Вежливость

Литература по теме

Ве́жливость (учтивость) – уважительное отношение. В зависимости от употребления может являться проявлением противоположных душевных состояний.

  • Вежливость не является синонимом религиозного безразличия, предавать Истину ради вежливости – непристойно для христианина.
  • Вежливость не является синонимом безотказности, т.к. умение сказать «нет» в определённых ситуациях является свойством здоровой личности.
  • Вежливость не является синонимом лицемерия и лукавства.

Валаамский старец, схиигумен Иоанн пишет, что в наше время люди заменили любовь вежливостью, а в монастыре подчас и вежливости не хватает…

О чем здесь идет речь? Да, может быть, сама по себе вежливость – это лишь скорлупа, но плод может и должен вызревать в скорлупе. Сразу из болота нам на высоты любви к ближнему, заповеданной Богом, не выпрыгнуть, и когда мы начинаем мерить нашу немощную духовную жизнь мерилом отцов-пустынников и на этом основании отвергать и душевное, и элементы – может быть, чисто условные – человеческого общения, которые на самом-то деле могут быть питательной средой для взращивания элементов духовной жизни, мы скорее теряем, чем приобретаем. Таким образом, вежливость, будучи элементом душевной сферы, может при своем развитии давать духовные плоды. В этом случае вежливость может рассматриваться как начало пути, самое начало.

Какое значение имеет вежливость?

Вежливость является одним из видов человеческих взаимоотношений и находится во взаимосвязи с любовью, которую люди должны проявлять к своим ближним и которую так или иначе, к тем или иным лицам всегда проявляли и проявляют не только христиане, но даже и язычники. Любящий другого человек выражает свое чувство в проявлении к нему, между прочим, и вежливости, в вежливом с ним обхождении. То есть вежливость является одним из наружных видов проявления нашей любви к людям, и поскольку она действительно тесно связана с последней, значение ее не подлежит никаким сомнениям.

Ведь вежливость – это также и часть культуры, причем органическая ее часть. Тут можно вспомнить об однокоренных словах: невежливый – невежественный, невежда, это значит и отсутствие вежливости, и отсутствие знания (ведения), и одновременно еще и отсутствие благообразия, то есть знание, вежливость и благообразие оказываются некоторым образом связанными друг с другом. Тем самым вежество – это благообразное устройство жизни и человеческих отношений.

Как появилась вежливость?

Первоначально связь вежливости с любовью была куда очевиднее, чем сегодня: человек при встрече с другим искренно желал ему того, что для него самого представлялось наиболее ценным. Этим, среди прочего, и объясняется различие в видах приветствия или вообще обнаружения вежливости в различное время и у различных народов: например, древний еврей желает ближнему «мира», классический грек – «радости», древний римлянин – «здоровья» и так далее; то есть каждый желал другому благ, которыми сам особенно дорожил. Понимаемая и практикуемая так вежливость – хороший показатель доброго внутреннего настроения человека.

Бывает ли вежливость формальная и даже ложная?

К сожалению, сплошь и рядом за наружными проявлениями вежливости может скрываться совсем не доброе отношение. Язык одно человека произносит слова вежливости, положение и движения его тела свидетельствуют, по-видимому, о внутреннем расположении данного человека к другому, но истинное расположение его сердца совсем иное; сердце его нисколько не участвует ни в словах, ни в движениях его. Связи между наружным поведением этого человека и внутренним содержанием не оказывается никакой. Здесь мы встречаемся с явлением фальшивым, с обманом. Впрочем, горя и беды от последнего обычно не происходит, так как сами обманываемые чаще всего понимают, что вежливость, к ним кем-либо проявляемая – только внешность, не опирающаяся на соответственное внутреннее основание. Понимаемая так вежливость, разумеется, не имеет нравственного достоинства; она, наоборот, является нравственно-дурным моментом, хотя даже ей нельзя отказать в некотором житейском значении: даже только наружная вежливость все же лучше и желательнее грубости, дикости в обращении. Она – только тень истинной вежливости, коренящейся в любви и питающейся ею; но и тень все же лучше, чем ее совершенное отсутствие: она хоть сколько-нибудь напоминает о предмете, тенью которого является, а без нее о последнем можно было бы и совсем забыть. Но, владея этой тенью, владея одной лишь формой, мы, если желаем быть людьми в истинном смысле слова, всегда должны заботиться о том, чтобы наполнять эту пустую форму соответственным содержанием, боясь, чтоб в противном случае нам не оказаться «гробами», красивыми снаружи, а внутри являющимися мерзостью, полными всякой «нечистоты» и грязи (Мф.23:27). А такого наполнения можно достигнуть, и действительно мы достигаем его соответственно степени, в какой проникаемся христианскими началами и убеждениями. Отсюда об этом проникновении нам и надлежит непрерывно печься, именно о развитии и укреплении в себе истинной христианской любви, малейшее прикосновение которой к вежливости придаст последней высокое нравственное значение, бесспорный нравственно-добрый смысл.

Уместно ли христианам ли поздравлять иноверцев с их религиозными праздниками из вежливости, учитывая, что и они поздравляют нас с христианскими праздниками?

Совершенно неуместно. Подробнее см. Уместно ли христианину поздравить мусульманина с исламским праздником?

Христианская вежливость

святитель Нектарий Эгинский

Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом, благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер.
Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом было засвидетельствовано его христианское житие и славилось имя Божие.
Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения.
Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны.
Итак, да будем всегда вежливы. Никогда да не изойдет из уст наших дурное слово, слово, которое не будет исполнено соли благодати Божией, но всегда [да будут у нас] речи благодатные, речи благие, речи, которые засвидетельствуют вежливость во Христе и развитость души.

Путь к счастью. Христианская вежливость.

Цитаты о вежливости

«Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостию скрываются: тщеславие, лицемерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. На вид такой человек просто душа-человек, сразу и не поймешь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутреннее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.
А у кого в корне любовь, такой человек уже не двойственен, ибо у него простота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от природы имеют такие дарования, но они узнаются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает».
преподобный Иоанн Алексеев (Валаамский)

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки