Сверхбытие Бога

Сверх­бы­тие́ Бо́га – поня­тие пра­во­слав­ного апо­фа­ти­че­ского бого­сло­вия, отра­жа­ю­щее выше­бы­тий­ность суще­ство­ва­ния Бога, под­чер­ки­ва­ю­щее Его пре­вос­ход­ство над всеми созда­ни­ями, ука­зы­ва­ю­щее на несо­по­ста­ви­мость Его бытия с твар­ным бытием.

Раз­ви­ва­е­мое в «Аре­о­паги­ти­ках», учение о Боже­ствен­ном сверх­бы­тии направ­лено на после­до­ва­тель­ное раз­гра­ни­че­ние твар­ного и нетвар­ного суще­ство­ва­ния. В Своем бытии Бог не может быть срав­ним с какими-либо фор­мами суще­ство­ва­ния твар­ного мира.

Бог бес­ко­нечно воз­вы­шен над умо­по­сти­га­е­мым миром анге­лов и чело­ве­че­ских душ, несо­из­ме­рим с чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мой дей­стви­тель­но­стью. Рас­кры­ва­ясь как «Сущий» (Исх. 3:14), Он ста­но­вится над бытием всего суще­ству­ю­щего. Будучи Твор­цом всего бытия, Он «сверхъ­есте­ственно пре­вос­хо­дит всю сово­куп­ность бытия, явля­ясь еди­но­лич­ной При­чи­ной и Созда­те­лем всего сущего»…

Кате­го­рия бытия обя­зана своим воз­ник­но­ве­нием позна­нию умствен­ных или чув­ствен­ных реалий. Как тако­вая она отра­жает мир твар­но­сти, а не сверхтвар­ную Боже­ствен­ную жизнь. Вслед­ствие этого она недо­ста­точна для выра­же­ния суще­ство­ва­ния нетвар­ного Созда­теля. Поэтому она должна быть допол­нена кате­го­рией сверх­бы­тия. Воз­вы­шая Бога над миром, эта кате­го­рия нераз­рывно свя­зана с поня­тием Пре­су­ще­ствен­но­сти Бога, поскольку выде­ляет Его из раз­ряда всего суще­ству­ю­щего.

***

См. КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ, ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГА, БЛАГОДАТЬ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки