Не думал, что сам буду задавать здесь вопрос.
Недавно похоронил тетку (90 лет). Человек она была крещеный, но невоцерковленный. Сколько ни предлагал ей сходить на службу, получал короткий ответ: "Нет. Не моё это". Однако года три назад все-таки уговорил её исповедоваться и причаститься. Отнеслась она к этому со всей ответственностью, прочитала "В помощь кающимся", попостилась, прочитала каноны и Последование и пошла в храм... а на пороге развернулась и ушла: "Не моё!". Потом как часто у стариков болезни, потеря памяти, деменция, последний год жизни о какой-то сознательной исповеди уже речи не могло быть.
Собственно к вопросу. Вчера разбирая её документы я нашел её исповедь на нескольких страницах убористым подчерком. Читать не стал. Понимаю, что заочно Таинство исповеди не бывает, тем более умершего. Тем не менее человек осознал свои грехи, и вероятно раскаялся. Жалко мне её, человек ушел без покаяния... Как всё же поступить с её исповедью? Что посоветуете?
7 Ответов
Батюшка Димитрий Смирнов (+2020) рассказывал, как его близкий родственник (кажется отец) написал исповедь на бумаге, батюшка отвез это к своему духовнику, тот прочитал, и потом о. Димитрий вернулся и прочитал разрешительную молитву. Это не совсем Ваш случай, но нечто общее есть. Также в чине отпевания читается разрешительная молитва для усопшего и вкладывается ему в руку. Т.е. не так все однозначно. Известны случаи, когда исповедывались по телефону, или посылали свои грехи в письме священнику, который сидел в тюрьме, и он там заочно читал разрешительную молитву. То, что человек написал грехи, значит в тот момент он каялся, и Бог может это учесть на суде.
На Вашем месте я бы отдал текст священнику, рассказав обстоятельства.
По-моему, священник мог бы прочитать грехи и сказать: Господи, вот женщина покаялась в этих грехах, прости и разреши ее от них. И я своей властью прощаю и разрешаю ее. А уж примет или нет Бог такую молитву — другой вопрос. Ведь и на обычной Исповеди Бог может не отпустить грехи, хотя священник отпускает. Лично я, если бы написал грехи и умер, я бы хотел, чтобы священник их прочитал и помолился так обо мне.
У Бога всего много - гласит пословица. Милосердие Божие - это то, на что мы надеемся при молитве за усопших. К сожалению, Ваша тетя так и не попала на исповедь, но то, что она каялась в своих грехах, очевидно из той записки, что Вы нашли. Будем надеяться на то, что Господь примет ее покаяние. Вы же усердно молитесь об упокоении. А листок просто сожгите.
Исповедь требует личного волеизъявления. Здесь его всё-таки не было. Листок надо сжечь, о тете молиться, писать ее в записках и подавать милостыню, а для себя сделать соответствующие выводы, что не надо откладывать покаяние. И что исповедь - лишь свидетельство внутреннего раскаяния перед Богом. Надо больше заботиться об этом нелицемерном раскаянии.
Благодарю братья, что помогли разрешить мои сомнения.
Конечно, если бы я знал о существовании такой исповеди заранее, то накануне кончины пригласил бы о. Павла и отдал бы ему записку, и думаю, что он бы не отказал в разрешительной молитве на смертном одре. Но сейчас иная ситуация, уже завтра 9-й день и душа предстанет пред Господом. Будем уповать на милость Его и Он примет её покаяние. Записку сожгу. А сейчас меня ждет Псалтирь.
Чтение разрешительной молитвы не является отпущением грехов умершего. Само же чтение молитвы и вложение ее в руки усопшего никак не прописано в уставе, а является всего лишь древней благочестивой традицией.
https://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva
Михаил, увы, все Ваши примеры всё же принципиально отличаются от обсуждаемой ситуации. Они вызваны непреодолимыми обстоятельствами и воля исповедующегося была непреклонна.