Святые угодники Божии о неосуждении священников

«Всею душою твоею бла­го­го­вей пред Гос­по­дом и уважай свя­щен­ни­ков Его» (Сир.7:31).

«Бойся Гос­пода и почи­тай свя­щен­ника, и давай ему часть, как запо­ве­дано тебе» (Сир.7:33).

***

бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский
«Не надобно, про­ступки свя­щен­ных лиц делать обще­из­вест­ными, чтобы народ, полу­чив отсюда повод к пре­ре­ка­ниям против них, не стал гре­шить без страха».

***

cвт. Нил Синай­ский
«Иереев всех почи­тай, к добрым же при­бе­гай»

***

Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал своим при­хо­жа­нам такую исто­рию. При­хо­дит к нему жен­щина и гово­рит: «В нашем при­ходе батюшка служит, а я точно знаю, что он не совсем бла­го­че­сти­вый. Что мне делать? Перейти в другой храм, в другой приход?» А батюшка ей отве­чает: «Вот скажи мне, если поло­жить в кадило медное и в кадило золо­тое оди­на­ко­вый ладан и оди­на­ко­вые угли, то фимиам будет оди­на­ко­вый?» «Оди­на­ко­вый». «Вот так и батюшки. Бла­го­че­стивы из них – это золо­тое кадило, а не совсем бла­го­че­сти­вые – это медное кадило. А бла­го­дать Божия все равно через них идет…» Поэтому сму­щаться не надо, не ради батюшки вы к нему идете, а ради бла­го­дати свя­щен­ства, кото­рая на каждом батюшке лежит, и через эту бла­го­дать полу­ча­ете и помощь, и вра­зум­ле­ние. И уж совсем негоже осуж­дать свя­щен­ника вслух, в раз­го­во­рах!

***

cвя­щен­но­му­че­ник Киприан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский
«Если Гос­подь гово­рит в Своем Еван­ге­лии: кто же скажет брату своему: «рака», под­ле­жит синед­ри­ону; а кто скажет: «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной» (Мф.5:22), то как могут избе­жать суда Бога те, кото­рые воз­во­дят кле­веты не только на бра­тьев, но и на свя­щен­ни­ков, удо­сто­ен­ных этого сана по бла­го­дати Божьей».

***

cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст
«Если нам не поз­во­лено судить о жизни друг друга, то тем более о жизни отцов».
«Под­линно, велико досто­ин­ство свя­щен­ни­ков! Кому, ска­зано, про­стите грехи, тому про­стятся. …Павел гово­рит: мы – послан­ники от имени Хри­стова, и как бы Сам Бог уве­ще­вает чрез нас (1Кор.5:20). Не видите ли, как все под­чи­ня­ются вла­стям мир­ским? …У нас страх, когда постав­ляет началь­ника чело­век! Но когда руко­по­ла­гает Бог – мы и пре­зи­раем руко­по­ло­жен­ного, и оскорб­ляем его, и пре­сле­дуем бес­чис­лен­ными поно­ше­ни­ями, и, тогда как нам запре­щено судить и своих бра­тьев, изощ­ряем язык на свя­щен­ни­ков! И какое найдем мы себе оправ­да­ние, когда в своем глазе не видим бревна, а у дру­гого с злоб­ным ста­ра­нием заме­чаем и сучец? Ужели не знаешь, что, когда судишь, таким обра­зом, других, при­го­тов­ля­ешь и себе самому тяг­чай­шее осуж­де­ние?
Пусть жизнь свя­щен­ника будет самая пороч­ная, но если ты вни­ма­те­лен к самому себе, то не потер­пишь ника­кого вреда в том, что ему вве­рено. От Бога… Ведь и чистый свя­щен­ник не своею соб­ствен­ною чисто­тою при­вле­кает Духа Свя­таго, но все совер­шает бла­го­дать…
Ни ангел, ни архан­гел не могут ока­зать ника­кого дей­ствия на то, что дару­ется от Бога: здесь все творит Отец и Сын и Святый Дух, а свя­щен­ник только высту­пает посред­ни­ком и про­сти­рает свою руку. Да и неспра­вед­ливо было бы, если бы по при­чине пороч­но­сти дру­гого лица тер­пели вред те, кото­рые с верою при­сту­пают к сим­во­лам нашего спа­се­ния. Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и ува­жать Его свя­щен­ни­ков, ока­зы­вая им всякую честь…»   

***

пре­по­доб­ный Ефрем Сирин
«Как не терпят вреда свет­лое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если при­кос­нется к каким-нибудь нечи­стым и сквер­ным вещам, так подобно сему и свя­щен­ство не дела­ется осквер­нен­ным от чело­века, хотя бы при­яв­ший его и был недо­стоин».

***

пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский
«По запо­веди цер­ков­ной и апо­столь­скому заве­ща­нию вы должны ува­жать свя­щен­ни­ков, яко слу­жи­те­лей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невоз­можно спа­стися, и, по силе своей, сколько можете, уде­ляйте им на их нужды, ибо слу­жа­щии олтарю со олта­рем делятся (1Кор.9:13); но при испо­веди бла­го­дар­ность вашу можете дать или оста­вить. Судить же их в их погреш­но­стях совсем не ваше дело; овца пас­тыря не судит, каков бы он ни был. Судить свя­щен­ника значит судить Самого Христа; как можно сего бере­ги­тесь!»

***

пре­по­доб­ный Сера­фим Выриц­кий
«Личные чело­ве­че­ские немощи не могут отнять бла­го­дати руко­по­ло­же­ния. Во время совер­ше­ния Таинств свя­щен­ник явля­ется лишь ору­дием в руках Божиих. Все Таин­ства неви­димо совер­шает Сам Хри­стос. Какой бы ни был батюшка греш­ный, даже если ему уго­то­вано в огне геен­ском гореть, только через него мы можем полу­чить раз­ре­ше­ние от наших соб­ствен­ных грехов».

***

Пре­по­доб­ному Иосифу Оптин­скому рас­ска­зали про одну барыню, кото­рая умерла без напут­ствия, потому что в ее при­ходе был свя­щен­ник, о кото­ром она знала много нехо­ро­шего и не захо­тела у него при­об­щиться. Старец пожа­лел умер­шую и сказал, что не должно сму­щаться жизнью иерея, так как рука его только дей­ствует, а таин­ство совер­шает бла­го­дать. При этом он рас­ска­зал, как один пре­по­доб­ный, забо­лев к смерти, поже­лал при­нять Святые Тайны. Бли­жай­ший иерей, кото­рого нужно было позвать, был очень пороч­ной жизни и, каза­лось, совсем недо­стоин носить свя­щен­ство. Пре­по­доб­ный несколько сму­тился, но затем, побе­див этот помысл, при­звал его. Во время при­ча­ще­ния Гос­подь спо­до­бил его такого виде­ния: он видел, что его при­об­щили Ангелы.

***

схии­гу­мен Иоанн (Алек­сеев)
«Святые Тайны совер­ша­ются не по досто­ин­ству свя­щен­но­слу­жи­те­лей, а по мило­сти и любви Божией бла­го­дати».

***

старец Михаил (Пит­ке­вич)
«Свя­щен­ника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таин­стве он участ­ник. Одной его слезы пока­я­ния, упав­шей на Пре­стол, довольно, чтобы смыть все его грехи». 

***

пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец
«Не нужно созда­вать про­блемы в Церкви и пре­уве­ли­чи­вать те неболь­шие чело­ве­че­ские нестро­е­ния, кото­рые всегда в ней при­сут­ствуют, чтобы не при­чи­нить боль­шего зла, чему лука­вый только раду­ется.
Тот, кто, заме­тив неболь­шой бес­по­ря­док, начи­нает сильно воз­му­щаться и изо всех сил поры­ва­ется якобы испра­вить его (в порыве гнева), похож на бес­тол­ко­вого поно­маря, кото­рый, увидев, что течет свеча, сразу же бро­са­ется к ней, желая якобы попра­вить ее. Но при этом он сме­тает на своем пути людей и под­свеч­ники, созда­вая во время бого­слу­же­ния еще боль­ший бес­по­ря­док.
К сожа­ле­нию в наше время много людей, воз­му­ща­ю­щих Мать Цер­ковь. Те из них, кото­рые имеют обра­зо­ва­ние, при­няли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, негра­мот­ные, ухва­ти­лись за догмат зубами, а потому и скре­же­щут зубами, когда берутся спо­рить о цер­ков­ных вопро­сах. И так от всех них Цер­ковь полу­чает боль­ших вред, чем от врагов Пра­во­сла­вия.
Те, кото­рые оправ­ды­вают свою злобу тем, что они якобы должны обли­чать других, не желая обли­чать самих себя, или тем, что необ­хо­димо огла­сить то, что про­ис­хо­дит в Церкви, – даже те вещи, о кото­рых не при­нято гово­рить, и при этом ссы­ла­ются на запо­ведь: «Повеждь Церкви» (Мф.18:17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это пока­жется им хоро­шим делом, тогда пусть позо­рят и Мать Цер­ковь. Хоро­шие дети, думаю, нико­гда не будут кле­ве­тать на свою мать. Но многие без­рас­суд­ные пра­во­слав­ные, к сожа­ле­нию, дают ере­ти­кам обилие поле­ми­че­ского мате­ри­ала, и пра­во­слав­ные города и села захва­ты­ва­ются иего­ви­стами и про­чими сек­тан­тами, кото­рые посто­янно рас­ши­ряют свою мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность.
Духов­ным, рас­су­ди­тель­ным отцам известно, что этой демо­ни­че­ской дея­тель­но­стью (выстав­ле­нием на позор клира и Церкви) они многих сде­лали иего­ви­стами. А также всему миру известно, что таким непра­во­слав­ным спо­со­бом еще ни одного иего­ви­ста не уда­лось сде­лать пра­во­слав­ным.
Благий Бог терпит нас с любо­вью и никого не выстав­ляет на позор, хотя и знает, как серд­це­ве­дец, наше гре­хов­ное состо­я­ние. Также и святые нико­гда не оскорб­ляли греш­ного чело­века перед дру­гими людьми, но с любо­вью и духов­ной дели­кат­но­стью тайным обра­зом спо­соб­ство­вали исправ­ле­нию зла. Мы же, несмотря на то, что явля­емся греш­ни­ками, делаем обрат­ное (как лице­меры).
Только чело­веку, нахо­дя­ще­муся под вла­стью демона, про­сти­тельно выстав­лять людей на позор (конечно тех людей, на кото­рых демон имеет право) перед посто­рон­ними, напо­ми­ная им об их про­шлом, чтобы поко­ле­бать немощ­ные души. Нечи­стый дух не выно­сит на свет доб­ро­де­тели людей, но лишь их немощи. Однако люди, сво­бод­ные от стра­стей и не име­ю­щие в себе зла, исправ­ляют зло добром. Если они вдруг увидят неболь­шую нечи­стоту, кото­рая не очи­ща­ется, то покры­вают ее плитой, чтобы она не вызвала чув­ства брезг­ли­во­сти у кого-нибудь дру­гого, кто ее заме­тит. Те же, кото­рые выгре­бают мусор наружу, похожи на кур, кото­рые копа­ются в …
Не явля­ется искрен­ним и прямым ни тот, кто гово­рит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее пуб­ли­кует, но тот, кто имеет любовь и истин­ную жизнь и гово­рит с рас­суж­де­нием, когда нужно и что нужно».

***

свя­ти­тель Тихон Задон­ский

  1. Что плохо живет и не делает того, чему учит, ты за него не будешь отве­чать пред Богом, и потому что тебе до того, что он худо живет? Он же за себя ответ даст и истя­зан будет.
  2. Пас­тырь ту же немощь имеет, как и всякий чело­век, и потому не уди­ви­тельно, что грешит, как чело­век; а тебе должно о нем молиться, чтобы исправ­лен был, – что будет в общую пользу.
  3. Если пра­вильно учит, а непра­ведно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не под­ра­жай. Так и Хри­стос сказал о книж­ни­ках и фари­сеях: На Мои­се­е­вом седа­лище сели книж­ники и фари­сеи; итак, все, что они велят вам соблю­дать, соблю­дайте и делайте (Мф. 23:2–3).
  4. Часто бывает, что пас­тырь много кле­веты, зло­сло­вия, поно­ше­ния, хулы напрасно терпит. Никто более не под­ле­жит зло­сло­вию и окле­ве­та­нию, как пас­тырь.

***

из днев­ника рели­гио­веда Юрия Мак­си­мова:
«Была в моей жизни такая исто­рия. Как-то раз дове­лось вече­ром бесе­до­вать с другом, и зашёл раз­го­вор о неко­то­рых архи­ереях, и я весьма нелестно отзы­вался о них. Я считал это нор­маль­ным, поскольку гово­рил о том, что знал допод­линно и, как мне каза­лось, был в своих пере­су­дах об архи­ерей­ских грехах движим забо­той о благе Церкви.
Той же ночью мне при­снился сон. Как будто я должен лезть под купол ста­рого храма, и под­нялся уже очень высоко. И, ока­зав­шись тут, стал караб­каться по балкам, кото­рые были под­гнив­шими. Если бы хоть одна обло­ми­лась, я бы погиб, но балки, хоть и под­гнив­шие, дер­жали хорошо. Вне­запно я понял, что эти балки — и есть те самые архи­ереи, и в тот же момент будто кто-то вложил мне в голову мысль: “как же можешь ты осуж­дать их, если они тебя держат?”
При пере­сказе всё это, конечно, выгля­дит плоско, однако в самом сне всё было пре­дельно ясно и сильно. Я ощутил ту живую связь с епи­ско­пом, какую под­ра­зу­ме­вают слова св. Игна­тия Бого­носца о том, что “где епи­скоп, там и кафо­ли­че­ская Цер­ковь”, — связь, кото­рую я прежде вос­при­ни­мал лишь умо­зри­тельно, как символ или как адми­ни­стра­тив­ное под­чи­не­ние. Я ощутил то, что читал у св. Симеона о том, что епи­скоп дей­ствует во всех таин­ствах, совер­ша­е­мых его свя­щен­ни­ками, а значит, бла­го­дать Божия, кото­рая под­ни­мает меня через испо­ведь, обнов­ляет и укреп­ляет через Евха­ри­стию, пода­ётся именно через епи­скопа.
Да, под­гнив­шие. Грехи есть. Но — слава Богу, держат. А когда ты висишь под купо­лом, только это имеет зна­че­ние».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки