Мы знаем, что самоубийц (буквальных) не отпевают.
Но будет ли считаться самоубийцей человек, ведший греховную жизнь, которая привела его к смерти?
Ну скажем если пил, курил, из-за этого тяжело заболел и умер?
Ведь если посмотреть, то любое действие человека может привести к его смерти, скажем потребление жирной пищи может привести к заболеваниям сердца, а они в свою очередь могут закончиться и летальным исходом.
4 Ответа
Нет, не будет считаться. Самоубийцей считается и является самоубийца, а не кто либо еще. Намеренно смешивать разные понятия и притягивать одно к другому есть ничто иное, как демагогия.
Самоубийца - этот тот, кто целенаправленно и фатально предпринял насильственные действия с целью лишения себя жизни. А если человек, например, не лечился от гриппа, или принимал для "кайфа" наркотики, или переходил дорогу на красный свет, или неправильно питался и под воздействием какой-либо из этих причин умер, то он не самоубийца. Потому, что он не ставил перед собой такой цели. Он будет судим Богом за невоздержанность, пьянство, беспечность и т. д., но никак не за самоубийство.
Отпевать такого человека, о котором вы пишете, если он был осознанным христианином, можно. Мы понятия не имеем о той внутренней борьбе, которую он, возможно, вел со своими страстями и пороками, и вообще о его взаимоотношениях с Богом. Тем более, что перед тем, как умереть, он имел и время, и возможность покаяться хоть сто раз. На каком основании мы будем брать на себя функции Бога и выносить ему приговор, да еще и объявлять самоубийцей, недостойным даже нашей молитвы?
С уважением,
Пространный христианский катихизис относит сознательные действия против своего здоровья к грехам против заповеди "не убивай":
Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие, а также подобные им, случаи [...] когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь.
Мы знаем, что самоубийц (буквальных) не отпевают.
Все так выделяют самоубийц в связи с отпеванием, хотя церковное правило запрещает отпевать любого грешника, который умер без покаяния (принципиальной разницы нет, убить себя или, например, умереть прелюбодеем, сквернословом или скупцом):
«[Следует] учить прихожан, чтобы мужчины и женщины, и их дети, часто приходили к духовным отцам на исповедь, особенно же в четыре святых поста, и не лишали себя принятия Пречистых Тайн, по рассуждении духовных отцов. Если же кто проведет целый год без исповеди (за исключением путешествий и вынужденных обстоятельств) и наступит его смертный час, такого не [следует] погребать около церкви и не [следует] петь над таким последование усопших христиан, поскольку такой [человек], будучи жив, удалил самого себя от божественной церкви».
Постановление Большого Московского собора 1666–1667 г.