Что есть Церковь

Церковь

Основы экклезиологии (учения о Церкви)

  • Цер­ковь созда­на Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом (Мф.16:18).
  • Гла­ва Церк­ви – Хри­стос (Мф.28:20; Мк.12:10; Лк.20:17; Деян.4:11; Еф.1:22; Еф.5:23; Кол.1:18).
  • Цер­ковь одна (Мф.16:18, Еф.4:4–6; Сим­вол веры).
  • Цер­ковь осно­ва­на в день Пяти­де­сят­ни­цы (Деян.2:1–4).
  • Цер­ковь не пре­кра­тит сво­е­го суще­ство­ва­ния до скон­ча­ния веков (Мф.16:18).
  • Цер­ковь услов­но раз­де­ля­ет­ся на Зем­ную (Воин­ству­ю­щую) и Небес­ную (Тор­же­ству­ю­щую) (Евр.12:22).
  • Зем­ная Цер­ковь нахо­дит­ся в обще­нии с Небесной.
  • В Цер­ковь чело­век всту­па­ет Кре­ще­ни­ем (Деян.2:38–39).
  • Зада­ча Церк­ви – сооб­ще­ние бла­го­да­ти чело­ве­ку, его освя­ще­ние и пре­об­ра­же­ние (Мф.9:12; Мк.2:17; Лк.5:31).
  • Цер­ковь – собра­ние вокруг Евха­ри­сти­че­ской тра­пезы (Ин.6:53–54).
  • Суще­ствен­ные свой­ства Церк­ви: един­ствен­ность и внут­рен­нее един­ство, свя­тость, собор­ность (кафо­лич­ность) и апо­сто­лич­ность (Сим­вол веры).
  • Вне Церк­ви нет спа­се­ния (Ин.3:17–18; Деян.4:11–12).
  • Цер­ковь есть столп и утвер­жде­ние исти­ны (1Тим.3:15). По это­му кри­те­рию вне её ока­зы­ва­ют­ся все про­те­стант­ские общи­ны, коих тыся­чи, про­из­воль­но тол­ку­ю­щие Свя­щен­ное Писа­ние Церк­ви, а так­же Римо-като­ли­че­ская, внед­рив­шая в веро­уче­ние ряд новых дог­ма­тов, чуж­дых веро­уче­нию, пре­по­дан­но­му через апостолов.
  • Нали­чие внут­ри Все­лен­ской Церк­ви Помест­ных Церк­вей не нару­ша­ет её внут­рен­не­го един­ства, гра­ни­цы Помест­ных Церк­вей носят адми­ни­стра­тив­ный характер.

Значения слова церковь

1 Зда­ние Греч. kiriakon (дом Гос­по­день) – храм, куль­то­вое здание. 
2 Сооб­ще­ство Гре­че­ский экви­ва­лент рус­ско­го сло­ва «цер­ковь» – эккле­сия – озна­ча­ет, бук­валь­но, собра­ние, не обя­за­тель­но христианское.
Примеры:
– Ска­жу имя Твое бра­тьям моим, сре­ди народ­но­го собра­ния вос­пою Тебя (Пс.21:23).
– Воз­не­на­ви­дел цер­ковь лукав­ну­ю­щих, и с нече­сти­вы­ми не сяду (Пс.25:5). Здесь зна­чит «сбо­ри­ще зло­де­ев».   
3 Орга­ни­за­ция Напри­мер, «Мос­ков­ская Пат­ри­ар­хия» – сово­куп­ность учре­жде­ний, нахо­дя­щих­ся в веде­нии патриарха.
Поня­тие «Цер­ковь-орга­ни­за­ция», ука­зы­ва­ет, что Цер­ковь име­ет свою струк­ту­ру, свою иерар­хию, свои пра­ви­ла и пр.  Это поня­тие явля­ет­ся внеш­ним, чело­ве­че­ским выра­же­ни­ем, более глу­бо­ко­го поня­тия «Цер­ковь – Тело Хри­сто­во», и харак­те­ри­зу­ет Цер­ковь фор­маль­но, в кон­тек­сте её исто­ри­че­ско­го суще­ство­ва­ния. Цер­ковь-орга­ни­за­ция хра­нит и дает веро­учи­тель­ные исти­ны и нрав­ствен­ные прин­ци­пы жиз­ни. Без Церк­ви-орга­ни­за­ции не мыс­ли­ма Цер­ковь – духов­ный организм.
4 Орга­низм Из ново­за­вет­ных обра­зов Церк­ви наи­бо­лее глу­бо­ким сле­ду­ет при­знать образ чело­ве­че­ско­го тела (1Кор.12:27, Еф.1:22–23). Соглас­но это­му обра­зу, Цер­ковь есть тело Хри­сто­во, Иисус Хри­стос назы­ва­ет­ся Гла­вою Церк­ви по ана­ло­гии с голо­вою в чело­ве­че­ском теле, а чле­на­ми это­го тела – все веру­ю­щие во Хри­ста и соеди­нен­ные с Ним как со сво­им Гла­вой.  Как в чело­ве­че­ском теле каж­дый член выпол­ня­ет свою функ­цию, так и у нас — чле­нов Церк­ви — раз­лич­ные слу­же­ния: кто в лав­ке, кто перед пре­сто­лом, кто в биб­лио­те­ке, кто в боль­ни­це, кто в интернете.
По сло­вам Алек­сея Хомя­ко­ва: Цер­ковь есть живой орга­низм исти­ны и люб­ви или, точ­нее, исти­на и любовь как орга­низм.

Образные наименования Церкви в Священном Предании

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки