Спор

***

Спор – сло­вес­ное состя­за­ние по тому или иному вопросу двух или несколь­ких сторон, в рамках кото­рого каждая отста­и­вает свое мнение.

***

Как не спо­рить, если чув­ство спра­вед­ли­во­сти и граж­дан­ский долг тре­буют вме­ша­тель­ства и отста­и­ва­ния своей точки зрения?

Нет ничего гре­хов­ного в том, что люди имеют разные мнения по тому или иному вопросу (разу­ме­ется, если речь не идет об оспа­ри­ва­нии истин, откры­тых Самим Богом, или к при­меру, об иных слу­чаях осо­бого харак­тера). Ап. Павел пишет, что над­ле­жит быть и раз­но­мыс­лиям между вами, дабы откры­лись между вами искус­ные (1Кор.11:19), ведь неслу­чайно гово­рят, что в споре рож­да­ется истина. Избе­жать споров чело­веку невоз­можно, но нужно сле­дить за тем, чтобы спор не пере­рос в ссору. В споре важно не просто зафик­си­ро­вать то или иное непра­виль­ное поло­же­ние вещей, а пред­ло­жить свое реше­ние про­блемы. Кроме того, нужно уметь вовремя оста­но­виться, следуя совету пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского, кото­рый гово­рил: «Кто усту­пает, тот больше при­об­ре­тает!». «О, если бы вы только мол­чали! это было бы вме­нено вам в муд­рость», – читаем мы в Свя­щен­ном Писа­нии (Иов.13:5). И уж тем более, не сле­дует ничего дока­зы­вать чело­веку агрес­сив­ному, нахо­дя­ще­муся в состо­я­нии помут­не­ния: «Не спорь с чело­ве­ком, дерз­ким на язык, и не под­кла­ды­вай дров на огонь его» (Сир.9:4).

Как сде­лать, чтобы споры про­хо­дили мирно?

Когда люди, с кото­рыми ты ведешь дис­кус­сию, тебе дороги, когда ты пони­ма­ешь, в чело­веке есть не только обес­по­ко­ен­ность про­бле­мой, но и такое же стрем­ле­ние к доброй цели, как и в тебе, ты будешь ста­раться найти ком­про­мисс­ное реше­ние, чтобы любая дис­кус­сия, про­яс­няя ваши рас­хож­де­ния, помо­гала лучше понять друг друга, обо­га­щала вас, а не при­во­дила к рас­паду ваших отно­ше­ний. Каждый из нас сего­дня не такой, каким был вчера и каким будет завтра. Столк­нув­шись по какой-то про­блеме сего­дня, мы завтра можем уви­деть, что эта про­блема совер­шенно не важна или реша­ется каким-то другим обра­зом. Поэтому так важен мир.

Также важно разо­браться, что на самом деле хотят ска­зать оппо­ненты. Нужно учи­ты­вать, что чело­век, кото­рый имеет про­ти­во­по­лож­ную точку зрения, видит то, о чем идет спор, совсем иначе. Он не враг, просто он видит пред­мет спора с другой сто­роны. Очень часто люди, упо­треб­ляя одни и те же слова, имеют в виду совер­шенно разные вещи. Надо выяс­нить, в каком зна­че­нии они упо­треб­ляют эти слова, что они хотят ска­зать.

Как в споре дей­ствует диавол?

Очень часто у людей нет цели услы­шать друг друга, но есть только жела­ния утвер­диться в своем мнении и выпу­стить на других пар страст­ной раз­дра­жен­но­сти, оби­жен­но­сти, гнева. И хотя в наше время люди не чув­ствуют при­сут­ствие диа­вола в себе и в мире, его при­сут­ствие в таких спорах совер­шенно оче­видно. Победа над ним воз­можна с Божией помо­щью – вспом­ним, что в молитве св. Ефрема Сирина мы просим у Бога того, чего так боится диавол, – сми­рен­но­муд­рия, то есть муд­ро­сти без гор­до­сти, муд­ро­сти, кото­рая осо­знает свою недо­ста­точ­ность перед Богом, муд­ро­сти, соеди­нен­ной с любо­вью к ближ­нему, муд­ро­сти, кото­рая пре­кло­ня­ется перед опытом и зна­нием святых. Насто­я­щая муд­рость – сми­ренна.

Нужно ли спо­рить о вере?

Раз­но­гла­сия между хри­сти­а­нами суще­ство­вали еще с древ­но­сти, со времен воз­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ства. Даже среди уче­ни­ков Христа, апо­сто­лов, порой раз­го­ра­лись серьез­ные споры. Так, ап. Павел был кате­го­ри­че­ски не согла­сен с ап. Петром в том, что ново­об­ра­щен­ных языч­ни­ков нужно при­нуж­дать при­дер­жи­ваться иудей­ских обря­дов: «Когда же Петр пришел в Антио­хию, то я лично про­ти­во­стал ему, потому что он под­вер­гался наре­ка­нию… когда я увидел, что они не прямо посту­пают по истине Еван­гель­ской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язы­че­ски, а не по-иудей­ски, то для чего языч­ни­ков при­нуж­да­ешь жить по-иудей­ски?» (Гал.2:11–14).

Иногда дей­стви­тельно нельзя мол­чать. Надо отста­и­вать истину и сви­де­тель­ство­вать о ней. Иногда то, что мы гово­рим, не вос­при­ни­ма­ется дру­гими людьми сразу, но может быть вос­при­нято потом. Порой такие споры застав­ляют чело­века поду­мать, изме­нить свое миро­воз­зре­ние. Глав­ное, сле­дует сохра­нять в сердце мир, не терять молитву за нашего собе­сед­ника, желать ему про­све­ще­ния светом Хри­сто­вой истины, а себе – тер­пе­ния и кро­то­сти, и пом­нить: в центре всех собы­тий должен быть Хри­стос.

***

Не спорь с чело­ве­ком, дерз­ким на язык, и не под­кла­ды­вай дров на огонь его. (Сир.9:4)

О, если бы вы только мол­чали! это было бы вме­нено вам в муд­рость. (Иов 13:5)

И когда я при­хо­дил к вам, братия, при­хо­дил воз­ве­щать вам сви­де­тель­ство Божие не в пре­вос­ход­стве слова или муд­ро­сти. И слово мое и про­по­ведь моя не в убе­ди­тель­ных словах чело­ве­че­ской муд­ро­сти, но в явле­нии духа и силы, чтобы вера ваша утвер­жда­лась не на муд­ро­сти чело­ве­че­ской, но на силе Божией (1Кор.2:1,4,5).

И все, сидя­щие в синед­ри­оне, смотря на него (Сте­фана), видели лице его, как лице Ангела (Деян.6:15).

Отходя в Маке­до­нию, я просил тебя пре­быть в Ефесе и уве­ще­вать неко­то­рых, чтобы они не учили иному и не зани­ма­лись бас­нями и родо­сло­ви­ями бес­ко­неч­ными, кото­рые про­из­во­дят больше споры, нежели Божие нази­да­ние в вере. Цель же уве­ща­ния есть любовь от чистого сердца и доброй сове­сти и нели­це­мер­ной веры, от чего отсту­пив, неко­то­рые укло­ни­лись в пусто­сло­вие, желая быть зако­но­учи­те­лями, но не разу­мея ни того, о чем гово­рят, ни того, что утвер­ждают (1Тим.1:3–7).

Кто учит иному и не сле­дует здра­вым словам Гос­пода нашего Иисуса Христа и учению о бла­го­че­стии, тот горд, ничего не знает, но зара­жен стра­стью к состя­за­ниям и сло­во­пре­ниям, от кото­рых про­ис­хо­дят зависть, распри, зло­ре­чия, лука­вые подо­зре­ния. Пустые споры между людьми повре­жден­ного ума, чуж­дыми истины, кото­рые думают, будто бла­го­че­стие служит для при­бытка. Уда­ляйся от таких (1Тим.6:3–5).

Сие напо­ми­най, закли­ная пред Гос­по­дом не всту­пать в сло­во­пре­ния, что нимало не служит к пользе, а к рас­строй­ству слу­ша­ю­щих (2Тим.2:14).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки