Самомнение

***

Самомне́ние — 1) завы­шен­ное мнение о себе; 2) страсть ума, форма гор­дыни, про­яв­ля­ю­ща­яся в стой­ком, чрез­вы­чайно пре­уве­ли­чен­ном мнении о соб­ствен­ной пер­соне (досто­ин­стве, личных каче­ствах, талан­тах, поло­же­нии в обще­стве и даже (!) «доб­ро­де­те­лях»).

***

Чем само­мне­ние может пре­пят­ство­вать спа­се­нию?

Бесе­дуя с уче­ни­ками неза­долго до пред­сто­я­щих Крест­ных Стра­да­ний, Спа­си­тель отме­тил: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Это значит, что cпа­се­ние в прин­ципе невоз­можно без сора­бот­ни­че­ства со Хри­стом, без содей­ствия бла­го­дати Божьей, бла­го­дати Хри­сто­вой.

С другой сто­роны, это предо­сте­ре­же­ние озна­чает, что спа­се­ние каж­дого отдель­ного чело­века дости­га­ется через доб­ро­со­вест­ное испол­не­ние запо­ве­дей Христа, через знание и соблю­де­ние пре­по­дан­ного Им учения веры.

Доста­точно часто обла­да­тели само­мне­ния счи­тают себя первым мери­лом истины и спра­вед­ли­во­сти. Как резуль­тат, они реже обра­ща­ются за сове­тами к духов­ни­кам и просто к това­ри­щам. А зачем? Ведь они — сами себе голова. Нередко такие вот гор­децы высту­пают с огуль­ной кри­ти­кой даже в адрес при­знан­ных отцов Церкви, пола­гая, что знают о спа­се­нии больше, чем знали вели­кие подвиж­ники (в нашей Церкви это осо­бенно про­яв­ля­ется среди сочув­ству­ю­щих про­те­стан­тизму).

Опять же, в той ситу­а­ции, где один хри­сти­а­нин, столк­нув­шись с соблаз­нами, труд­но­стями, готов слёзно испра­ши­вать у Бога вра­зум­ле­ния, другой — помощи, третий — мило­сти, гордый и над­мен­ный чело­век нередко пола­га­ется исклю­чи­тельно на себя, ведь в своём пони­ма­нии он — велик.

Крот­кий, сми­рен­ный хри­сти­а­нин, трезво оце­ни­вая свои силы и воз­мож­но­сти, пони­мает, что без Бога он — ничто. Не так, конечно же, счи­тают люди гордые и над­мен­ные.

В своё время бла­жен­ному Авгу­стину при­шлось при­ло­жить немало усилий, чтобы изоб­ли­чить ересь пела­гиан, извра­тив­ших Еван­гель­ское учение и свед­ших роль бла­го­дати, в деле спа­се­ния, почти что к нулю. Всякий чело­век, утвер­ждали ере­тики, спо­со­бен пре­одо­леть стрем­ле­ние ко греху, опи­ра­ясь на самого себя, лишь бы только он этого захо­тел.

Вообще само­мне­ние часто слу­жило при­чи­ной заблуж­де­ний и ересей, отступ­ле­ний от Церкви. Бывало, что само­мне­ние дово­дило веру­ю­щих до пол­ного отказа от веры в Бога, до ате­изма.

А разве не над­мен­ность засти­лала глаза фари­сеям, хулив­шим Христа? Мол, как это так, Сын плот­ника учит народ?

Будучи по своему харак­теру формой гор­дыни, страсть само­мне­ния, оста­ва­ясь не увра­че­ван­ной, при­во­дит ко всем тем пла­чев­ным послед­ствиям, к кото­рым при­во­дит и гор­дость вообще.

Пример про­яв­ле­ния наи­выс­шей сте­пени само­мне­ния — диавол, а из людей в этом отно­ше­нии всех пре­взой­дёт сосуд диа­вола, анти­христ. Как известно, его само­мне­ние дойдёт до того, что он вос­ся­дет во храме и назо­вёт себя богом (2Сол.2:4).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки