Оптинские старцы

Ста­рец Порт­рет Изре­че­ние Крат­кое житие
Иерос­хи­мо­нах Лев (Нагол­кин), 1768–1841. Дни памя­ти: 11/24 октяб­ря (пре­став­ле­ние);
27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей)
Оптинские старцы «Ста­рай­ся более вни­мать себе, а не раз­би­рать дела, поступ­ки и обра­ще­ние к тебе дру­гих, если же ты не видишь в них люб­ви, то это пото­му, что ты сам в себе люб­ви не имеешь». Осно­ва­тель и вдох­но­ви­тель оптин­ско­го стар­че­ства. Чело­век непо­ко­ле­би­мой веры, необы­чай­ной сме­ло­сти, твер­до­сти и энер­гии. Выра­же­ни­ем еван­гель­ской люб­ви была вся жизнь это­го стар­ца, про­хо­див­шая в само­от­вер­жен­ном слу­же­нии Богу и ближ­ним. Сво­и­ми подви­га­ми, непре­стан­ной молит­вой и бого­под­ра­жа­тель­ным сми­ре­ни­ем он стя­жал обиль­ные дары Свя­то­го Духа. Чуде­са, совер­ша­е­мые стар­цем, были бес­чис­лен­ны: тол­пы обез­до­лен­ных сте­ка­лись к нему.
Иерос­хи­мо­нах Мака­рий (Ива­нов), 1788–1860. Дни памя­ти: 7/20 сен­тяб­ря (пре­став­ле­ние); 27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Есть сми­ре­ние — все есть, нет сми­ре­ния — ниче­го нет». Уче­ник и сота­ин­ник стар­ца Льва. Стар­че­ство­вал в Опти­ной пусты­ни в одно вре­мя с пре­по­доб­ным Львом, а после его кон­чи­ны до самой сво­ей смер­ти нес подвиг стар­че­ско­го окорм­ле­ния. Глав­ная доб­ро­де­тель, кото­рую он осо­бен­но вос­пи­ты­вал в людях — это сми­ре­ние, счи­тая её осно­ва­ни­ем хри­сти­ан­ской жиз­ни. С име­нем стар­ца свя­за­но нача­ло изда­ния в мона­сты­ре свя­то­оте­че­ских тру­дов, кото­рое объ­еди­ни­ло вокруг оби­те­ли луч­шие духов­ные и интел­лек­ту­аль­ные силы Рос­сии. Со стар­цем встре­чал­ся писа­тель Н.В. Гоголь.
Схи­ар­хи­манд­рит Мои­сей (Пути­лов), 1782–1862. Дни памя­ти: 16/29 июня (пре­став­ле­ние); 13/26 декаб­ря (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Во вре­мя тра­пезы блес­ну­ло в уме разу­ме­ние отно­си­тель­но до сожи­тель­ству­ю­щих со мною бра­тий, что­бы их погреш­но­сти, види­мые мною и испо­ве­ду­е­мые ими, при­ни­мать на себя и каять­ся, как за соб­ствен­ные свои, дабы не судить их стро­го и гне­вом отнюдь не вос­пла­ме­нять­ся. Ошиб­ки, про­ступ­ки и гре­хи бра­тьев да будут мои». Крот­кий ста­рец-насто­я­тель. Явил уди­ви­тель­ный при­мер соче­та­ния стро­го­го подвиж­ни­че­ства, сми­ре­ния и нес­тя­жа­ния с муд­рым управ­ле­ни­ем оби­те­лью и широ­кой бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью. Имен­но бла­го­да­ря его без­гра­нич­но­му мило­сер­дию и состра­да­нию к бед­ным оби­тель дава­ла при­ют мно­же­ству стран­ни­ков. При схи­ар­хи­манд­ри­те были вос­со­зда­ны ста­рые и постро­е­ны новые хра­мы и зда­ния оби­те­ли. Сво­им види­мым рас­цве­том и духов­ным воз­рож­де­ни­ем Опти­на пустынь обя­за­на муд­ро­му насто­я­тель­ству стар­ца Моисея.
Схи­и­гу­мен Анто­ний (Пути­лов), 1795–1865. Дни памя­ти: 7/20 авгу­ста (пре­став­ле­ние); 13/26 декаб­ря (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «А в раз­суж­де­нии раз­дра­жи­тель­но­сти сове­тую Вам охра­нять себя как от смерт­ной отра­вы, кото­рая замет­ным обра­зом губит здо­ро­вье, недей­стви­тель­ны­ми дела­ет меди­цин­ския сред­ства и самую жизнь сокращает». Брат и спо­движ­ник схи­ар­хи­манд­ри­та Мои­сея, сми­рен­ный подвиж­ник и молит­вен­ник, через всю жизнь тер­пе­ли­во и муже­ствен­но нес­ший крест телес­ных болез­ней. Он все­мер­но спо­соб­ство­вал дела­нию стар­че­ства в ски­ту, кото­рым руко­во­дил в тече­ние 14 лет. Пись­мен­ные настав­ле­ния пре­по­доб­но­го стар­ца явля­ют­ся див­ным пло­дом его оте­че­ской люб­ви и дара учи­тель­но­го сло­ва. Перед сво­ей кон­чи­ной он гово­рил: «Всех желал бы уте­шить, и если бы мож­но было, само­го себя рас­тер­зал бы и раз­дал всем по кусочку».
Иерос­хи­мо­нах Ила­ри­он (Поно­ма­рев), 1805–1873. Дни памя­ти: 18 сентября/1 окт. (пре­став­ле­ние); 27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Молит­ва все­гда полез­на и может вся­кие помыс­лы про­го­нять. А если когда про­тив жела­ния ум пле­нит­ся, тогда надо про­дол­жить молитву». Уче­ник и пре­ем­ник стар­ца Мака­рия. Будучи рев­ност­ным защит­ни­ком и про­по­вед­ни­ком пра­во­слав­ной веры, он сумел воз­вра­тить в лоно Пра­во­слав­ной Церк­ви мно­гих заблуд­ших и отпав­ших от пра­во­слав­ной веры. «Толь­ко с той мину­ты, как мы узна­ли его, вспо­ми­на­ет духов­ное чадо стар­ца, — мы узна­ли, что такое спо­кой­ствие духа, что такое мир душев­ный…» Ста­рец-ски­то­на­чаль­ник скон­чал­ся в молит­ве, с чет­ка­ми в руках.
Иерос­хи­мо­нах Амвро­сий (Грен­ков), 1812–1891. Дни памя­ти: 10/23 октяб­ря (пре­став­ле­ние); 27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Не было печа­ли, но лука­вые вра­ги нака­ча­ли, пред­став­ля­ясь то в виде Ефрем­ки, то в виде зуба­стой крокодилки». Вели­кий ста­рец и подвиж­ник зем­ли Рус­ской, свя­тость и бого­угод­ность жития кото­ро­го Бог засви­де­тель­ство­вал мно­ги­ми чуде­са­ми, а пра­во­слав­ный народ — искрен­ней любо­вью, почи­та­ни­ем и бла­го­го­вей­ным обра­ще­ни­ем к нему в молит­ве. Уче­ник стар­цев Лео­ни­да и Мака­рия, в слу­же­нии людям пре­бы­вал более 30 лет. Осно­вал Шамор­дин­скую жен­скую оби­тель, окорм­лял мно­гие мона­сты­ри, его пись­ма и настав­ле­ния — источ­ник духов­ной муд­ро­сти для ищу­щих спа­се­ния. Имел высо­кий ясный ум и люб­ве­обиль­ное серд­це. Явля­ет­ся про­об­ра­зом стар­ца Зоси­мы в романе Ф.М. Досто­ев­ско­го «Бра­тья Кара­ма­зо­вы». Писа­тель три­жды видел­ся с преподобным.
Иерос­хи­мо­нах Ана­то­лий (Зер­ца­лов), 1824–1894. Дни памя­ти: 25 января/7 фев­ра­ля (пре­став­ле­ние); 27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Не думай, что мир оби­та­ет в здо­ро­вом теле: там жабы и пияви­цы. Нет, мир оби­та­ет лишь в мерт­вен­ней пло­ти нашей. И этот то есть истин­ный мир, мир Иису­сов, мир всяк ум превосходящий». Ски­то­на­чаль­ник и ста­рец, настав­лял в духов­ной жиз­ни не толь­ко ино­ков Опти­ной пусты­ни, но так­же насель­ниц Шамор­дин­ской жен­ской оби­те­ли и дру­гих мона­сты­рей. Явля­ясь пла­мен­ным молит­вен­ни­ком и подвиж­ни­ком, он был для всех при­хо­дя­щих к нему чут­ким отцом, тер­пе­ли­вым учи­те­лем, все­гда делясь сокро­ви­щем муд­ро­сти, веры и осо­бой духов­ной радо­сти. Ста­рец Ана­то­лий обла­дал уди­ви­тель­ным даром уте­ше­ния. Преп. Амвро­сий гово­рил, что ему была дана такая молит­ва и бла­го­дать, какая одно­му из тыся­чи дается.
Схи­ар­хи­манд­рит Иса­а­кий (Анти­мо­нов), 1810–1894. Дни памя­ти: 22 августа/4 сент. (пре­став­ле­ние); 31 января/13 фев­ра­ля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Как побе­дить? Для это­го необ­хо­ди­мы борь­ба и само­по­нуж­де­ние к сми­ре­нию. Это не вдруг при­хо­дит, а со вре­ме­нем. Это то же, что про­лить кровь. Про­си Бога. Посте­пен­но будешь осва­и­вать­ся со сми­ре­ни­ем, а после оно и в навык обратится». Прис­но­па­мят­ный насто­я­тель Опти­ной пусты­ни, соче­тав­ший в себе твер­дое управ­ле­ние оби­те­лью и тон­чай­шее искус­ство пас­тыр­ско­го руко­вод­ства со сми­рен­ным послу­ша­ни­ем вели­ким Оптин­ским стар­цам и высо­ким подвиж­ни­че­ством. Делом жиз­ни схи­ар­хи­манд­ри­та Иса­а­кия было хра­не­ние и утвер­жде­ние в оби­те­ли духов­ных заве­тов стар­че­ства. Он не знал покоя — две­ри келии его были откры­ты для брат­ства и убо­гих. В пище, и в одеж­де, и в убран­стве келии соблю­дал пол­ную про­сто­ту древ­них подвижников.
Иерос­хи­мо­нах Иосиф (Литов­кин), 1837–1911. Дни памя­ти: 9/22 мая (пре­став­ле­ние); 3/16 октяб­ря (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Сми­ряй­ся боль­ше, когда не успе­ва­ешь в делах спа­се­ния. Счи­тай себя хуже всех на све­те, про­щай всех все­гда и за все и при­бе­гай все­гда с пока­я­ни­ем и за помо­щию ко Гос­по­ду. И Мило­сер­дый Спа­си­тель даст тебе местеч­ко, иде­же вси свя­тии упокоеваются». Уче­ник и духов­ный пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Амвро­сия, явив­ший образ вели­ко­го сми­ре­ния, незло­бия, непре­стан­ной умно­сер­деч­ной молит­вы, ста­рец не раз удо­ста­и­вал­ся явле­ния Божи­ей Мате­ри. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, мно­гие еще при жиз­ни иерос­хи­мо­на­ха Иоси­фа виде­ли его оза­рен­ным бла­го­дат­ным боже­ствен­ным све­том. Преп. Иосиф был чело­век глу­бо­ко­го внут­рен­не­го дела­ния, все­гда хра­нив­ший сер­деч­ное без­мол­вие и непре­стан­ную молитву.
Схи­ар­хи­манд­рит Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков), 1845–1913. Дни памя­ти: 1/14 апре­ля (пре­став­ле­ние); 27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Не давай­те серд­цу при­вя­зы­вать­ся к тлен­ным бла­гам мира сего, гони­те из него вся­кое при­стра­стие, так как толь­ко в серд­це, сво­бод­ном от всех при­стра­стий, может сотво­рить Себе Оби­тель Господь». Ски­то­на­чаль­ник, о кото­ром ста­рец Нек­та­рий гово­рил, что бла­го­дать Божия в одну ночь из бле­стя­ще­го воен­но­го сотво­ри­ла вели­ко­го стар­ца. Не жалея самой жиз­ни, он испол­нял свой пас­тыр­ский долг в рус­ско-япон­ской войне. Ста­рец обла­дал необык­но­вен­ной про­зор­ли­во­стью, ему откры­вал­ся внут­рен­ний смысл про­ис­хо­дя­щих собы­тий. Пре­по­доб­ный был направ­лен Сино­дом к отлу­чен­но­му от Церк­ви, нахо­дя­ще­му­ся на смерт­ном одре Л.Н. Тол­сто­му, одна­ко род­ствен­ни­ки писа­те­ля не допу­сти­ли стар­ца к умирающему.
Иерос­хи­мо­нах Ана­то­лий (Пота­пов), 1855–1922. Дни памя­ти: 30 июля/12 авгу­ста (пре­став­ле­ние); 27 июня/10 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Весь живот наш Хри­сту Богу пре­да­дим в еди­не­нии со св. Цер­ко­вью Пра­во­слав­ной, ея же вра­та адо­ва не одо­ле­ют, ста­ра­ясь ходить непо­роч­но в запо­ве­дях Его, немо­щи сми­ре­ни­ем, само­уко­ре­ни­ем и пока­я­ни­ем исправ­ляя в свет­лом упо­ва­нии и бла­гой надеж­де на помощь Вез­де­су­ща­го и Все­ви­дя­ща­го Гос­по­да отча­я­ния и неча­я­ния устра­ня­ясь, все с молит­вой и изве­ще­ни­ем от Него тво­ря и бла­го­упра­вит­ся житие наше во спасение». Про­зван­ный в наро­де уте­ши­те­лем, был наде­лен Гос­по­дом вели­ки­ми бла­го­дат­ны­ми дара­ми люб­ви и уте­ше­ния страж­ду­щих, про­зор­ли­во­сти и исце­ле­ния. Сми­рен­но неся свое пас­тыр­ское слу­же­ние в тяже­лые дни рево­лю­ци­он­ной сму­ты и без­бо­жия, ста­рец утвер­ждал сво­их духов­ных чад в реши­мо­сти даже до смер­ти быть вер­ны­ми свя­той пра­во­слав­ной вере.
Иерос­хи­мо­нах Нек­та­рий (Тихо­нов), 1853–1928. Дни памя­ти: 29 апреля/12 мая (пре­став­ле­ние); 3/16 июля (обре­те­ние мощей) Оптинские старцы «Спра­ши­ва­ешь, как обра­щать­ся с неве­ру­ю­щи­ми — отве­чать с бла­го­ра­зу­ми­ем. А про­буж­дать людей и вести к Богу — это не твое дело. Сло­во Божие всем про­по­ве­да­но и про­по­ве­ду­ет­ся. В [бесе­дах] с сослу­жив­ца­ми неве­ру­ю­щи­ми обхо­дись так же как и с веру­ю­щи­ми, но не вхо­ди с ними в рели­ги­оз­ные спо­ры — это без­по­лез­но. Спа­сай­ся, и да помо­жет тебе Цари­ца Небесная». Послед­ний собор­но избран­ный Оптин­ский ста­рец, кото­рый подви­гом непре­стан­ной молит­вы и сми­ре­ния обрел вели­чай­шие дары чудо­тво­ре­ния и про­зор­ли­во­сти, неред­ко скры­вая их под видом юрод­ства. Во дни гоне­ний на Цер­ковь, сам нахо­дясь в изгна­нии за испо­ве­да­ние веры, неустан­но окорм­лял веру­ю­щих. За сове­та­ми и молит­вен­ной помо­щью к нему обра­ща­лись и про­стые миряне, и вели­кие Святители.
Иеро­мо­нах Никон (Беля­ев), 1888–1931. День памя­ти: 25 июня/8 июля (пре­став­ле­ние) Оптинские старцы «В пре­да­нии и себя и все­го воле Божи­ей обре­таю мир душе моей. Если я пре­даю себя воле Божи­ей, то воля Божия и будет со мной совер­шать­ся, а она все­гда бла­гая и совер­шен­ная. Если я Божий, то Гос­подь меня и защи­тит, и уте­шит. Если для поль­зы моей пошлет­ся мне какое иску­ше­ние — бла­го­сло­вен Гос­подь, стро­я­щий мое спасение». Бли­жай­ший уче­ник стар­ца Вар­со­но­фия, пла­мен­ный молит­вен­ник и люб­ве­обиль­ный пас­тырь, само­от­вер­жен­но испол­няв­ший стар­че­ское слу­же­ние уже после закры­тия Опти­ной пусты­ни, пре­тер­пев­ший муче­ния от без­бож­ни­ков и скон­чав­ший­ся в изгна­нии, как исповедник.
Архи­манд­рит Иса­а­кий II (Боб­ра­ков), 1865–1938. День памя­ти: 26 декабря/8 янва­ря (пре­став­ле­ние) Оптинские старцы «От кре­ста сво­е­го не побегу». Бли­жай­ший уче­ник стар­ца Вар­со­но­фия, пла­мен­ный молит­вен­ник и люб­ве­обиль­ный пас­тырь, само­от­вер­жен­но испол­няв­ший стар­че­ское слу­же­ние уже после закры­тия Опти­ной пусты­ни, пре­тер­пев­ший муче­ния от без­бож­ни­ков и скон­чав­ший­ся в изгна­нии, как исповедник.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Мари­на, 01.11.2020

    Спа­си­бо Вам за такую инфор­ма­цию о БОГЕ. Лег­ко ста­ла пони­мать Псал­тирь и и все дру­гие Молит­вы. Спа­си Вас Господи.

    Ответить »
  • Ната­лья., 18.06.2020

    Здрав­ствуй­те. Мне нужен чело­век, кото­рый обла­да­ет даром от Бога. Рас­по­зна­вать исти­ну. Кото­рый со мной пого­во­рит. Чест­но. Я обыч­ный чело­век. Но у меня стран­ные зна­ния. Я про­сто это знаю. Или нет.

    Ответить »
    • Kirill, 22.06.2020

      Ната­лья, обра­ти­тесь к свя­щен­ни­ку, он Вам поможет.

      Ответить »
    • Миха­ил, 19.08.2020

      Ната­лья помо­ли­тесь с верою к Пре­свя­той Бого­ро­ди­це. Она Вас сама наста­вит, как Ей будет угод­но. Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца — Заступ­ни­ца рода Христианского.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки