Самонадеянность

***

Самонаде́янность — чрез­мер­ная уве­рен­ность в себе, в соб­ствен­ных спо­соб­но­стях, воз­мож­но­стях, силах.

***

Почему само­на­де­ян­ность сопо­став­ля­ется с глу­по­стью?

Как известно, во мно­же­стве ситу­а­ций уве­рен­ность в соб­ствен­ных силах бывает для чело­века не только умест­ной, но и необ­хо­ди­мой. В самом деле, как, напри­мер, не дове­ря­ю­щий себе врач может лечить, не уве­рен­ный в себе пол­ко­во­дец — управ­лять ходом сра­же­ния, учи­тель — учи­тель­ство­вать, про­вод­ник — пока­зы­вать путь?

Но помимо трез­вой, взве­шен­ной, адек­ват­ной уве­рен­но­сти суще­ствует другая её форма, извра­щен­ная — само­на­де­ян­ность. В основе само­на­де­ян­но­сти лежит неоправ­дан­ное, чрез­вы­чайно завы­шен­ное мнение о соб­ствен­ной пер­соне и своих воз­мож­но­стях.

Само­на­де­ян­ность часто служит при­чи­ной ошибок, в том числе ужас­ных, тра­ги­че­ских.

Так, само­на­де­ян­ность сынов Изра­иля, дерз­нув­ших само­сто­я­тельно, без бла­го­дат­ной под­держки овла­деть зем­лями Пале­стины, обер­ну­лась их пора­же­нием и позор­ным бег­ством (Чис.14:40–45).

Само­на­де­ян­ность Голиафа, кичив­ше­гося своим ростом, своей физи­че­ской силой, при­вела его к гибели от рук юного Давида (1Цар.17:4–49).

Само­на­де­ян­ность Ровоама (наслед­ника Соло­мона), пре­не­брег­шего мудрой реко­мен­да­цией стар­цев, спо­соб­ство­вала рас­колу еди­ного, моно­лит­ного Изра­иль­ского обще­ства на два обособ­лен­ных цар­ства: Север­ное и Южное (3Цар.12:1–17).

Само­на­де­ян­ность Асси­рий­ского вла­сти­теля Сен­на­хи­рима довела его до того, что он, обе­зу­мев, в порыве над­мен­но­сти стал насме­хаться над Самим Небес­ным Царём, за что потер­пел спра­вед­ли­вое нака­за­ние (3Мак.6:4).

Во вре­мена Нового Завета само­на­де­ян­ность ряда учи­те­лей, пас­ты­рей и архи­пас­ты­рей тол­кала их к укло­не­нию в ереси и рас­колы.

Так, само­на­де­ян­ность Оригена побу­дила его извра­тить важ­ней­шие дог­ма­ти­че­ские истины, пред­ста­вив учение Боже­ствен­ного Откро­ве­ния в свете соб­ствен­ных знаний и поня­тий, иллю­зий и пред­по­ло­же­ний.

Само­на­де­ян­ность пред­ста­ви­те­лей Рим­ской Церкви при­вела к воз­ве­ли­чи­ва­нию пап, а затем и отколу от Пра­во­сла­вия.

Само­на­де­ян­ность пред­ста­ви­те­лей рево­лю­ци­он­ного дви­же­ния в России под­толк­нула их к пол­ному отри­ца­нию Бога, пре­сле­до­ва­ниям Церкви, про­воз­гла­ше­нию чело­века царём при­роды.

В усло­виях обы­ден­ной, повсе­днев­ной жизни про­сто­лю­ди­нов само­на­де­ян­ность часто служит при­чи­ной раз­до­ров, кру­ше­ния судеб, раз­вала семей.

При­ме­ром особо само­на­де­ян­ной лич­но­сти станет анти­христ. Его само­мне­ние и над­мен­ность будут вскорм­лены до того, что он сядет во храме и назо­вёт себя Богом.

Все эти при­меры пока­зы­вают убе­ди­тельно, почему само­на­де­ян­ность отме­чена в Свя­щен­ном Писа­нии как глу­пость (Притч.14:6).

Мудрый боится и уда­ля­ется от зла, а глупый раз­дра­жи­те­лен и само­на­деян. (Притч.14,16)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки