9 Ответов
Мне кажется, что более правильным было бы говорить о том, что есть определенная нравственная норма, а есть отклонение от нее. Побуждение к честности у христианина должно рождаться от стремления быть подобным Богу, Который никогда не лжет. Это не вопрос врожденности, это выбор самого человека - исполнять заповедь Божью и не лгать ни словом, ни поведением, или быть лжецом и притворщиком по жизни. Любой человек при желании и Божьем содействии может быть честным и вообще добродетельным.
От своей сущности человек создан по образу Божьему, в Котором нет лжи. Значит и человек изначально честен и не лжив.
После грехопадения ложь стала частью человека, его природа изменилась. Бог для того и пришел в мир, чтоб человек стал новым Адамом, не имеюшим пороков грехопадения. С Христом человек может улучшить своё положение.
Это отчасти врожденное качество, потому что Бог от природы дает людям отдельные добродетели, так что им нужно лишь развивать данное. Вместе с тем, честности можно и нужно учиться с помощью Божией, как и всякой другой добродетели. Ясно, что имеется в виду честность (справедливость) перед Богом, людьми и самим собой.
Честность - это приобретаемая добродетель. И ее приобретение напрямую зависит от воспитания и условий существования. Конечно, нельзя сказать, что Бог создает всех людей "духовно нейтральными", как носитель образа и подобия Божия человек положителен изначала. Маленькие дети беззлобны, бесхитростны, и лишь взрослея, приобретают как как плохие качества, так и развивают хорошие. Честность - это та добродетель, о которой ребенок узнает и узнав, поступает либо честно, либо нет.
Честность, также, как и жалость, стыд и проч. - это одна из составных частей такого данного Богом каждому человеку от рождения аппарата, как совесть. Следовательно, это врожденное качество. Но ее можно как насильственно в себе подавить, так и развить, если она по каким-то причинам "пробуксовывает".
С уважением,