Здравствуйте! Беспокоит такой вопрос. Почему-то во мне борется страх быть лучше других. У меня есть ощущение как будто я начинаю занимать место Христа. Единственное, мне помогает более менее справляться с собой строчка: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"(вообще эта одна строчка, я думаю, и есть решение всей моей проблемы, но очень хочу уточнить, ибо всё равно во мне что-то борется...) То есть, я никогда не сдаю учебу вовремя, хотя делаю всё, как и другие, оценки из-за этого ниже. Занимаюсь спортом, но занятий по физкультуре боюсь и часто не прихожу, опаздываю и прочее. Вообще какой-то хаос. Всю жизнь училась так, что была самой активной в школе, участвовала во всевозможных соревнованиях, конкурсах, всё делала, была любимицей учителей, одним словом. Потом был "темный" период в жизни. В это время школа не была первым делом, соответственно. Сейчас воцерковляюсь уже год. С тех пор появился этот барьер, что "я покушаюсь на место Бога". Я думала, проблема с моими страхами решится сама, но вот сейчас думаю, самое время спросить. Помогите, пожалуйста, советом!
5 Ответов
Виктория, Вам трудно сформулировать свою мысль, поэтому мне трудно на нее ответить. Видимо, описанный Вами хаос во внешних делах является отражением такого же хаоса внутри. Однако каждый из нас должен привести все свои мысли и поступки в послушание: тела - душе, чувств и воли - уму, ума - Богу:
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор.10:4,5).
Итак, Вам надо разобраться вначале со своим умом, чтобы Вы научились понимать его движения и управлять неразумной частью души. Для этого надо понимать теорию вопроса и приложить старание. Советую почитать вначале свт. Феофана Затворника - "Путь ко спасению" или этот сборник писем. И постепенно пользоваться предлагаемыми там советами. Внешняя активность не является критерием правильного душевного устроения. Да и вообще внутреннее важнее внешнего.
Вторая проблема, судя по всему, связана с качеством молитвы, о чем Вы не сказали, потому что не видите связи. И снова посоветую эту брошюру свт. Феофана Затворника. Она придаст глубины не только Вашей молитве, но и Вам как человеку.
Третья вещь, необходимая для правильной расстановки системы жизненных ценностей,- это Евангелие. Возможно, Вам это покажется неочевидным, поэтому придется верить мне на слово. Постарайтесь читать Евангелие ежедневно, желательно по одной главе в день, а когда закончите, то начинайте сначала. Со временем у Вас сформируются правильные представления о добре и зле, правильном и неправильном; какое место должен занимать Бог и человек. Это великая ценность, мало кто в наше время это знает и умеет, хотя источником этого знания является не человек, а Бог. Хотя бы иногда старайтесь также читать жития святых в изложении свт. Димитрия Ростовского.
В силу возраста, возможно, Вам будет трудно читать столько текстов, ведь в наше время все привыкли смотреть видео, а не читать. Что поделать: христианство всегда было религией книги. Если мы желаем думать и жить в согласии со святыми, надо трудиться в чтении и молитве.
Не унывайте. Помоги Господь!
Нельзя занять место Христа. Христос не играет в футбол и не изучает физику в школе. Даже если Вы поставите мировые рекорды, то не займете место Спасителя. Но успехи часто сопровождает гордыня. Ее бойтесь. Бойтесь присваивать успехи только себе, своему "я". Ваши успехи - это успехи Ваших родителей, учителей, друзей, всех тех людей, кто принимает какое-то участие в Вашем формировании как личности и, возможно, как специалиста в какой-то области. Быть хорошим математиком или обладателем мирового рекорда в спортивной дисциплине - не грех. Грех считать себя выше других, присваивая победы лишь себе самому.
Спасибо!
Ответ содержится в Евангелии. Совершая что-то хорошее или становясь лучше сами, мы не делаем Богу одолжения и тем более не занимаем Его место, а просто выполняем свои минимальные обязанности перед Ним: Лк. 17:10. Мы не должны придавать этому значения и тем более этим гордиться: Мф. 6:3. Это просто наш долг. А если мы не делаем хорошего, то мы выступаем против Бога, нарушая Его повеления.
Бог дал вам возможность учиться для того, чтобы вы в дальнейшем максимально реализовали свой потенциал, служа Богу и ближним своими добрыми делами. Хорошо учиться - это не ваша заслуга или достижение, а ваша элементарная обязанность перед Богом.
Что касается сравнения с другими, то христианину должны быть чужды подобные мысли. Христианин работает над собой. У других свои личные отношения с Богом, а у вас - свои.
С уважением,
Прекрасно, что Вы нашли дорогу к Богу и в Церковь! Это главное.
Страх этот имеет под собой основанием тщеславие, только наоборот. Вы просто боитесь выделяться, чтобы на Вас обращали внимание. А когда это не получается, Вам начинает казаться, что Вы в центре всеобщего внимания и "непомерно растёте в своих глазах". Поскольку Вы обратились к Богу, то страх Ваш приобрёл религиозную окраску и Ваш "непомерный рост" стал сравниваться с величием Бога. Но это ведь обман Ваших чувств. Даже если Вы и попадаете в центр внимания, Вы не занимаете у людей в их мыслях больше места, чем они сами там занимают. В их глазах Вы всё равно маленькая, и уж точно меньше их самих. Потому, если даже Вы будете делать всё идеально и на самом деле будете выше всех на голову, окружающие Вас так считать не будут. Успокойтесь и выдохните, это всё бесовские страхования.
Самое лучшее средство борьбы с ними - не обращать внимания, как на не существующее, т.е. презирать. Не людей, а бесовские помыслы. Отбрасывать их от себя, как мусор. Что-то типа: "Ай, опять эта чушь в голову лезет!" и не обращать на них внимания. А потом сразу обратиться к Богу с мысленной молитвой: "Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость".
Помоги Вам Господь.
спасибо!
Если ваш страх быть лучше других – это страх оказаться тщеславной и горделивой, вдумайтесь в историю, рассказанную митрополитом Антонием (Сурожским):
«Временами нам удается уловить красоту; но и тогда мы умудряемся перетолковать ее или отнестись к ней неправильно.. Много лет назад пришла ко мне поговорить одна молодая женщина; она села в ризнице на диван, свесила голову и с горьким, кислым выражением лица сказала загробным голосом: Я грешница… Я ей бодро ответил: Это не новость, ясно, что вы грешница — мы все грешники!.. Да, сказала она, но я особенно гнусная… Я ответил: Ну, это гордость! Но что же в вас такого особенно гнусного? — Когда я смотрю на себя в зеркало, я нахожу себя очень хорошенькой… Я сказал: Ну, это, во всяком случае, правда; и как же вы на это реагируете? — Тщеславием! — Я сказал: Если дело только в этом, то я вас научу, как с этим справиться: станьте перед зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите, что она вам нравится, то скажите: Спасибо, Господи, что Ты создал такую красоту, как мои глаза, как мои брови, мой лоб, мой нос, уши — что угодно. И каждый раз, как вы найдете у себя что-то красивое, — поблагодарите Бога. И постепенно вы обнаружите, что благодарность вытеснила тщеславие. В результате получится, что, как только вы взглянете на себя, вы будете обращаться к Богу с ликующей радостью и благодарностью. Но прибавьте к этому и еще нечто: вглядитесь хорошенько в кислое выражение вашего лица и скажите: «Прости, Господи, — мой единственный вклад в эту красоту, которую Ты создал, это противное выражение лица» — это единственное, что в нем действительно ваше…»
По вашему сбивчивому рассказу создается впечатление, что вы занимаетесь каким-то извращенным самоуничижением, и вместо борьбы со страстями стараетесь задавить образ Божий в себе.
Не бойтесь, места Бога вы не займете, Его величие недостижимо. Но сама мысль об этом подсказана гордыней.
Постарайтесь поговорить со священником, под руководством которого вы воцерковляетесь, чтобы детально проанализировать ваши заблуждения и направить духовную работу в нужное русло.
Спасибо!