Обновленческое движение в России в ХХ‑м веке

(3 голоса5.0 из 5)

Соборы Обновленческой церкви

Собор Год и место проведения Опи­са­ние
Пер­вый 1923, Москва, храм Хри­ста Спасителя Собор про­воз­гла­сил род­ствен­ность рево­лю­ци­он­ных иде­а­лов с хри­сти­ан­ски­ми и объ­явил о низ­ло­же­нии пат­ри­ар­ха Тихо­на. Капи­та­лизм при­зна­вал­ся смерт­ным гре­хом. Собор уза­ко­нил рав­но­знач­ность жена­то­го и без­брач­но­го епи­ско­па­та, вто­ро­бра­чие кли­ри­ков, пере­вод бого­слу­же­ния на рус­ский язык и пере­ход на гри­го­ри­ан­ский календарь.
Вто­рой 1925, Москва, храм Хри­ста Спасителя Собор под­твер­дил рав­но­знач­ность чер­но­го и жена­то­го епи­ско­па­та. При­нят новый устав и новое поло­же­ние об управ­ле­нии Цер­ко­вью. При­знал авто­ке­фа­лию Укра­ин­ской Церк­ви. Было выне­се­но «собор­ное» поста­нов­ле­ние о невоз­мож­но­сти пре­одо­ле­ния рас­ко­ла в Церк­ви по вине «тихо­нов­цев». Собор под­твер­дил реше­ния лже­со­бо­ра 1923 г. о закон­но­сти низ­ло­же­ния Пат­ри­ар­ха Тихо­на и об отмене Патриаршества.

 

Наиболее известные обновленческие реформаторские группы*

Назва­ние Годы суще­ство­ва­ния Наи­бо­лее извест­ные представители Чем запом­ни­лась
«Живая Цер­ковь» (живо­цер­ков­ни­ки, живцы) 1922–1936 Вла­ди­мир (Крас­ниц­кий) Целя­ми ЖЦ про­воз­гла­ша­лись: пере­смотр дей­ству­ю­щих зако­нов о цер­ков­ном управ­ле­нии с целью выяс­не­ния, какие из них анну­ли­ро­ва­ны самой жиз­нью и даже вред­ны для церк­ви; пере­смотр цер­ков­ной дог­ма­ти­ки с целью выде­ле­ния тех осо­бен­но­стей, кото­рые были вне­се­ны в нее быв­шим в Рос­сии стро­ем; пере­смотр цер­ков­ной литур­ги­ки с целью выяс­не­ния и устра­не­ния тех насло­е­ний, кото­рые вне­се­ны в пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние пере­жи­тым пери­о­дом сою­за Церк­ви и госу­дар­ства, и обес­пе­че­ние сво­бо­ды пас­тыр­ско­го твор­че­ства в обла­сти бого­слу­же­ния, без нару­ше­ния совер­ши­тель­ных обря­дов таинств; пере­смотр поло­же­ния о при­хо­де в свя­зи с совре­мен­ны­ми усло­ви­я­ми цер­ков­ной жиз­ни; пере­смотр цер­ков­ной эти­ки и раз­ра­бот­ка уче­ния о хри­сти­ан­ской обще­ствен­ной жиз­ни при­ме­ни­тель­но к соци­аль­ным зада­чам, выдви­га­е­мым пере­жи­ва­е­мым вре­ме­нем; вооб­ще — пере­смотр и изме­не­ние всех сто­рон жиз­ни цер­ков­ной, какие пове­ли­тель­но тре­бу­ют­ся совре­мен­ной жизнью.
«Союз цер­ков­но­го воз­рож­де­ния» (воз­рож­ден­цы) 1922–1928 Анто­нин (Гра­нов­ский) Слу­жеб­ная рефор­ма, вопло­щен­ная в жизнь в соб­ствен­ных хра­мах: алтарь был пере­не­сен в центр хра­ма, ико­но­стас был убран, служ­бы совер­ша­лись на совре­мен­ном рус­ском язы­ке. Отсут­ство­ва­ли пев­чие – слу­жа­ще­му отве­ча­ли все веру­ю­щие в хра­ме. Были про­из­ве­де­ны изме­не­ния в чино­по­сле­до­ва­ни­ях таинств – кре­ще­ния, бра­ка и испо­ве­ди, изме­нен спо­соб пре­по­да­ния Причастия.
«Союз общин Древ­леа­по­столь­ской Церк­ви» (СОДАЦ) 1922–1923 Иоанн (Аль­бин­ский), Алек­сандр (Вве­ден­ский) СОДАЦ при­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость суще­ство­ва­ния жена­то­го епи­ско­па­та. Общи­ны СОДАЦ про­во­ди­ли духов­ные бесе­ды, внед­ря­ли пение ака­фи­ста нарас­пев, вво­ди­ли фис­гар­мо­нию, при­вле­ка­ли к бого­слу­же­нию жен­щин в каче­стве чте­цов, орга­ни­зо­вы­ва­ли рели­ги­оз­ные брат­ства и сестричества.

* В кон­це 1923 г. было при­ня­то реше­ние о роспус­ке обнов­лен­че­ских групп и объ­еди­не­нии их чле­нов в Обнов­лен­че­скую цер­ковь

 

Иерархи Обновленческой церкви

Орган управ­ле­ния Иерарх
Пред­се­да­тель ВЦУ Анто­нин (Гра­нов­ский) (18 мая 1922 — май 1923)
Вла­ди­мир Крас­ниц­кий (конец 1922 — ) сопредседатель
Алек­сандр Вве­ден­ский (конец 1922 — ) сопредседатель
Пред­се­да­тель ВСЦ, митрополит Анто­нин (Гра­нов­ский) (май — июль 1923)
Евдо­ким (Мещер­ский) (июль-август 1923)
Мит­ро­по­лит, Пред­се­да­тель Синода:
Евдо­ким (Мещер­ский) (август 1923 — 1925)
Вени­а­мин (Мура­тов­ский) (1925 — 6 мая 1930)
Вита­лий (Вве­ден­ский) (10 мая 1930 — октябрь 1941)
Пер­во­и­е­рарх Алек­сандр (Вве­ден­ский) (10 октяб­ря 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заме­сти­тель первоиерарха)

 

Группы священнослужителей-обновленцев*

Харак­те­ри­сти­ка группы
1 «Пер­вая — самая мно­го­чис­лен­ная груп­па — <…> серые батюш­ки требоисправители».
2 «Вто­рая — про­хво­сты, при­со­еди­нив­ши­е­ся к обнов­лен­че­ству в погоне за быст­рой карье­рой, спе­шив­шие вос­поль­зо­вать­ся «сво­бо­дой нра­вов», доз­во­лен­ной обнов­лен­ца­ми. О них епи­скоп Анто­нин (Гра­нов­ский) ска­зал: «Ассе­ни­за­ци­он­ная боч­ка пра­во­слав­ной церк­ви». Почти все они были аген­та­ми ГПУ».
3 «Тре­тья — идей­ные модер­ни­сты, искрен­но стре­мив­ши­е­ся к обнов­ле­нию церк­ви. Эти жили впро­го­лодь, юти­лись в заху­да­лых при­хо­дах, тес­ни­мые вла­стя­ми и сво­им духов­ным началь­ством и не при­знан­ные наро­дом. Они почти все кон­чи­ли в лагерях».
4 «Чет­вёр­тая — идео­ло­ги обнов­лен­че­ства. Бле­стя­щие, талант­ли­вые, често­лю­би­вые люди, выплыв­шие на гребне рево­лю­ци­он­ной вол­ны. (Так ска­зать, цер­ков­ные Бона­пар­ты). Сре­ди них мно­гие <…>, хотя и не все, так­же были свя­за­ны с ГПУ».

*Крас­нов-Леви­тин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Вос­по­ми­на­ния. — Paris: YMCA-Press, 1977.
 

Наиболее известные лидеры обновленческого движения

Как зва­ли Кем являл­ся При­нес ли покаяние
Анто­нин (Гра­нов­ский) «Мит­ро­по­лит» (поз­же «епи­скоп») Мос­ков­ский и всея Руси, гла­ва «Сою­за Цер­ков­но­го возрождения» По неко­то­рым све­де­ни­ям, перед смер­тью (1927) искал при­ми­ре­ния с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью, чему поме­шал арест мит­ро­по­ли­та Сер­гия. Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью и нахо­дясь в кон­флик­те с обнов­лен­че­ской церковью.
Бело­ли­ков, Васи­лий Захариевич Член обнов­лен­че­ско­го Сино­да от мирян, в 1934 году покаялся Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью и нахо­дясь в кон­флик­те с обнов­лен­че­ской цер­ко­вью (рас­стре­лян в 1937).
Бояр­ский, Алек­сандр Иванович «Мит­ро­по­лит» Ива­нов­ский и Кинешемский Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (рас­стре­лян в 1937).
Бли­нов, Пётр Фёдорович «Мит­ро­по­лит» Минский Дан­ных о том, что скон­чал­ся, при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет (рас­стре­лян в 1938).
Вве­ден­ский, Алек­сандр Иванович «Пер­во­и­е­рарх Пра­во­слав­ных Церк­вей в СССР», один из основ­ных идео­ло­гов и фак­ти­че­ский лидер обнов­лен­че­ства во все годы его существования Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1946).
Вве­ден­ский, Алек­сандр Петрович «Мит­ро­по­лит» Западно-Сибирский Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (рас­стре­лян в 1937).
Вени­а­мин (Мура­тов­ский) «Мит­ро­по­лит» Мос­ков­ский и Коломенский Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1930).
Вита­лий (Вве­ден­ский) «Пер­во­и­е­рарх Мос­ков­ский и всех пра­во­слав­ных церк­вей в СССР» При­нес пока­я­ние (1944) и был при­нят в цер­ков­ное обще­ние в сане епи­ско­па, какой имел до ухо­да в обновленчество.
Зарин, Сер­гей Михайлович Бого­слов, член обнов­лен­че­ско­го Учеб­но­го коми­те­та, про­фес­сор и про­рек­тор обнов­лен­че­ской Мос­ков­ской бого­слов­ской ака­де­мии, чле­ном пре­зи­ди­у­ма, сек­ре­тарь и заве­ду­ю­щим юри­ди­че­ским отде­лом обнов­лен­че­ско­го Свя­щен­но­го Синода Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1935).
Пла­то­нов, Нико­лай Фёдорович «Мит­ро­по­лит» Ленинградский Снял сан и ушел из Обнов­лен­че­ской церк­ви (1938), что­бы занять­ся анти­ре­ли­ги­оз­ной дея­тель­но­стью. Перед смер­тью при­нес пока­я­ние, вер­нув­шись в лоно Пра­во­слав­ной церк­ви как миря­нин (1942).
Соло­вей, Нико­лай Григорьевич «Архи­епи­скоп всея Южныя Америки» Обра­щал­ся с пись­мом к Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Руси Алек­сию I, про­ся при­нять его «залёт­но­го соло­вья» в свою юрис­дик­цию, но отве­та не после­до­ва­ло. Дан­ных о том, что скон­чал­ся (1953), при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет.
Смир­нов, Кон­стан­тин Александрович «Мит­ро­по­лит» Ярославский Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (умер в лаге­ре в 1941).
Тит­ли­нов, Борис Васильевич Вид­ный идео­лог обнов­лен­че­ства, про­фес­сор и рек­тор обнов­лен­че­ско­го Выс­ше­го бого­слов­ско­го инсти­ту­та в Ленинграде Дан­ных о том, что скон­чал­ся (после 1944), при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет.
Крас­ниц­кий, Вла­ди­мир Дмитриевич «Пер­вый про­то­пре­сви­тер всея Руси», идео­лог и лидер «Живой церкви» Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1936).
Евдо­ким (Мещер­ский) «Мит­ро­по­лит» Одесский Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1935).
Попов, Миха­ил Степанович «Архи­епи­скоп» Луж­ский, вика­рий Ленин­град­ской епархии Дан­ных о том, что скон­чал­ся (после 1935), при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет.
Попов, Нико­лай Григорьевич «Про­то­пре­сви­тер» Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1932).
Сера­фим (Меще­ря­ков) «Мит­ро­по­лит» Белоруссии При­нес пока­я­ние (1924) и был при­нят в цер­ков­ное обще­ние в сане архи­епи­ско­па (рас­стре­лян в 1933).
Сера­фим (Ружен­цов) «Мит­ро­по­лит» Ленинградский Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1935).
Фила­рет (Яцен­ко) «Мит­ро­по­лит» Кру­тиц­кий, послед­ний обнов­лен­че­ский иерарх (ум. 1951) Полу­чив отказ на пере­ход в Мос­ков­скую Пат­ри­ар­хию, обра­тил свой взор на ста­ро­об­ряд­че­ство (умер в 1951).
Филев­ский, Иоанн Иоаннович «Про­то­пре­сви­тер», док­тор богословия Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1925).

 

Причины распада обновленческого движения

При­чи­ны Опи­са­ние
Отсут­ствие под­держ­ки народа Рез­кие, непро­ду­ман­ные изме­не­ния при­выч­но­го цер­ков­но­го укла­да, кото­рые оттал­ки­ва­ли народ от обновленцев.
Отсут­ствие мате­ри­аль­ной под­держ­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вслед­ствие мало­чис­лен­но­сти прихожан.
Отсут­ствие под­дер­жи властей Мас­со­вые аре­сты с сере­ди­ны 1930‑х гг. епи­ско­па­та, духо­вен­ства, актив­ных мирян Обнов­лен­че­ской церк­ви, вклю­чая и тех, кто дав­но сотруд­ни­чал с орга­на­ми ОГПУ-НКВД.
Мас­со­вое закры­тие Совет­ской вла­стью хра­мов, в том чис­ле обновленческих.
С пер­вой поло­ви­ны 1943 г. госу­дар­ствен­ные орга­ны ста­ли посте­пен­но отвер­гать обнов­лен­цев, что было свя­за­но с изме­не­ни­ем поли­ти­ки по отно­ше­нию к Пат­ри­ар­шей Церкви.
С кон­ца 1943 года под нажи­мом вла­стей про­ис­хо­дил мас­со­вый пере­ход епи­ско­па­та, духо­вен­ства и при­хо­дов в Мос­ков­ский патриархат.
Окон­ча­тель­ным и глав­ным уда­ром по дви­же­нию ста­ла реши­тель­ная под­держ­ка Ста­ли­ным Пат­ри­ар­шей Церк­ви в сен­тяб­ре 1943 г.
В 1944 г. пред­се­да­тель Сове­та по делам РПЦ Г. Г. Кар­пов обра­тил­ся к Ста­ли­ну, Моло­то­ву и Берии с пред­ло­же­ни­ем «уско­рить про­цесс рас­па­да обнов­лен­че­ства». В ито­ге к кон­цу вой­ны у обнов­лен­цев остал­ся толь­ко два прихода.
Смерть лиде­ра движения Смерть лиде­ра обнов­лен­че­ско­го дви­же­ния Алек­сандра Вве­ден­ско­го в 1946 г. счи­та­ет­ся кон­цом обнов­лен­че­ско­го раскола.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки