Родословная Иисуса Христа

Аудио-версия статьи

***

Родосло́вная Иису́са Христа́ — книга род­ства Иисуса Христа, содер­жа­ща­яся в Еван­ге­лии от Матфея (Мф.1:1-16) и Еван­ге­лии от Луки (Лк.3:23-38).

***

про­фес­сор М.И. Бого­слов­ский:
При­го­тов­ле­ние чело­ве­че­ства к при­ня­тию Иску­пи­теля совер­ши­лось, как известно, двумя парал­лель­ными путями: в иудей­стве – путем поло­жи­тель­ным, чрез непо­сред­ствен­ные Боже­ствен­ные откро­ве­ния (Рим.9:4), а у языч­ни­ков – отри­ца­тель­ным, кото­рый привел их к созна­нию духов­ной бес­по­мощ­но­сти чело­века и к иска­нию вышней помощи, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас» (Деян.17:27). При­ме­ни­тельно к этому, можно ска­зать напи­саны и еван­гель­ские родо­сло­вия. Так, родо­сло­вие у св. Матфея, если бы мы даже и не знали, для кого пред­на­зна­ча­лось самое Еван­ге­лие, одним уже тем, что начи­на­ется с Авра­ама и Давида, глав­ней­ших пред­ков еврей­ского народа (Быт.22:18 и 2Цар.7:12-13), ясно пока­зы­вает, что в крат­ком его перечне пред­ста­ви­те­лей и носи­те­лей обе­то­ва­нии Божиих повто­ря­ется исто­рия избран­ного народа, исто­рия его при­го­тов­ле­ния к при­ня­тию Мессии. Этим, соб­ственно, только и можно объ­яс­нить, почему св. Матфей в родо­сло­вии Иисуса Христа не выхо­дит за пре­делы, как бы ука­зан­ные Самим Богом, а пред­ла­гает усмат­ри­вать обе­щан­ного Иску­пи­теля в свя­щен­ном роде Авра­ама и Давида. «Поскольку гово­рит иудеям, – пишет Зла­то­уст, – то излиш­ним счи­тает начи­нать родо­сло­вие о древ­ней­ших родов».
Совсем другое мы видим в родо­сло­вии Еван­ге­лия от Луки. Это родо­сло­вие, хотя также идет чрез Авра­ама и Давида, но оно вос­хо­дит гораздо выше и дохо­дит даже до родо­на­чаль­ника всех людей Адама. В исто­рии чело­ве­че­ской нельзя еще ука­зать дру­гого подоб­ного родо­сло­вия, кото­рое бы так точно и так далеко про­сти­ра­лось, как родо­сло­вие Иисуса Христа в Еван­ге­лии от Луки. Так как св. Лука писал свое Еван­ге­лие для хри­стиан из языч­ни­ков (то есть греков), по воз­зре­нию кото­рых про­ис­хож­де­ние чело­ве­че­ства покрыто непро­ни­ца­е­мым мраком и у кото­рых ходили самые неле­пые басни о пер­во­быт­ных людях, то он и пред­ла­гает в своем родо­сло­вии крат­кое, но истин­ное ска­за­ние о про­ис­хож­де­нии Иисуса Христа (чудес­ное рож­де­ние Кото­рого он описал выше, в гл. 1 и 2), а вместе с Ним и всех людей от еди­ного чело­века, от единой крови (мысль апо­стола Павла, см. Деян.17:26, с одной сто­роны, для того, чтобы разо­рять преж­ние, неле­пые язы­че­ские басни о пер­во­быт­ных людях, а с другой, и глав­ным обра­зом, пока­зать, что во Христе Иисусе, согласно обе­то­ва­нию, дан­ному еще пра­ро­ди­те­лям в раю (Быт.3:15), спа­се­ние открыто и предо­став­лено всему роду чело­ве­че­скому, а не одним только иудеям.
«Пра­во­слав­ный собе­сед­ник», 1880

***

^ О Родо­сло­вии Хри­сто­вом

свя­щен­ник Виктор Ильенко

Первая часть Еван­ге­лия, чита­е­мого в неделю пред Рож­де­ством Хри­сто­вым, состоит в родо­сло­вии Гос­пода нашего Иисуса Христа: пере­чис­ля­ются имена Его пред­ков по плоти, начи­ная с Авра­ама и кончая Иоси­фом, мнимым мужем Прис­но­девы Марии. И первый вопрос, тотчас же воз­ни­ка­ю­щий, как только слышим мы имя пра­вед­ного Иосифа: «Но ведь это родо­сло­вие не Марии, матери Иисуса, а Иосифа, кото­рый был непри­ча­стен к рож­де­нию Иисуса Христа!» Да, это родо­сло­вие Иосифа, но оно же и родо­сло­вие Марии, ибо Она была одного с ним рода! Что Иосиф был из рода Давида, видно не только из этой гене­а­ло­гии, но и из прямых слов архан­гела, послан­ного Богом в момент, когда Иосиф, видя обру­чен­ную ему Марию непразд­ной (то есть бере­мен­ной), хотел тайно отпу­стить ее от себя: «Не бойся, Иосифе, сыне Дави­дов, – сказал ему ангел, – при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­еся от нее есть от Духа Свя­того» (Мф.1:20). А что Мария была тоже из дома и оте­че­ства Дави­дова, можно заклю­чить из обычая, очень твердо сохра­няв­ше­гося у евреев, – брать себе жен не только из своего колена, но и рода.

Поскольку еван­ге­лист Матфей име­нует Иосифа пра­вед­ни­ком, то просто невоз­можно пред­по­ло­жить, чтобы сей пра­вед­ный муж пре­не­брег этим освя­щен­ным веками обы­чаем и взял себе жену из дру­гого рода.

Теперь оста­ется решить вопрос, почему не дано родо­сло­вие Девы Марии. Причин этому – несколько. Первая – у евреев не было обычая вести родо­сло­вие по жен­ской линии, и поскольку еван­ге­лист Матфей писал свое еван­ге­лие для евреев, то есте­ственно он не хотел вво­дить нов­ше­ства и пер­выми же стра­ни­цами своего повест­во­ва­ния воз­буж­дать недо­уме­ния и недо­ве­рие чита­те­лей.

Вторая при­чина лежит в том, что о без­муж­нем рож­де­нии нельзя было гово­рить при жизни Марии. Если даже чудеса Иисуса Христа не открыли глаз еврей­ских на то, что пред ними не про­стой чело­век, то в какое бешен­ство пришли бы они, услы­шав о рож­де­нии от девы! Нужно было сна­чала убе­дить их, все­лить в них веру, что Иисус есть Сын Божий, тогда в том, что Он родился от Девы, как в более легком для пони­ма­ния, они не стали бы сомне­ваться.

Нако­нец, третью при­чину того, что дано родо­сло­вие не Девы Марии, можно усмот­реть в сми­ре­нии Ее. Пре­чи­стая всегда ста­ра­лась оста­ваться в тени за Своим Сыном. Про­ис­ходя из цар­ского рода, из дома Дави­дова, Она жила с цар­ствен­ной про­сто­той и сми­ре­нием, нико­гда не выстав­ля­ясь, нико­гда не гор­дясь ни своими пред­ками, ни своим Бого­ма­те­рин­ством. Перед этим Ее сми­ре­нием скло­нился и святый Еван­ге­лист, дав родо­сло­вие пра­вед­ного Иосифа.

В ряду имен пред­ков Христа по плоти встре­ча­ются несколько жен­ских, притом имена таких женщин, как Фамарь или Раав, кото­рые не могут похва­литься без­упреч­ной нрав­ствен­но­стью. Что же это значит? Почему в родо­сло­вие Христа Спа­си­теля вклю­чены греш­ные предки? Напри­мер, при рож­де­нии Соло­мона ука­зана его мать, до ее брака с Дави­дом бывшая женой его вое­на­чаль­ника Урии. И здесь соста­ви­тель родо­сло­вия, как будто с целью, делает это пояс­не­ние не осо­бенно лест­ное для царя Давида. Что могло побу­дить свя­того Еван­ге­ли­ста к этому?

Святой Иоанн Зла­то­уст ука­зы­вает одну мысль: в родо­сло­вие Иисуса Христа, – гово­рит он, – вве­дены греш­ные предки для того, чтобы всем стало ясно, что пороч­ность роди­те­лей нимало не позо­рит бла­го­че­сти­вого чело­века и нисколько не обес­це­ни­вает его доб­ро­де­те­лей.

Но можно пред­ло­жить и еще одну мысль: тот факт, что даже для Гос­пода Иисуса Христа в дохри­сти­ан­ском чело­ве­че­стве не нашлось непре­рыв­ной линии пра­вед­ни­ков, пока­зы­вает, как трудно дости­жима была тогда пра­вед­ность; и значит, – при­ше­ствие в мир Сына Божия было необ­хо­димо. Ста­ре­ю­щему дереву чело­ве­че­ства, при­но­сив­шему только кислые плоды, нужна была при­вивка, чтобы оно могло снова укра­ситься пло­дами пра­вед­но­сти.

И еще отме­тим одну мысль св. Иоанна Зла­то­уста о родо­сло­вии, выте­ка­ю­щую из того факта, что св. Еван­ге­лист делит его на три части по 14 родов в каждой. От Авра­ама до Давида – это время, когда народ еврей­ский управ­лялся тео­кра­ти­че­ски, от Бога ука­зан­ными лицами; от Давида до пере­се­ле­ния в Вави­лон – время прав­ле­ния царей; и от пере­се­ле­ния до Христа – прав­ле­ние ари­сто­кра­тии. И несмотря на пере­мену прав­ле­ния иудеи не ста­но­ви­лись луч­шими. Значит, заклю­чает Свя­ти­тель, при­ше­ствие Спа­си­теля было совер­шенно необ­хо­димо.

Итак, родо­сло­вие Хри­стово, на первый взгляд кажу­ще­еся про­стым пере­чис­ле­нием имен, на самом деле имеет глу­бо­кий смысл: оно убеж­дает нас в том, что Хри­стос не гну­ша­ется греш­ни­ками, что Его при­ше­ствие было совер­шенно необ­хо­димо для обнов­ле­ния чело­ве­че­ства и что Он, Сын Божий, чрез вопло­ще­ние став истин­ным чело­ве­ком – вторым Адамом – сде­лался духов­ным родо­на­чаль­ни­ком ново­за­вет­ных пра­вед­ни­ков.

***

См. также: БРАТЬЯ ГОС­ПОДНИ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки