А что означают слова священника «прощаю разрешаю» ? Когда мы просим у человека прощения мы подразумеваем чтобы он или не обижался на нас. Или не злился. Но Бог ведь не злится и не обижается, и не перестает любить. Так в чем заключается прощение?
Могу предположить что смертными грехами человек оторвал себя от благодати Божией. Потерял дерзновение в молитве. Запачкал душу злыми делами.
А когда раскаялся и с намерением исправиться нелицемерно исповедовался, благодать возвращается к человеку и он как чистый лист.
Это как духовная баня? Зашёл грязный вонючий вышел чистый?
4 Ответа
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» о плодах Таинства Покаяния говорится так:
Первая польза такова: как через грех мы теряем ту невинность, которую получили в Святом Крещении, так опять приближаемся к ней через Покаяние. И как через грех мы лишаемся благодати Божией, так через Покаяние мы вновь ее обретаем. И как через грех мы попадаем в плен к дьяволу, так через Покаяние освобождаемся из него. И как через грех в совесть нашу входят стыд и страх, так через Покаяние к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям.
Прощение означает то, что человек примирился с Богом, восстановил отношения с Ним и вновь вернулся в состояние благодати.
Когда мы просим у человека прощения мы подразумеваем, чтобы он или не обижался на нас. Или не злился.
Это не совсем верно. Просить прощения нужно, чтобы примириться с человеком, открыто признать свою неправоту и получить надежду на то, что Бог и тебя простит. Это не зависит от того, злится человек и обижается на нас или нет.
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). Как человек, крещаемый человеком, то есть священником, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в Покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа»
Святитель Афанасий Великий
Павел, здравствуйте!
Если несколько упрощать, то можно сказать так:
- На исповеди в случае сердечного покаяния с человека снимается ответственность за конкретно совершённые исповеданные грехи.
- При этом покаяние - это многоэтапный духовный процесс.
- Покаяние в полной мере завершается, когда человек более не совершает тех поступков, в которых он раскаялся.
- Важным признаком совершившегося покаяния как исцеления является возникновение чувства неприязни к тому греху, который раньше его мучал.
Иными словами когда над человеком произносится разрешительная молитва: «...прощаю и разрешаю от всех грехов твоих...», с него снимается ответственность за содеянное. А дальше ему предстоит нейтрализовать последствия совершённых грехов в своей жизни. И когда последствия будут устранены и конкретный грех в жизни повторяться не будет, более того, к нему исчезнет сочувствие, то можно будет сказать, что покаяние совершилось во всей своей полноте.
Бог благ и справедлив. Поэтому Он ненавидит грех и наказывает грешника, ведь грешник любит грех и диавола больше Бога.
В исповеди Бог прощает кающегося христианина и не наказывает его за совершенный грех, требуя от кающегося в ответ совершенного покаяния и ненависти ко греху. И наоборот, лицемерное покаяние вызывает сугубый гнев Божий.
Чистым листом после исповеди мало кто бывает, конечно. Но причина в том, что хотя Бог прощает нас за содеянное, Он при этом не меняет нашего сердца. Если в сердце осталась любовь ко греху, то мы продолжим его совершать на деле и тем покажем лицемерие в своей исповеди. Значит, надо не только говорить слова раскаяния, но и в сердце приобрести ненависть ко греху, а делами эту свою ненависть показать. В этом и заключается настоящее покаяние.
Чтобы Вам была ясна моя мысль о ненависти ко греху, приведу пример из "Отечника":
Некогда один святой старец, спасавшийся на горе Олимп, беседовал с братьями о спасении души. Во время беседы к старцу подошел простолюдин, поклонился ему и молча остановился. Старец спросил: “Что тебе нужно?” Простолюдин сказал: “Да пришел к твоей святыне исповедать свои грехи, честный отче.” Старец сказал: “Говори перед всеми, не стыдись.” Тогда простолюдин начал в присутствии всех исповедовать свои грехи, иные из которых были столь тяжки, что неудобно и называть их. Когда он все рассказал со слезами, то поник долу и стоял унылый с сокрушенным сердцем. Старец же, после его исповеди, долго размышлял о чем-то и, наконец, сказал: “Хочешь ли принять иноческий образ?” – “Ей, отче, – ответил простолюдин, – желаю и даже захватил сюда необходимые при пострижении одежды.” После этого старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангельский образ и, отпуская, сказал: “Иди, чадо, с миром и больше не согрешай.” Он же, поклонившись до земли, ушел, славя Бога. Монахи всему этому удивлялись и сказали старцу: “Что это значит, отче? Сколько тяжких грехов сейчас он назвал, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимий?” – “О, любезные дети, – сказал старец, – неужели вы не видели, что, когда он исповедовал свои грехи, близ него стоял страшный муж, лицо которого блистало, как молния, и одежды его были белы, как снег. Он держал в руках хартию грехов каявшегося, и когда простолюдин высказывал мне грехи перед всеми вами, он постепенно изглаждал их из хартии? И если таким образом простил его Бог, то как же я-то после этого смею давать ему какую бы то ни было епитимию?” Услышав это, монахи ужаснулись и возблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, возвеличили благость и человеколюбие Его и разошлись, дивясь о преславных делах Бога нашего.
Я уже сказал, что Бог одновременно и благ, и справедлив. Поэтому Он часто весьма долготерпелив ко греху ради того, чтобы дать грешнику возможность покаяться.
Благодарю вас за прямой нелицемерный ответ. Но я всегда думал что Бог не справедлив, потому что был бы Бог справедлив, и я, и другие грешники бы находились в таких глубинах ада которые не поддаются человеческому разуму. Я каждый день лицом к лицу вижу людей которые творят величайшую хулу, открыто глумятся над Богом, и обижают людей. И днём за днём Бог их милует и ожидает их покаяния ( моего в том числе ). Так где же « справедливость » Божия о которой вы говорите? Знаете, возможно вы и правы, просто я не учитываю контекст. В моём представлении Образ Бога всегда разный. Я думаю о том, что Бог бесконечно милостив, и смотрит на погибающую душу с любовью и долготерпением. Но, одновременно с этим Бог грозен, страшен. Поэтому когда я вижу например хулителя. Я понимаю, что Господь щас может сделать так, что у этого хулителя мгновенно остановится сердце, глаза наполнятся страхом и ужасом, и врачи будут в шоке как вполне здоровый юноша ( или девушка ) так умер ( или умерла ). Но, вот что меня удивляет. Этого не происходит. А значит Бог терпит, а значит что-то тут есть особенное.