Род

***

Род — 1) группа людей, воз­во­дя­щих своё про­ис­хож­де­ние к общему предку-родо­на­чаль­нику по одной родо­слов­ной линии; 2) фило­соф­ское поня­тие, обо­зна­ча­ю­щее то, что объ­еди­няет виды с еди­ными родо­выми харак­те­ри­сти­ками, исполь­зу­е­мое в бого­сло­вии в каче­стве под­во­дя­щего поня­тия к поня­тиям «при­рода», «сущ­ность», «есте­ство»; 3) типо­вая раз­но­вид­ность (пример: род греха).

***

Имеет ли чело­век боль­шую или мень­шую цен­ность в очах Божьих в зависмо­сти от того, к какому роду он при­над­ле­жит?

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета содер­жит немало при­ме­ров выде­ле­ния одних родов на фоне других. Так, по окон­ча­нии все­мир­ного потопа, род Иафета был выде­лен на фоне рода Хана­ана: «да рас­про­стра­нит Бог Иафета, и да все­лится он в шатрах Симо­вых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:27). Особым обра­зом были выде­лены потомки рода Авра­ама (Быт.22:17), про­ис­хо­дя­щего через Исаака и Иакова (Быт.28:13–14). Об ама­ли­ки­тя­нах Писа­ние сооб­щало: «брань у Гос­пода против Ама­лика из рода в род» (Исх.17:16).

Но значит ли это, что досто­ин­ство каж­дого кон­крет­ного чело­века оце­ни­ва­ется Богом без­условно, в зави­си­мо­сти от того, к какому именно роду он при­над­ле­жит? Нет, не значит. Скажем, Авель и Каин были детьми одного и того же отца, Адама, имели одну и ту же мать, Еву. Тем не менее Бог по-раз­ному оценил досто­ин­ство пер­вого и вто­рого: «И при­з­рел Гос­подь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не при­з­рел» (Быт.4:4–5). Раз­ность в опи­са­нии отно­ше­ния Бога к детям одних и тех же роди­те­лей встре­чаем и в пас­саже об Иакове и Исаве: «когда они еще не роди­лись и не сде­лали ничего доб­рого или худого (дабы изво­ле­ние Божие в избра­нии про­ис­хо­дило не от дел, но от При­зы­ва­ю­щего), ска­зано было ей: боль­ший будет в пора­бо­ще­нии у мень­шего, как и напи­сано: Иакова Я воз­лю­бил, а Исава воз­не­на­ви­дел» (Рим.9:11–13).

Стало быть, и во вре­мена Вет­хого Завета досто­ин­ство кон­крет­ного чело­века опре­де­ля­лось исходя из его духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния. С При­ше­ствием же Спа­си­теля в мир, обра­зо­ва­нием Церкви Хри­сто­вой, было объ­яв­лено: «Нет уже Иудея, ни языч­ника; нет раба, ни сво­бод­ного; нет муже­ского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Нака­зы­вает ли Бог детей за грехи роди­те­лей?

Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того [рода], нена­ви­дя­щих Меня, и тво­ря­щий милость до тысячи родов любя­щим Меня и соблю­да­ю­щим запо­веди Мои (Исх.20:5–6).

Здесь опре­де­ленно гово­рится о том, что Гос­подь нака­зы­вает за вину отцов не без­вин­ных детей, а только тех, чья соб­ствен­ная пре­ступ­ность (нена­ви­дя­щих Меня) пре­ем­ственно свя­зана с гре­хами их отцов. Это пони­ма­ние пол­но­стью под­твер­жда­ется сле­ду­ю­щими местами Св. Писа­ния:

  • Отцы не должны быть нака­зы­ва­емы смер­тью за детей, и дети не должны быть нака­зы­ва­емы смер­тью за отцов; каждый должен быть нака­зы­ваем смер­тью за свое пре­ступ­ле­ние (Втор.24:16).
  • В те дни уже не будут гово­рить: «отцы ели кислый вино­град, а у детей на зубах оско­мина», но каждый будет уми­рать за свое соб­ствен­ное без­за­ко­ние; кто будет есть кислый вино­град, у того на зубах и оско­мина будет (Иер.31:29–30).
  • Вы гово­рите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын посту­пает законно и пра­ведно, все уставы Мои соблю­дает и испол­няет их; он будет жив. Душа согре­ша­ю­щая, она умрет; сын не поне­сет вины отца, и отец не поне­сет вины сына, правда пра­вед­ного при нем и оста­ется, и без­за­ко­ние без­за­кон­ного при нем и оста­ется. И без­за­кон­ник, если обра­тится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблю­дать все уставы Мои и посту­пать законно и пра­ведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19–20).

свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский:
«Да и как бы Гос­подь был бы дол­го­тер­пе­ли­вым и мно­го­мило­сти­вым, если бы Он не прощал грехов и не очищал винов­ного, но про­сти­рал него­до­ва­ние Свое на третий и чет­вер­тый род? Итак, какой же здесь смысл? Бог дол­го­тер­пе­лив и не тотчас под­вер­гает нака­за­нию согре­шив­ших, но откла­ды­вает и до вто­рого рода, чтобы воз­мож­ное появ­ле­ние в нем рас­ка­я­ния пре­секло бы Его гнев. Но если этого не слу­чится и третье и чет­вер­тое поко­ле­ние будут пре­даны тем же или даже худшим поро­кам и ока­жутся под­ра­жа­те­лями нече­стия пред­ков, тогда-то и только тогда Бог, нако­нец, наво­дит нака­за­ние».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки