О терпении<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Дионисий Свечников, психолог Наталья Ярасова</span>

О терпении
Протоиерей Дионисий Свечников, психолог Наталья Ярасова

(8 голосов5.0 из 5)

Про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков и пси­хо­лог Ната­лья Яра­со­ва для «Азбу­ки супружества»

Жизнь каж­дый день испы­ты­ва­ет нас на проч­ность. Дома, в шко­ле, на рабо­те, в транс­пор­те, мага­зи­нах мы стал­ки­ва­ем­ся с непри­ят­ны­ми ситу­а­ци­я­ми. И каж­дый раз нам при­хо­дит­ся делать выбор: стер­петь или сорвать­ся, «пси­ха­нуть» – рас­пла­кать­ся, выру­гать­ся, покри­чать, поскан­да­лить или даже уда­рить. Ино­гда этот выбор при­во­дит к реше­нию – уйти или остаться.

Опре­де­ля­ет­ся этот выбор нашим вос­пи­та­ни­ем, наши­ми пред­став­ле­ни­я­ми о чув­стве соб­ствен­но­го досто­ин­ства и о том, как мы долж­ны посту­пать в слож­ных ситу­а­ци­ях. Мно­гое зави­сит от стой­ко­сти нашей нерв­ной систе­мы: уста­лость и довле­ю­щий стресс лиша­ют нас выдержки.

Мно­же­ство раз­ных фак­то­ров опре­де­ля­ют то, как мы отно­сим­ся к раз­дра­жа­ю­ще­му воз­дей­ствию на наши «лич­ност­ные гра­ни­цы» и как дол­го мы гото­вы тер­петь их нарушение.

Для веру­ю­ще­го чело­ве­ка вопрос тер­пе­ния тре­бу­ет осмыс­ле­ния с пози­ции пра­во­слав­ной веры. Как посту­пать, когда тебя оби­жа­ют, уни­жа­ют, вся­че­ски зажи­ма­ют? Цер­ковь учит, что тер­пе­ние обид, даже неза­слу­жен­ных, для хри­сти­а­ни­на явля­ет­ся доб­ро­де­те­лью. Но на быто­вом уровне зача­стую внеш­нее сдер­жи­ва­ние себя, подав­ле­ние эмо­ций вовсе не озна­ча­ет того само­го хри­сти­ан­ско­го тер­пе­ния, нахо­дя­ще­го­ся в тес­ной свя­зи со сми­ре­ни­ем и прощением.

Не выдав ответ­ной реак­ции, чело­век неред­ко оста­ёт­ся во вла­сти гне­ва и зло­па­мят­ства. Тер­пит порой до воз­ник­но­ве­ния нев­ро­зов и депрес­сий, или даже до раз­ви­тия необ­ра­ти­мых болез­ней и травм. Тер­пе­ние, кото­рое долж­но, каза­лось бы, сохра­нять здо­ро­вье и отно­ше­ния меж­ду людь­ми, давать ощу­ще­ние мира и покоя в душе, ста­но­вит­ся раз­ру­ша­ю­щим лич­ность фактором.

Так прав­да ли, что хри­сти­а­нин дол­жен всё терпеть?

О тер­пе­нии про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков, руко­во­ди­тель моло­деж­но­го отде­ла Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии и Ната­лья Яра­со­ва, пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП.

Отец Дио­ни­сий: Тема хри­сти­ан­ско­го тер­пе­ния неве­ро­ят­но обшир­на и, вме­сте с тем, доволь­но слож­на. Необ­хо­ди­мо раз­де­лять хри­сти­ан­ское тер­пе­ние и тер­пе­ние вооб­ще. Когда чело­век тер­пит пото­му, что у него нет дру­го­го выбо­ра, то это про­сто вынуж­ден­ное тер­пе­ние, обу­слов­лен­ное обсто­я­тель­ства­ми. При этом он может полу­чить целый букет «побоч­ных про­дук­тов» – злость, нена­висть, отча­я­ние и т.д.

Хри­сти­ан­ское тер­пе­ние все­гда осно­ва­но на вере. Само тер­пе­ние для хри­сти­а­ни­на – это про­дукт веры. Смот­ри­те, что пишет ап. Петр: «при­ла­гая к сему все ста­ра­ние, пока­жи­те в вере вашей доб­ро­де­тель, в доб­ро­де­те­ли рас­су­ди­тель­ность, в рас­су­ди­тель­но­сти воз­дер­жа­ние, в воз­дер­жа­нии тер­пе­ние, в тер­пе­нии бла­го­че­стие, в бла­го­че­стии бра­то­лю­бие, в бра­то­лю­бии любовь» (2Пет.1:5-7). Уди­ви­тель­но муд­ро апо­стол рас­став­ля­ет эту логи­че­скую цепоч­ку, пока­зы­вая, что имен­но вера дает тол­чок ста­ра­нию, при­ла­гая кото­рое, чело­век при­об­ре­та­ет любовь, и без тер­пе­ния тут никак не обой­тись. Любовь как выс­шая доб­ро­де­тель есть дар Божий, дей­ствие в чело­ве­ке Духа Свя­то­го. Хри­сти­ан­ская любовь жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная. Поэто­му хри­сти­ан­ское тер­пе­ние – оно, в первую оче­редь, доб­ро­воль­ное и осмыс­лен­ное, ради чего-то или ради кого-то.

Тер­пе­ние – это не некая пас­сив­ность вос­при­я­тия, согла­ша­тель­ство со всем и все­гда, оно может и долж­но быть актив­ным. Гос­подь Иисус Хри­стос слу­жит высо­чай­шим образ­цом тер­пе­ния для всех хри­сти­ан. Его тер­пе­ние в послу­ша­нии Отцу и люб­ви к чело­ве­ку не было пас­сив­ным. Как раз наобо­рот, оно было актив­ным. Раз­ве есть нечто более нази­да­тель­ное для хри­сти­а­ни­на, чем осмыс­ле­ние крест­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля? Вряд ли. Таким обра­зом, тер­пе­ние – это дей­ствие, а хри­сти­ан­ское тер­пе­ние – это дей­ствие веры.

Ната­лья: Да, в хри­сти­ан­стве тер­пе­ние – это одна из важ­ней­ших доб­ро­де­те­лей, «харак­те­ри­зу­е­мая осо­знан­ным, сми­рен­ным, без­ро­пот­ным, бла­го­душ­ным отно­ше­ни­ем к скор­бям и испы­та­ни­ям, нис­по­сы­ла­е­мым или попус­ка­е­мым Богом, а так­же пере­не­се­ни­ем этих испы­та­ний и скорбей».

В повсе­днев­но­сти под тер­пе­ни­ем обыч­но пони­ма­ют тер­пе­ли­вость как есте­ствен­ную спо­соб­ность чело­ве­ка без­ро­пот­но и стой­ко пере­но­сить неудоб­ства и стра­да­ния, мирить­ся с суще­ство­ва­ни­ем каких-то обсто­я­тельств, пере­но­сить раз­лич­ные тяго­ты. А еще под тер­пе­ни­ем пони­ма­ют спо­соб­ность ждать, не спе­шить, не тре­бо­вать ско­рей­ше­го испол­не­ния чего-то. Без­услов­но, все это лежит и в осно­ве тер­пе­ния как добродетели.

Но тер­пе­ли­вость сама по себе – как свой­ство чело­ве­че­ской пси­хи­ки – ней­траль­на по отно­ше­нию к доб­ру и злу. Нрав­ствен­ное зна­че­ние она при­об­ре­та­ет в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств: в одних усло­ви­ях она может про­яв­лять­ся как здо­ро­вое уме­ние чело­ве­ка, в дру­гих – слу­жить мас­кой лож­но­го сми­ре­ния. Ведь тер­петь мож­но во имя бла­гой цели, а мож­но из стра­ха, ради угод­ни­че­ства или же по сла­бо­сти душев­ной и неспо­соб­но­сти сопро­тив­лять­ся злу.

В прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии зача­стую не дают нрав­ствен­ную оцен­ку целям тер­пе­ния, а раз­ли­ча­ют актив­ное и пас­сив­ное тер­пе­ние (или «поло­жи­тель­ное» и «отри­ца­тель­ное», «здо­ро­вое» и «нездо­ро­вое») в зави­си­мо­сти от нали­чия цели вообще.

Пас­сив­ное, «отри­ца­тель­ное» тер­пе­ние в этом смыс­ле харак­те­ри­зу­ет­ся отсут­стви­ем цели и пред­став­ля­ет собой неспо­соб­ность сопро­тив­лять­ся, сла­бость, бес­смыс­лен­ную «тупую покор­ность». В попу­ляр­ной пси­хо­ло­гии для опре­де­ле­ния тако­го свой­ства чело­ве­ка даже исполь­зу­ют гру­бое поня­тие «син­дром терпилы».

Актив­ное, «поло­жи­тель­ное», «здо­ро­вое» тер­пе­ние все­гда осо­знан­ное. В пси­хо­ло­гии такое тер­пе­ние рас­смат­ри­ва­ют как один из ком­по­нен­тов кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. В этом смыс­ле тер­пе­ние свя­за­но с уме­ни­ем раци­о­наль­но мыс­лить, адек­ват­но оце­ни­вать про­ис­хо­дя­щее и при­хо­дить к мак­си­маль­но разум­но­му реше­нию. То есть актив­ное тер­пе­ние зави­сит от уме­ния быть осознанным.

И дей­стви­тель­но, тер­пе­ние – это душев­ная актив­ность, про­яв­ле­ние воли в ситу­а­ции эмо­ци­о­наль­но­го напря­же­ния. Имен­но воле­вым уси­ли­ем чело­век отка­зы­ва­ет­ся от каких-то импуль­сив­ных, нетер­пе­ли­вых дей­ствий, при­ни­ма­ет осо­знан­ное реше­ние о без­дей­ствии при необ­хо­ди­мо­сти. И так­же воле­вым уси­ли­ем он мно­го­крат­но повто­ря­ет одни и те же дей­ствия, не ожи­дая немед­лен­но­го резуль­та­та. Воле­вым реше­ни­ем чело­век оста­нав­ли­ва­ет свои нега­тив­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции на непри­ят­ные ситу­а­ции. Уси­ли­ем воли регу­ли­ру­ет свое пове­де­ние, выби­рая «потер­петь ради какой-то цели».

Такое воле­вое тер­пе­ние может быть зло­на­ме­рен­ным. Напри­мер, есть пого­вор­ка – «месть – это блю­до, кото­рое пода­ют холод­ным». Если чело­век при­ла­га­ет уси­лия и тер­пит, хра­ня в душе оби­ду с надеж­дой на месть, на то, что «ото­льют­ся кош­ке мыш­ки­ны слез­ки», то такое тер­пе­ние хоть и явля­ет­ся актив­ным (сло­ва­ми неко­то­рых пси­хо­ло­гов «поло­жи­тель­ным» и даже «здо­ро­вым»), но в нрав­ствен­ном отно­ше­нии оно не явля­ет­ся доб­ро­де­те­лью терпения.

Осо­бен­но опас­ным для души явля­ет­ся тер­пе­ние по отно­ше­нию к соб­ствен­но­му греху.

Когда мы гово­рим о хри­сти­ан­ском тер­пе­нии, то мы под­ра­зу­ме­ва­ем актив­ное, осмыс­лен­ное тер­пе­ние ради бла­гой цели.

Отец Дио­ни­сий: Цели, ради кото­рых сто­ит про­яв­лять хри­сти­ан­ское тер­пе­ние, могут быть раз­ны­ми. Один чело­век тер­пит, что­бы уга­сить в себе стра­сти, дру­гой тер­пе­ли­во пере­но­сит оби­ды, тре­тий тер­пе­ни­ем обре­та­ет мир с ближ­ним. Апо­стол заклю­ча­ет все в одной фра­зе: «Тер­пе­ние нуж­но вам, что­бы, испол­нив волю Божию, полу­чить обе­щан­ное» (1Евр.10:36). Обе­ща­но же Цар­ство Божие, кото­рое дости­га­ет­ся лишь дей­стви­ем – «Цар­ство Небес­ное силою берет­ся» (Мф.11:12). Пояс­няя эти сло­ва Спа­си­те­ля, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский писал: «Это зна­чит, что жизнь по вере не доста­ет­ся даром, но нуж­но тру­дить­ся, что­бы иметь внут­рен­ние при­зна­ки в себе Цар­ствия Божия». Тер­пе­ние же, будучи осмыс­лен­ным через приз­му Еван­гель­ско­го уче­ния, и тогда явля­ясь дей­стви­ем бла­гим, поз­во­ля­ет хри­сти­а­ни­ну избе­жать мно­гих гре­хов и бороть­ся со стра­стя­ми. «Тер­пе­ние есть корень всех благ», – учит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Такое тер­пе­ние, несо­мнен­но, отли­ча­ет­ся от пас­сив­но­го, бес­смыс­лен­но­го тер­пе­ния, о кото­ром было ска­за­но выше.

Мне очень нра­вят­ся сло­ва про­то­и­е­рея Алек­сандра Меня, выска­зан­ные по дан­но­му вопро­су: «Тер­пе­ние – это вовсе не состо­я­ние ско­та, кото­рый всё тер­пит. Это не уни­же­ние чело­ве­ка – совсем нет. Это не ком­про­мисс со злом – ни в коем слу­чае. Тер­пе­ние – это есть уме­ние сохра­нять невоз­му­ти­мость духа в тех обсто­я­тель­ствах, кото­рые этой невоз­му­ти­мо­сти пре­пят­ству­ют. Тер­пе­ние – это есть уме­ние идти к цели, когда встре­ча­ют­ся на пути раз­лич­ные пре­гра­ды. Тер­пе­ние – это уме­ние сохра­нять радост­ный дух, когда слиш­ком мно­го печа­ли. Тер­пе­ние есть побе­да и пре­одо­ле­ние, тер­пе­ние есть фор­ма муже­ства – вот что такое насто­я­щее терпение».

Ната­лья: Полу­ча­ет­ся, что бла­гое тер­пе­ние – это душев­ная актив­ность, охва­ты­ва­ю­щая раз­ные слои пси­хи­че­ской жиз­ни: чело­век испы­ты­ва­ет духов­ную потреб­ность вос­со­еди­не­ния с Богом, разу­мом осо­зна­ет необ­хо­ди­мость тер­пе­ния для это­го и дела­ет осо­знан­ный выбор тер­петь – ради жиз­ни буду­ще­го века. И каж­дый день, молит­вен­но при­зы­вая на помощь само­го Бога, воле­вы­ми уси­ли­я­ми под­чи­ня­ет свое душев­ное пове­де­ние это­му выбо­ру, настра­и­ва­ет свое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние «по камер­то­ну совести».

А бес­цель­ное, пас­сив­ное при­ня­тие стра­да­ний, как в ста­рой сказ­ке было: «что воля, что нево­ля – всё рав­но», в этом смыс­ле бес­смыс­лен­но, так как не явля­ет­ся поступ­ком, опре­де­ля­ю­щим нрав­ствен­ность выбора.

С этим, кажет­ся, всё понят­но. Но воз­ни­ка­ет дру­гая про­бле­ма – как понять, соот­вет­ству­ет ли тер­пе­ние бла­гой цели? Мно­гие зна­ют, что надо тер­петь Хри­ста ради. Но при этом зада­ют­ся вопро­сом – вся­кое ли осо­знан­ное быто­вое тер­пе­ние явля­ет­ся доб­рым терпением?

И что инте­рес­но, в ситу­а­ци­ях, где чело­век вза­и­мо­дей­ству­ет с людь­ми слу­чай­ны­ми, посто­рон­ни­ми, при оцен­ке соб­ствен­но­го пове­де­ния у него почти не воз­ни­ка­ет затруд­не­ний. Напри­мер, в обще­ствен­ном транс­пор­те, при недол­гих спо­рах в мага­зине (если речь не идет об отста­и­ва­нии закон­ных прав) чело­век име­ет дело с людь­ми, на пове­де­ние кото­рых он фак­ти­че­ски не может повли­ять. Он в каком-то смыс­ле наедине со сво­ей реак­ци­ей на непри­ят­ные ему вещи. Пси­хо­ло­ги­че­ски нетер­пе­ние этих непри­ят­но­стей мож­но опре­де­лить как зави­си­мость от соб­ствен­ных гне­ва, раз­дра­жи­тель­но­сти и зло­сти. Ответ­ная агрес­сия, уны­ние здесь – это тема соб­ствен­ных стра­стей, борь­бы с ними: чело­век дол­жен стре­мить­ся к состо­я­нию бес­стра­стия в его хри­сти­ан­ском пони­ма­нии – не как рав­но­ду­шия, а как состо­я­ния сво­бо­ды от гре­хов­ных страстей.

Еще оче­вид­нее необ­хо­ди­мость рабо­ты над собой, когда речь идет о том, что вооб­ще мало зави­сит от чело­ве­че­ских уси­лий. Напри­мер – о непри­я­тии пого­ды. К сожа­ле­нию, мно­гие люди забы­ва­ют, что «у при­ро­ды нет пло­хой пого­ды». Очень муд­рая, хри­сти­ан­ская по духу пес­ня, всем сове­тую вник­нуть в ее сло­ва. Но как же мно­го людей, не жела­ю­щих тер­петь, живут в состо­я­нии «душев­ной непо­го­ды» из-за того, что на ули­це дождь и про­мозг­лая сырость… При этом если чело­век осо­зна­ет, что раз­лич­ные труд­но­сти «надо, не скор­бя, бла­го­сло­вить», – а это не что иное, как дело хри­сти­ан­ско­го тер­пе­ния, то ему даже дышать ста­но­вит­ся легче.

Необ­хо­ди­мость внут­рен­ней духов­ной рабо­ты над собой для мно­гих оче­вид­на, когда речь идет о тер­пе­нии невзгод в тяже­лые для чело­ве­ка вре­ме­на или же о тер­пе­нии соблаз­на, помо­га­ю­щем избе­жать греха.

Но тер­пе­ние вдруг теря­ет свою понят­ность, если рядом дру­гой доста­точ­но близ­кий чело­век – началь­ник, супруг, роди­те­ли или дети и т.п. С одной сто­ро­ны – есть зна­ние о том, что тер­пе­ние послу­ша­ния роди­те­лям, началь­ни­ку, тер­пе­ние недо­стат­ков ближ­не­го – это бла­го. Но в то же вре­мя у чело­ве­ка есть осо­зна­ние, что это имен­но ВЗА­И­МО­от­но­ше­ния, они зави­сят от обе­их сто­рон. И сей­час боль­шин­ство людей наслы­ша­но о важ­но­сти сохра­не­ния лич­ност­ных гра­ниц и о том, что один чело­век не име­ет пра­ва нару­шать гра­ни­цы дру­го­го. Тогда воз­ни­ка­ет вопрос – всё ли надо тер­петь? Есть ли вооб­ще у хри­сти­ан пра­во отста­и­вать свои лич­ност­ные гра­ни­цы – или соб­ствен­ное досто­ин­ство? Мож­но ли пра­во­слав­но­му защи­щать себя, свою лич­ность от пося­га­тельств дру­го­го чело­ве­ка? Или же надо мол­ча сно­сить оби­ды, оскорб­ле­ния, а нетер­пе­ние в быто­вых отно­ше­ни­ях – это вли­я­ние несми­ре­ния, гордыни?

Отец Дио­ни­сий: Для того, что­бы гово­рить о лич­ност­ных гра­ни­цах, необ­хо­ди­мо дать поня­тие лич­но­сти, ведь не зная само­го пред­ме­та, нель­зя рас­суж­дать о его гра­ни­цах. Если крат­ко, то в бого­сло­вии поня­тие лич­но­сти рас­кры­ва­ет­ся как разум­но-сво­бод­ная ипо­стась (инди­ви­ду­ум). Бог, сотво­рив чело­ве­ка по Сво­е­му обра­зу и подо­бию, наде­лил его разу­мом и сво­бод­ной волей. Мы, как пра­ви­ло, при­ни­ма­ем это как долж­ное, не вполне осо­зна­вая то вели­чие, кото­рым награ­дил нас Тво­рец. Но имен­но разум­ность, сво­бо­да воли, спо­соб­ность твор­че­ства, опре­де­ле­ние целей, выбор моти­вов, жерт­вен­ная любовь – все это отра­жа­ет образ Божий в нас. Исполь­зуя эти воз­мож­но­сти, испол­няя запо­ве­ди Божии, чело­век может вос­ста­но­вить свое бого­по­до­бие, кото­рое было нару­ше­но гре­хо­па­де­ни­ем. Это озна­ча­ет, что чело­век, создан­ный по обра­зу Божию, дол­жен обре­сти подо­бие Ему. В чем это долж­но про­яв­лять­ся? Бог есть Любовь, зна­чит чело­век, испол­ня­ю­щий запо­ведь «Воз­лю­би ближ­не­го сво­е­го как само­го себя» упо­доб­ля­ет­ся Богу. Бог бес­ко­неч­но мило­сер­ден, а чело­век про­яв­ля­ю­щий мило­сер­дие, упо­доб­ля­ет­ся Богу. Чело­век сми­рен­ный тоже упо­доб­ля­ет­ся Богу, посколь­ку Хри­стос про­яв­лял сми­ре­ние. «Бог тер­пел и нам велел» – руко­вод­ству­ясь этой пого­вор­кой, чело­век упо­доб­ля­ет­ся Хри­сту. Но упо­до­бить­ся Богу мож­но толь­ко с Его помо­щью. Поэто­му хри­сти­ан­ское тер­пе­ние невоз­мож­но без Боже­ствен­ной помощи.

Опре­де­лив для себя хри­сти­ан­ское поня­тие лич­но­сти, мож­но пого­во­рить и о гра­ни­цах. Вполне логич­ным было бы ска­зать, что гра­ни­цы одно­го чело­ве­ка закан­чи­ва­ют­ся там, где начи­на­ют­ся гра­ни­цы дру­го­го. Но это, пожа­луй, иде­аль­ная фор­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний, кото­рая вряд ли может быть успеш­но реа­ли­зо­ва­на в мире имен­но в хри­сти­ан­ском смыс­ле. Сей­час мы сплошь и рядом видим борь­бу за все­воз­мож­ные пра­ва чело­ве­ка. Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что эта борь­ба помо­га­ет отста­и­вать лич­ност­ные гра­ни­цы. Но на деле часто эта борь­ба не более чем попыт­ка отста­и­вать свое пра­во на эго­изм. Мы живем в эпо­ху потреб­ле­ния, где на пье­де­стал постав­ле­но удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­стей чело­ве­ка, порой про­дик­то­ван­ных низ­мен­ны­ми стра­стя­ми и жела­ни­я­ми. «Я так хочу» – вот осно­ва­ние для любых фан­та­зий, кото­рые долж­ны быть удо­вле­тво­ре­ны зако­но­да­тель­но, нуж­но лишь при­дать это­му жела­нию нуж­ную фор­му. Так, спо­соб­ность твор­че­ства, зало­жен­ная Богом в чело­ве­ке, в совре­мен­ном мире при­об­ре­та­ет порой немыс­ли­мые и даже деструк­тив­ные фор­мы. Мож­но назвать­ся сво­бод­ным худож­ни­ком и вытво­рять все, что угод­но, назы­вая свои без­об­ра­зия, к при­ме­ру, пер­фо­ман­сом. В совре­мен­ном мире про­па­ган­да гре­ха при­об­ре­та­ет все более широ­кие и ран­нее недо­пу­сти­мые фор­мы. К при­ме­ру, гей-пара­ды или навя­зы­ва­ние гре­хов­но­го мыш­ле­ния детям чуть ли не с дет­ско­го сада. Все это пре­под­но­сит­ся как борь­ба за пра­ва. Дол­жен ли хри­сти­а­нин тер­петь такое? Отнюдь. Хри­сти­а­нин не дол­жен тер­петь, когда ему навя­зы­ва­ют грех как нор­му или образ жиз­ни. И мно­гие не тер­пят, за что пре­да­ют­ся осуж­де­нию, пре­сле­до­ва­нию и трав­ле. Тут впо­ру вспом­нить сло­ва Хри­ста: «Бла­жен­ны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­вед­но зло­сло­вить за Меня. Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо вели­ка ваша награ­да на небе­сах» (Мф.5:11-12). Но поми­мо обе­ща­ния награ­ды на небе­сах, Хри­стос гово­рит о дея­тель­ном про­тив­ле­нии гре­ху – про­по­ве­ди Еван­ге­лия: «Если Меня гна­ли, будут гнать и вас; если Моё сло­во соблю­да­ли, будут соблю­дать и ваше» (Ин.15:20).

Если будем гово­рить о тер­пе­нии в быту, то тут нель­зя дать одно­знач­ный ответ «да» или «нет», посколь­ку все силь­но зави­сит от кон­крет­ных ситу­а­ций. Возь­мем баналь­ные при­ме­ры – толк­ну­ли в авто­бу­се или наха­ми­ли в мага­зине. Надо тер­петь? Что­бы отве­тить, надо задать­ся дру­гим вопро­сом – что даст ответ­ная реак­ция? Если ответ­ная реак­ция будет такой же агрес­си­ей, то это толь­ко умно­жит зло, и в этом нет ниче­го хоро­ше­го. А вот если в ответ на агрес­сию про­явить сдер­жан­ность и тер­пе­ние, то это, как мини­мум, поз­во­лит не раз­го­реть­ся кон­флик­ту даль­ше. Если же нет воз­мож­но­сти про­сто про­мол­чать, то нуж­но отве­чать как мож­но спо­кой­ней, не отве­чая руга­тель­ства­ми на руга­тель­ства, и не пере­хо­дя на крик. Ведь вполне воз­мож­но, что чело­век дур­но вос­пи­тан, поня­тие о лич­ност­ных гра­ни­цах у него совер­шен­но раз­мы­то, а может быть, он про­сто ищет пово­да, нары­ва­ет­ся, и даже ждет нега­тив­ной ответ­ной реак­ции на свои дей­ствия, что­бы выплес­нуть свои нега­тив­ные эмо­ции. Нет ника­ко­го смыс­ла идти на пово­ду у агрес­со­ра, бла­го­ра­зум­ным будем про­явить терпение.

Еще один быто­вой при­мер. После сва­дьбы у супру­гов про­ис­хо­дит некий про­цесс при­тир­ки друг к дру­гу. Это про­яв­ля­ет­ся и на быто­вом уровне, и на уровне меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. В иде­а­ле они, через эту самую при­тир­ку, долж­ны стать еди­ным целым в Гос­по­де, как об этом учит Цер­ковь. Понят­но, что каж­до­му из супру­гов при­хо­дит­ся закры­вать гла­за на недо­стат­ки дру­го­го, они оба тер­пят вре­мен­ные неудоб­ства, в ито­ге угло­ва­то­сти сти­ра­ют­ся и более не вызы­ва­ют рез­кой реак­ции. Хоро­шо, что про­ис­хо­дит это в момент наи­боль­шей эмо­ци­о­наль­ной радо­сти и эйфо­рии от обще­ния друг с дру­гом – сра­зу после сва­дьбы. Когда эмо­ции ути­ха­ют, тер­петь несо­вер­шен­ство дру­го­го быва­ет слож­ней. Но оче­вид­но, что оба во вре­мя при­тир­ки вполне осо­зна­ют, что какие-то каче­ства харак­те­ра супру­га и его пове­де­ние в быту при­но­сят им неко­то­рые неудоб­ства. И они тер­пят эти неудоб­ства ради люб­ви друг к другу.

Этот при­мер нель­зя в пол­ной мере назвать при­ме­ром под­лин­но­го хри­сти­ан­ско­го тер­пе­ния, такие при­тир­ки про­ис­хо­дят в боль­шин­стве семей, неза­ви­си­мо от рели­ги­оз­но­сти супру­гов. Но он с лег­ко­стью пока­зы­ва­ет при­чи­ну и моти­ва­цию супру­гов – поче­му и ради чего они тер­пят. К сло­ву ска­зать, мно­гие семьи эту при­тир­ку не про­хо­дят, один из пиков раз­во­дов при­хо­дит­ся на пер­вые годы жиз­ни. И имен­но поэто­му для хри­сти­ан­ских супру­гов столь важ­но иметь пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­ском тер­пе­нии. Да не про­сто знать, но еще и практиковать.

Дру­гой при­мер – быто­вое, домаш­нее наси­лие. Это вооб­ще боль­шой отдель­ный раз­го­вор. Если крат­ко, то мож­но ска­зать, что ост­рые фор­мы домаш­не­го наси­лия, напри­мер, побои, тер­петь сто­ит раз­ве что в пер­вый раз. Если наси­лие ста­но­вит­ся регу­ляр­ным, а оно может быть не толь­ко физи­че­ским, но и эмо­ци­о­наль­ным, то тер­пе­ние может при­ве­сти к непред­ска­зу­е­мым послед­стви­ям, вплоть до леталь­ных исхо­дов и суи­ци­дов. Не гово­ря уже о трав­ми­ро­ва­нии пси­хи­ки детей, кото­рые в буду­щем могут повто­рять то, что виде­ли в дет­стве. Дети как губ­ка, впи­ты­ва­ют все, что видят вокруг, и дет­ские трав­мы могут дать знать о себе через мно­гие годы. Есть один инте­рес­ный при­мер из вос­по­ми­на­ний мит­ро­по­ли­та Анто­ния Сурож­ско­го. В дет­стве над ним очень изде­ва­лись в шко­ле, каж­дый день мучи­ли, били. Одна­жды, будучи уже взрос­лым чело­ве­ком, свя­щен­ни­ком, про­шед­шим вой­ну, он про­ез­жал мимо сво­ей шко­лы и, посмот­рев на нее, поте­рял созна­ние, упал в обмо­рок. Так про­яви­лась его дет­ская травма.

Но чаще чело­век стал­ки­ва­ет­ся с не столь слож­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, где про­ве­рят­ся на проч­ность его тер­пе­ние. Это недо­по­ни­ма­ния на рабо­те и дома, кото­рые могут пере­хо­дить в кон­флик­ты и оби­ды. Часто это свя­за­но с тем, что одни люди пыта­ют­ся мани­пу­ли­ро­вать дру­ги­ми. Мани­пу­ля­то­ры часто раз­мы­ва­ют лич­ност­ные гра­ни­цы сво­их жертв, вызы­вая у них чув­ство вины за то, чего они не совер­ша­ли и застав­ляя делать то, чего они не хотят. Это напря­мую свя­за­но с втор­же­ни­ем в сво­бод­ную волю чело­ве­ка, а посе­му мирить­ся с таким не сто­ит. При­ве­ду при­мер. Невест­ка не пере­чит све­кро­ви, кото­рая уни­жа­ет ее и застав­ля­ет делать все по сво­ей указ­ке. При этом све­кровь мани­пу­ли­ру­ет цита­той из Свя­щен­но­го Писа­ния – ссы­ла­ет­ся на необ­хо­ди­мость соблю­де­ния запо­ве­ди о почи­та­нии отца и мате­ри. Невест­ка дума­ет, что про­яв­ля­ет хри­сти­ан­ское тер­пе­ние и сми­ре­ние, раз Бог пове­лел почи­тать отца и мать. Но на самом деле, это одна из форм домаш­не­го наси­лия, а почи­та­ние роди­те­лей не под­ра­зу­ме­ва­ет изде­ва­тельств и эмо­ци­о­наль­но­го подав­ле­ния с их сто­ро­ны. Все­го хоро­шо в меру, и если чело­век дей­стви­тель­но хочет, что­бы его ува­жа­ли и к нему при­слу­ши­ва­лись, то дол­жен научить­ся делать это сам.

Ната­лья: Когда мы гово­рим о сво­бод­ной лич­но­сти, то сно­ва воз­вра­ща­ем­ся к тому, что хри­сти­ан­ское тер­пе­ние – это актив­ная, осо­знан­ная жиз­нен­ная стра­те­гия. Одна­ко чело­век дей­ству­ет во мно­гих слу­ча­ях «на авто­ма­те», так что очень мно­гие момен­ты соб­ствен­но­го пове­де­ния оста­ют­ся им неосо­знан­ны­ми. Вдо­ба­вок, всё услож­ня­ет­ся раз­лич­ны­ми иллю­зи­я­ми созна­ния, кото­рые свя­за­ны и с типич­ны­ми ошиб­ка­ми мыш­ле­ния, и с недо­ста­точ­ным уров­нем зна­ний, непо­ни­ма­ни­ем пси­хо­ло­ги­че­ских зако­но­мер­но­стей поведения.

Напри­мер, когда чело­век про­яв­ля­ет нетер­пе­ние, он слов­но ста­ра­ет­ся изба­вить­ся от тре­во­ги, от чув­ства бес­си­лия и разо­ча­ро­ва­ния. Одна­ко по фак­ту полу­ча­ет­ся, что имен­но нетер­пе­ние – про­яв­ле­ние бес­си­лия, при­но­ся­щее тре­во­гу и разо­ча­ро­ва­ние уже в тот самый момент, когда чело­век отка­зы­ва­ет­ся тер­петь. Тер­пе­ние же, несмот­ря на тре­бу­ю­щи­е­ся для него эмо­ци­о­наль­ные уси­лия, дарит спо­кой­ствие и уве­рен­ность, оно дела­ет нас хозя­е­ва­ми сво­е­го пове­де­ния и не меша­ет радо­вать­ся жизни.

Нетер­пе­ние – это про­яв­ле­ние ирра­ци­о­наль­ной тре­вож­ной (мани­а­каль­ной) пси­хи­че­ской защи­ты. Меха­низм тут прост – отка­зы­ва­ясь тер­петь, чело­век отвле­ка­ет­ся на какие-то дей­ствия или вооб­ще ухо­дит от бес­по­ко­я­щей его, непод­кон­троль­ной ему ситуации.

Совре­мен­ные тех­но­ло­ги­че­ские дости­же­ния уси­ли­ва­ют нетер­пе­ли­вость чело­ве­ка – люди, живу­щие и тем более вырос­шие в усло­ви­ях ком­фор­та, в мень­шей сте­пе­ни гото­вы тер­петь раз­лич­ные невзго­ды. И про­яв­ля­ет­ся это даже в незна­чи­тель­ных, каза­лось бы, мело­чах: раз­дра­жа­ет необ­хо­ди­мость ждать авто­бус на оста­нов­ке, а оче­редь из трех чело­век в мага­зине может заста­вить чело­ве­ка уйти без поку­пок или жало­вать­ся, скан­да­лить, вызы­вать менеджеров.

Или вот при­мер из мира тех­но­ло­гий: при про­смот­ре видео­кон­тен­та в интер­не­те око­ло поло­ви­ны зри­те­лей отка­зы­ва­ют­ся смот­реть роли­ки, если вна­ча­ле запус­ка­ет­ся рекла­ма, или же видео не загру­жа­ет­ся в тече­ние 10 секунд. И даже мед­лен­но загру­жа­ю­щи­е­ся стра­ни­цы с боль­шой веро­ят­но­стью будут закры­ты сра­зу же – в поис­ках новых.

Бри­тан­ский пси­хи­атр Нил Бер­тон объ­яс­ня­ет подоб­ное нетер­пе­ние эго­цен­три­че­ским затруд­не­ни­ем: чело­век в сво­ем созна­нии раз­ду­ва­ет соб­ствен­ную зна­чи­мость, в том чис­ле – зна­че­ние соб­ствен­но­го вре­ме­ни, сво­их целей. Попут­но он обес­це­ни­ва­ет зна­че­ние дру­гих людей с их спо­соб­но­стя­ми, жела­ни­я­ми и вре­ме­нем. В резуль­та­те всё, что не ведет к удо­вле­тво­ре­нию его потреб­но­стей (жела­тель­но, немед­лен­но­му), раз­дра­жа­ет его, и он стре­мит­ся от это­го изба­вить­ся, отка­зы­ва­ясь терпеть.

Пере­ве­дя это пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние на язык духов­ной жиз­ни, мы полу­чим фор­му­лу: нетер­пе­ние – след­ствие гордыни.

Нега­тив­ные послед­ствия нетер­пе­ния не все­гда оче­вид­ны – убе­жав от непри­ят­ной ситу­а­ции, чело­век, каза­лось бы, избав­ля­ет­ся от тре­во­ги. Одна­ко на самом деле нетер­пе­ние ока­зы­ва­ет деструк­тив­ное воз­дей­ствие на пси­хи­ку: страх разо­ча­ро­ва­ния напол­нен пред­вку­ше­ни­ем разо­ча­ро­ва­ния, и это вооб­ра­жа­е­мое пред­сто­я­щее разо­ча­ро­ва­ние отрав­ля­ет душу. Нетер­пе­ние идет рука об руку и с дру­ги­ми нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми. То есть нетер­пе­ние ведет к саморазрушению.

Вдо­ба­вок необ­ду­ман­ные дей­ствия нетер­пе­ли­во­го чело­ве­ка неред­ко при­во­дят к пло­хим последствиям.

Еще одним послед­стви­ем нетер­пе­ния (как бы стран­ным это не пока­за­лось на пер­вый взгляд) явля­ет­ся про­кра­сти­на­ция – склон­ность откла­ды­вать дей­ствия, собы­тия и т.п. На самом деле, объ­яс­ня­ет­ся это про­сто: не желая тер­петь разо­ча­ро­ва­ние, чело­век откла­ды­ва­ет скуч­ное или труд­ное дело, кото­рое вызо­вет это разочарование.

Но и тер­пе­ние может при­нять опас­ную для души фор­му – когда речь идет о тер­пе­нии соб­ствен­но­го гре­ха. Для того что­бы не путать­ся в том, полез­но ли тер­пе­ние, в таких слу­ча­ях мож­но гово­рить не о тер­пе­нии, а об «эмо­ци­о­наль­ной рас­пу­щен­но­сти». Эмо­ци­о­наль­но рас­пу­щен­ный чело­век счи­та­ет себя впра­ве «купать­ся» в соб­ствен­ных раз­дра­жи­тель­но­сти или уны­нии. Он гор­до про­яв­ля­ет себя со сво­и­ми нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми в любом обще­стве, не счи­тая нуж­ным усми­рять свои стра­сти. Общать­ся с таки­ми людь­ми порой очень непро­сто. Тер­пе­ние чужой эмо­ци­о­наль­ной рас­пу­щен­но­сти может быть поучи­тель­ным для чело­ве­ка – если спо­соб­ству­ет вос­пи­та­нию хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния. Но порой гораз­до полез­нее будет отда­лить­ся от «труд­но­го» чело­ве­ка, осо­бен­но если обще­ние при­ни­ма­ет фор­му насилия.

Осо­знан­ное, кон­струк­тив­ное тер­пе­ние даже в обыч­ной жиз­ни спо­соб­ству­ет бла­го­по­лу­чию. Мно­го­лет­ние иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что люди, спо­соб­ные тер­петь, дости­га­ют боль­ших успе­хов в жиз­ни по срав­не­нию с нетер­пе­ли­вы­ми, у них были более раз­ви­тые соци­аль­ные навы­ки, они реже ста­но­вят­ся жерт­ва­ми раз­лич­ных видов зависимости.

Очень важ­но пони­мать, что навык тер­пе­ния мож­но и нуж­но раз­ви­вать. Несмот­ря на вли­я­ние неко­то­рых врож­ден­ных фак­то­ров (напри­мер, людям с флег­ма­тич­ным тем­пе­ра­мен­том тер­пе­ние дает­ся лег­че, чем холе­ри­кам), тер­пе­ние – это вполне под­да­ю­ща­я­ся тре­ни­ров­ке спо­соб­ность. При­чем, тре­ни­ро­вать нуж­но не толь­ко спо­соб­ность ждать, но и уме­ние раз­ра­бо­тать план дей­ствия при необ­хо­ди­мо­сти тер­петь, а так­же готов­ность рабо­тать над вопло­ще­ни­ем это­го плана.

Тер­пе­ние мож­но рас­смат­ри­вать как про­цесс управ­ле­ния эмо­ци­я­ми. Тут мож­но выде­лить три пси­хи­че­ских дей­ствия – оста­нов­ка внеш­ней реак­ции уси­ли­ем воли, пси­хи­че­ское подав­ле­ние эмо­ций (вытес­не­ние) и транс­фор­ма­ция эмоций.

Оста­нов­ка внеш­ней реак­ции – чаще все­го пер­вое дей­ствие тер­пе­ния. Напри­мер, чело­ве­ку ска­за­ли что-то непри­ят­ное. Пер­вой, инстинк­тив­ной реак­ций на непри­ят­ность может быть гнев или страх. Чело­век почув­ство­вал раз­дра­же­ние, но не стал реа­ги­ро­вать, про­мол­чал, не дал выхо­да сво­им нега­тив­ным переживаниям.

А даль­ше перед жела­ю­щим стер­петь чело­ве­ком вста­ет выбор – подав­ле­ние (вытес­не­ние) или транс­фор­ма­ция эмо­ций (мы гово­рим имен­но о дей­стви­ях тер­пе­ния, поэто­му реак­ция «бить в ответ не стал, но себе чест­но при­зна­юсь, что не терп­лю» оста­ет­ся за пре­де­ла­ми это­го анализа).

К сожа­ле­нию, чаще все­го, чело­век после пер­во­го реше­ния не отве­чать обид­чи­ку начи­на­ет вести внут­рен­ние диа­ло­ги, слов­но отве­чая не реаль­но­му чело­ве­ку, а его обра­зу внут­ри себя – вооб­ра­жа­е­мо­му, вир­ту­аль­но­му обид­чи­ку. Он про­иг­ры­ва­ет в уме мно­же­ство ситу­а­ций – как он мог бы отве­тить, то есть внут­рен­нее реа­ли­зу­ет своё зло­па­мят­ство. Он слов­но взра­щи­ва­ет, куль­ти­ви­ру­ет в себе гнев, оби­ду, уныние.

Но ведь чело­век зна­ет, что оби­да – это пло­хо. И он начи­на­ет подав­лять, вытес­нять оби­ду из сво­е­го созна­ния. Защит­ный пси­хо­ло­ги­че­ский меха­низм вытес­не­ния так и рабо­та­ет – слов­но фильтр не про­пус­ка­ет неже­ла­тель­ную инфор­ма­цию или неже­ла­тель­ные эмо­ции в созна­ние, не дает чело­ве­ку осо­зна­вать, что он испы­ты­ва­ет. Одна­ко при этом та самая оби­да нику­да не исче­за­ет – она оста­ет­ся в неосо­знан­ной части пси­хи­ки как акту­аль­ная эмо­ция. Чело­век уде­ля­ет ей нема­ло вни­ма­ния, сам того не пони­мая, не отсле­жи­вая сво­их мыс­лей и не пони­мая при­чин неко­то­рых сво­их пере­жи­ва­ний. Напри­мер, подав­лен­ная оби­да может вылить­ся в непри­яз­нен­ное отно­ше­ние к чело­ве­ку без види­мых при­чин (предубеж­де­ние).

Подав­лен­ные эмо­ции очень опас­ны для лич­но­сти, так как ока­зы­ва­ют раз­ру­ша­ю­щее вли­я­ние на пси­хи­че­ское здо­ро­вье. «Гид­рав­ли­че­ская тео­рия эмо­ций» срав­ни­ва­ет пси­хи­ку с паро­вым кот­лом. Если посто­ян­но вытес­нять, подав­лять, то есть накап­ли­вать эмо­ции, при­чи­ня­ю­щее бес­по­кой­ство, то нерв­ная устой­чи­вость лич­но­сти «рас­ша­ты­ва­ет­ся». И рано или позд­но эмо­ции про­рвут защи­ты и вырвут­ся нару­жу. Чело­век «взо­рвет­ся», как взры­ва­ет­ся от избы­точ­но­го дав­ле­ния паро­вой котел, у кото­ро­го есть пере­на­пря­же­ние сте­нок, дефек­ты кон­струк­ции – или же непра­виль­ная эксплуатация.

Эмо­ци­о­наль­ный взрыв может быть в виде скан­да­ла, нерв­но­го сры­ва, но если подав­ле­ние слиш­ком силь­но, то чело­век полу­ча­ет болезнь в виде нев­ро­за или депрес­сии или же какое-то телес­ное забо­ле­ва­ние (пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми, то есть вызван­ны­ми пси­хи­че­ски­ми при­чи­на­ми болез­ня­ми счи­та­ют­ся раз­лич­ные язвы, неко­то­рые виды гипер­то­нии, ней­ро­дер­ми­ты и т.д.).

Поэто­му разум­ным выбо­ром – мето­дом пра­виль­ной экс­плу­а­та­ции – будет не подав­ле­ние, а транс­фор­ма­ция эмо­ций. Мож­но исполь­зо­вать поня­тие попу­ляр­ной пси­хо­ло­гии «отпу­стить ситу­а­цию». Но пра­виль­нее будет гово­рить о про­ще­нии – таком же актив­ном душев­ном дей­ствии, как и тер­пе­ние. В этом смыс­ле тер­пе­ние мож­но пони­мать как одну из форм состра­да­ния, когда чело­век видит в дру­гом чело­ве­ке ближ­не­го сво­е­го и пони­ма­ет, что тер­пе­ние под­ра­зу­ме­ва­ет некий отказ от себя, от сво­их амби­ций, и про­ще­ние дру­го­го ради любви.

Транс­фор­ма­ция эмо­ций пред­по­ла­га­ет созна­тель­ный выбор той эмо­ции, в кото­рую чело­век пре­об­ра­зу­ет пер­вич­ные нега­тив­ные реак­ции. Опре­де­ля­ю­щим здесь явля­ет­ся вопрос дове­рия, веры, кото­рый напол­ня­ет этот выбор смыс­лом: если чело­век зна­ет, ради чего он тер­пит, то даже силь­ный стресс не может раз­ру­шить его лич­ность. Если чело­век верит в Бога, верит в бес­смер­тие души и зна­ет, что ради Спа­се­ния необ­хо­ди­мо пока­я­ни­ем очи­щать свою душу от гря­зи гре­хов, что тер­пе­ние – доб­ро­де­тель, свя­зан­ная со сво­бо­дой от гре­хов­ных стра­стей гне­ва и уны­ния, то тогда тер­пе­ние ста­но­вит­ся осо­знан­ным душев­ным стрем­ле­ни­ем к добру.

Отец Дио­ни­сий: Хоро­шо, что Вы кос­ну­лись темы гид­рав­ли­че­ской тео­рии эмо­ций и необ­хо­ди­мо­сти их транс­фор­ма­ции. И хотя обыч­но в Церк­ви мы не поль­зу­ем­ся этой тер­ми­но­ло­ги­ей, про­бле­мы, опи­сан­ные в дан­ной тео­рии, не толь­ко явля­ют­ся обы­ден­но­стью, но порой сто­ят доволь­но ост­ро. Мне при­хо­дит­ся выслу­ши­вать людей, кото­рые накап­ли­ва­ют в себе оби­ды и раз­ный нега­тив, видя в этом хри­сти­ан­ское тер­пе­ние. Они мол­чат, не отве­ча­ют злом на зло, внешне сми­ря­ют­ся с ситу­а­ци­ей. Но в душе кипят такие стра­сти, с кото­ры­ми они спра­вить­ся не могут. В ито­ге «котел взры­ва­ет­ся» и все его содер­жи­мое выли­ва­ет­ся на тех, кто не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к про­цес­су «напол­не­ния» это­го «кот­ла». В этом нет хри­сти­ан­ско­го тер­пе­ния. Тер­пе­ние и про­ще­ние в хри­сти­ан­стве почти все­гда идут рука об руку. Мало внешне пока­зы­вать тер­пе­ние и сми­ре­ние, нуж­ны еще и внут­рен­ние уси­лия, без кото­рых немыс­ли­ма духов­ная борь­ба с кипя­щи­ми внут­ри страстями.

Про­стой при­мер. Муж полу­ча­ет наго­няй от началь­ства на рабо­те. По делу или без дела, но полу­ча­ет. Он дер­жит в себе оби­ду, раз­дра­же­ние, нер­воз­ность, не поз­во­ляя себе ска­зать что-то в ответ, пото­му как боит­ся поте­рять рабо­ту. Хоро­шо, когда про­яв­ляя хри­сти­ан­ское тер­пе­ние, он спо­со­бен побо­роть эти чув­ства и эмо­ции, и не отя­го­ща­ет душу оби­дой. «Тер­пе­ли­вый, когда при­ка­зы­ва­ют ему, не про­ти­во­ре­чит, когда дела­ют выго­вор, не хму­рит­ся, во всех слу­ча­ях нахо­дит для себя вра­чев­ство в дол­го­тер­пе­нии» – пишет о таком чело­ве­ке прп. Ефрем Сирин. Но когда духов­ных сил не хва­та­ет, а эмо­ци­ям надо куда-то девать­ся, то хочет­ся либо выпу­стить их как пар, либо чем-то ком­пен­си­ро­вать. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев муж при­но­сит эти эмо­ции домой, к жене и детям. И тут они неза­слу­жен­но полу­ча­ют наго­няй. При­чи­на все­гда най­дет­ся – суп невкус­ный, дети отды­хать после рабо­ты меша­ют и т.д. Если про­бле­мы на рабо­те носят посто­ян­ный харак­тер, то наго­няи дома раз­да­ют­ся так­же регу­ляр­но. А если началь­ник еще и эмо­ци­о­наль­но рас­пу­щен и пола­га­ет, что его поло­же­ние поз­во­ля­ет ему уни­жать и оскорб­лять сотруд­ни­ков, то жизнь целой семьи может стать невыносимой.

Что мож­но и нуж­но делать в таких ситу­а­ци­ях? Для нача­ла надо пони­мать, что каки­ми бы не были иску­ше­ния, нет ника­ко­го смыс­ла дер­жать в себе их след­ствия. Тер­пе­ние обид – это несо­мнен­ная бла­го­де­тель для хри­сти­а­ни­на, толь­ко если он вос­при­ни­ма­ет это как под­ра­жа­ние Хри­сту. А Хри­стос про­щал даже тех, кто рас­пи­нал его. Если оби­жа­ют, то един­ствен­ный спо­соб изба­вить­ся от оби­ды – это про­стить. Но мно­гим людям про­ще­ние дает­ся очень тяже­ло, пото­му как оби­да – это про­из­вод­ная уязв­лен­ной гор­ды­ни. На помощь тут при­дет пока­я­ние и уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах. Рас­ка­я­ный грех не будет тяго­тить душу, не будет накап­ли­вать­ся в ней, дохо­дя до «точи кипе­ния». С пози­ции пси­хо­ло­гии, про­изой­дет та самая транс­фор­ма­ция эмо­ций – от оби­ды к про­ще­нию, в ряде слу­ча­ев – через пока­я­ние. К тому же необ­хо­ди­мо еще и про­ана­ли­зи­ро­вать наго­няи от началь­ства. Если они по делу, то это при­чи­на рабо­тать луч­ше, а не обижаться.

Весь­ма важ­но для стя­жа­ния тер­пе­ния усерд­но молить Бога о нем. Без молит­вы ника­кое бла­гое дело не долж­но совер­шать­ся хри­сти­а­ни­ном. Молит­ва очень помо­га­ет в тот момент, когда уже нет мочи стер­петь. «Без Меня не може­те делать ниче­го» (Ин.15:5) – так гово­рит Гос­подь. Хри­стос – наш глав­ный учи­тель в деле спа­се­ния, к Нему и дол­жен обра­щать­ся хри­сти­а­нин за помо­щью. Иоанн Зла­то­уст пишет: «Когда уви­дишь, что враг огор­ча­ет тебя, не гово­ри ни одно­го оскор­би­тель­но­го сло­ва и не желай ему зла за это, но вой­ди (в цер­ковь), пре­кло­ни коле­ни и, про­ли­вая сле­зы, моли Бога пре­кра­тить скорбь, поту­шить печаль».

Пра­во­слав­ная Цер­ковь име­ет бога­тей­ший опыт и при­ме­ры свя­тых, кото­рые сво­ей жиз­нью и смер­тью пока­зы­ва­ли истин­ное хри­сти­ан­ское тер­пе­ние, под­ра­жая Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Озна­ком­ле­ние с насле­ди­ем свя­тых отцов, кото­рые писа­ли о тер­пе­нии, помо­жет хри­сти­а­ни­ну на соб­ствен­ной прак­ти­ке научить­ся этой добродетели.

Напо­сле­док хочу при­ве­сти сло­ва свт. Фео­фа­на Затвор­ни­ка, кото­рые, на мой взгляд, вполне мож­но при­нять за инструк­цию в деле тер­пе­ния: «Надо тер­петь умея, а то мож­но про­тер­петь и ника­кой поль­зы не полу­чить. Во-пер­вых, блю­ди свя­тую веру и веди без­уко­риз­нен­ную жизнь по вере, вся­кий же слу­ча­ю­щий­ся грех тот­час очи­щай пока­я­ни­ем. Во-вто­рых, все, что при­хо­дит­ся тер­петь, при­ни­май как от руки Божи­ей, пом­ня твер­до, что без воли Божи­ей ниче­го не быва­ет. В‑третьих, веруя, что все, исхо­дя­щее от Гос­по­да, посы­ла­ет­ся Им во бла­го нашим душам, за все искренне бла­го­да­ри Бога, бла­го­да­ри и за скор­би, и за уте­ше­ния. В‑четвертых, полю­би при­скорб­ность ради вели­кой ее спа­си­тель­но­сти и воз­бу­ди в себе жаж­ду ее как питья, хотя горь­ко­го, но цели­тель­но­го. В‑пятых, дер­жи в мыс­ли, что когда при­шла беда, то ее не сбро­сишь, как тес­ную одеж­ду, надо пере­не­сти. По-хри­сти­ан­ски ли ты пре­тер­пишь ее или не по-хри­сти­ан­ски – все же пре­тер­петь неиз­беж­но; так луч­ше же пре­тер­петь по-хри­сти­ан­ски. Ропот не избав­ля­ет от беды, а толь­ко ее отя­же­ля­ет, а сми­рен­ная покор­ность опре­де­ле­ни­ям Про­мыс­ла Божия и бла­го­ду­шие отни­ма­ют тяго­ту у бед. В‑шестых, осо­знай себя сто­я­щим еще и не такой беды, осо­знай, что если бы Гос­подь хотел посту­пить с тобою по всей прав­де, то такую ли беду сле­до­ва­ло послать тебе? В‑седьмых, боль­ше все­го молись, и мило­сти­вый Гос­подь подаст тебе кре­пость духа, при кото­рой, тогда как дру­гие дивить­ся будут тво­им бедам, тебе будет казать­ся, что и тер­петь-то нечего».

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Ири­на, 02.03.2021

    Абьюз – это пси­хо­ло­ги­че­ское наси­лие, про­яв­ля­ю­ще­е­ся в тоталь­ном кон­тро­ле, подав­ле­нии, при­нуж­де­нии и раз­ру­ше­нии лич­но­сти жерт­вы с целью ее пол­но­го под­чи­не­ния дей­стви­ям манипулятора.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки