Глоссолалия (дар языков)

Литература по теме

Глоссола́лия – термин, принятый для обозначения одного из даров Святого Духа – «говорения языками».

glossolalija - Глоссолалия (дар языков)

Появление в Церкви дара говорения на языках связано с событиями Пятидесятницы — Сошествием Святого Духа на апостолов. Апостол Петр указал на это Сошествие Св. Духа как на исполнение ветхозаветного пророчества Иоиля (Деян.2:16-21; Иоил.2:28-32). Согласно Евангелию от Марка, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк.16:17). В Деяниях святых апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян.2:1-11), в Кесарии Палестинской (Деян.10:44-48) и в Эфесе (Деян.19:1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением Таинства Крещения. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, свидетельствовал об этом даре как об одном из специфических даров Святого Духа (1Кор.12:10; 13:1; 14:2,6,39). О проявлении этого дара, согласно тому же апостолу, пророчествовал Исаия (Ис.28:11; 1Кор.14:21). По собственному признанию св. Павла, он и сам обладал этим даром, причем, в большей степени, нежели другие верующие (1Кор.14:18).

Согласно наставлению апостола Павла, хотя имеющий дар говорения языками общается с Богом и получает для себя духовную пользу, главным назначением любого дара должно быть назидание Церкви (1Кор.14:2-5,12-19). По этой причине он настойчиво рекомендует иметь в церковной общине толкователя языков (1Кор.12:10; 14:5, 13:27). При этом о даре истолкования может молиться и сам говорящий языками. Одновременно на языках могут говорить двое или трое (1Кор.14:27), но, если нет толкователя, апостол советует молчать: «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор.14:28).

Апостол Павел называет глоссолалию даром «разных языков» (1Кор.12:10,28) или способностью «говорить языками» (1Кор.12:30; 13:1; 14:5). Такое же выражение используется в книге Деяний (Деян.2:4; 10:46; 19:6) и у евангелиста Марка (Мк.16:17). При этом евангелист Марк обозначает способность, связанную с приобретением этого дара, как способность говорить новыми языками.

Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. Последним говорил о существовании этого дара в Церкви св. Ириней Лионский (II в.). Отцы Церкви IV века (св. Августин, св. Иоанн Златоуст) однозначно относят его к давно исчезнувшим явлениям.

Видимое исчезновение этого дара в Церкви сопровождалось появлением подобных практик в сектантской среде раннего времени. Бессмысленные слова, которые напоминают этот феномен, встречаются также в гностических трактатах.

В чем заключался дар говорения на языках?

Протоиерей Михаил Фивейский, посвятившей этой проблеме основательное исследование, писал: «Вопрос этот до настоящего времени не разрешен, и думается, не будет разрешен удовлетворительно, если только не будут открыты новые документы, проливающие свет и на данный предмет». Свт. Иоанн Златоуст говорил, что вся эта область отличается большой неясностью, которая происходит от того, что мы не знаем подробностей и это явление более не повторяется в церковной жизни. Существует несколько версий, объясняющих этот феномен.

1) Это чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно. Такое осмысление рассматриваемого нами дара встречается у раннехристианских писателей и святых отцов, но обычно в толкованиях на сюжет о сошествии Святого Духа на апостолов, а не на сюжет о говорении на разных языках в коринфской общине. Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на которых сошел Святой Дух, говорят на разных наречиях (Деян.2:6,8).
Само это событие противопоставляется событию, связанному со строительством Вавилонской башни и смешением языков, (Быт.11:1-9). Такое противопоставление встречаем, в частности, в кондаке праздника Пятидесятницы: «Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха» (Перевод: Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, – разделил между собою народы; когда же раздал огненные языки, – к единению всех призвал; и мы единодушно славим Всесвятого Духа).

Некоторые отцы Церкви полагали, что способность говорить на иностранных языках была дарована апостолам специально для проповеди Евангелия в разных странах и исчезла после распространения христианства по миру. Однако следует заметить, что апостол Павел, наставляя коринфян, интерпретировал говорение на незнакомом языке как обращение к Богу (1Кор.14:2,14-16,28), а не как форму благовестия язычникам.

2) Это способность говорить на ангельском языке. Данная версия основана на словах апостола Павла: «…я говорю языками человеческими и ангельскими» (1Кор.13:1). Заметим, однако же, что св. Павел говорил об исчезновении говорения на языках в будущем (1Кор.13:8), что вряд ли можно отнести к языку (языкам) ангелов.

3) Под словами иных языков подразумеваются архаичные слова, которые использовались в практике богослужения для прославления Бога. На это, будто бы, косвенно указывается в одном месте Книги Деяний святых апостолов (Деян.10:46), где утверждается, что говорение языками сопровождается величанием Бога. Существует также апостольское наставление «воспевать в сердцах» Бога (Кол.3:16; Еф.5:18-19). Однако, вероятно, такие слова, будучи регулярно используемыми за богослужением, были понятны широкому кругу людей, чего не скажешь о словах, произнесённых «на незнакомом языке»: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1Кор.14:2). Тем не менее, этой версии придерживался известный русский литургист М.Н. Скабалланович.

4) «Незнакомый язык» / «иные языки» — это экстатическая нечленораздельная речь (λαλέω буквально означает «лепетать»). Сторонники этой версии обращают внимание на то, что апостол Павел говорит об истолковании языков, используя греческий глагол διερμηνεύω, и что он имеет в виду не перевод с одного языка на другой, а облечение в слова или объяснение.

Вполне возможно, считают некоторые исследователи, что глоссолалия и дар го­во­ре­ния на иностранных язы­ка­х, по­лу­чен­ный апо­сто­ла­ми в день Пя­ти­де­сят­ни­цы – это два различных явления.

5) «Иные языки» — это вид восхищенной молитвы. Апостол Павел писал о молитве на «незнакомом языке»: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:14-15).

Как можно объяснить «говорения языками» в различных сектах?

Начиная с XVIII века стали появляться свидетельства о феномене, сходном с говорением языками, в среде некоторых протестантских деноминаций и у русских сектантов (хлыстов, малеванцев и др.). Сейчас это явление, прежде всего, ассоциируется с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Святым Духом». В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью. Данные сектантские практики не имеют отношения к проявлениям дара Святого Духа.

Цитаты о глоссолалии

«Как-то я провожала к святому старцу одну немку, врача, которая после моих рассказов о святости нашего Батюшки пожелала сама его посетить. Немка не знала греческого. Но через некоторое время между ними начался диалог, который сначала я посчитала естественным. Но по прошествии времени я заметила, что они хорошо понимали друг друга без переводчика. Они обсуждали даже врачебные вопросы.
Немка-врач с радостью вышла из кельи. Тогда я в изумлении спросила Батюшку: «Старче, вы знаете немецкий? Дитя мое, говорит он, улыбаясь, откуда я знаю немецкий? Разве ты не слышала, что я разговаривал с ней по-гречески, а она по-немецки. Но мы оба понимали все на своем языке! Не спрашивай. Это все творит Святой Дух!»
Я слышала, что в другой раз происходило то же самое чудо дар толкования языков — с француженкой, с ирландцем, с сербом, с румыном».
монахиня Екатерина, «Старец Порфирий. Любящее сердце»

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka