Спле́тни — слухи о ком-либо чём-либо, основанные на непроверенных, неточных или нарочито искаженных, заведомо ложных сведениях.
Почему сплетни считаются грехом, ну подумаешь, поговорили о том, да о сём?
Сплетни есть прежде всего грех лжесвидетельства (одна из разновидностей этого греха). Заповедь о запрете на лжесвидетельство была дана человеку ещё во времена Ветхого Завета, причём как одна из десяти наиболее важных заповедей, составлявших ядро Синайского закона (Исх.20:16).
С другой стороны, сплетни часто бывают отображением такого губительного греха как клевета. Следует заметить, что «клеветник» есть одно из имен сатаны. Стало быть, сплетник, распространяющий клеветнические слухи, уподобляется, в этом отношении, самому изобретателю греха.
Клевещущий сплетник вредит не только тому, против кого направлена клевета, но и себе, а часто и тем, кто является слушателем его сплетен.
Опять же, далеко не всегда сплетни имеют вид ровного и нейтрального пересказа такой-то и такой-то информации. Нередко они бывают сопряжены с грубой насмешкой над ближним (над тем, кто является предметом распространяемых сплетен), с его унижением, но часто — и с осуждением.
Страсть к унижению ближних может свидетельствовать гордость, а может и способствовать формированию этого порока.
К осуждению вообще нужно относиться с большой осторожностью. Ведь даже и в случае, если оно не беспочвенно, оно может подпасть под суд Божьей правды, может сказаться не в пользу осуждающего: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1).
Если же осуждение ближнего не имеет под собой действительного основания, но строится на заведомом обмане, наказание осуждающего может быть ещё более грозным.
Наиболее яркими распространителями неоправданных обвинений были иудеи, осудившие Самого Небесного Судью. Таким образом, человек, осуждающий ложно, в каком-то смысле уподобляется богоубийцам.
Наконец, сплетни могут являть собой формы таких видов греха как празднословие и сквернословие.
Празднословие и само по себе (как таковое) способно навлечь на виновника Божий гнев: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36).
Если же тиражирование сплетен сопровождается сквернословием, это может привести к усугублению ответственности перед Господом, ведь через сквернословие попирается Божественный дар — дар слова.
Наконец, участвуя в распространении сплетен против ближних, христианин вносит в раздор в Церковь Божью. Разве сплетники могут считать себя едиными с теми, против кого распространяют нелепые слухи, и наоборот?
Литература по теме
- Сплетни преп. Оптинские старцы
- Сплетни Сокровищница духовной мудрости
- О распространении сплетен Фома Аквинский
Комментировать