей. В этих слу­чаях сквер­но­слов может под­пасть под ответ­ствен­ность и как иску­си­тель.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки