3 Ответа
История законов о десятинах уходит своими корнями в глубокую древность. На Древнем Востоке уже в патриархальные времена распространенным обычаем было отделение части доходов в качестве религиозных пожертвований и в качестве подати политическим властям. При этом “религиозные и политические аспекты зачастую смешивались, поскольку распространено было отождествление земной власти с божественной. Отделение десятой части, десятины было типичным, по-видимому, из-за того, что большинство народов вело счет десятками, основываясь на количестве пальцев” (Морли Б. К. Десятина. // Евангельский словарь библейского богословия. СПб, 2002, С. 279). Обычай отдавать десятину был воспринят и Израилем, в котором десятина от сельскохозяйственных доходов народа шла в пользу левитов в качестве возмещения того, что они не получили после завоевания Ханаана земельных наделов. Важно, что только в Втор. 12:17-18 перечисляются продукты, которые входили в состав десятин: хлеб, вино и елей.
В Пятикнижии законы о десятине встречаются в разных вариантах; их сопоставление приводит к противоречиям и вызывает недоумения. В Чис 18:20–32 говорится о том, что десятину просто отделяли в пользу левитов; это был основной источник их доходов. Такая же мысль отражена и в Лев 27:30–33, где десятина названа святыней Господней; само это выражение обычно относится к тому, что составляет долю священников. В то же время в книге Второзакония (12:17-18) сказано, что израильтяне должны «съедать» десятины на том месте, которое изберет Господь. Понятно, что и в таком случае часть их все равно отдавали левитам, служившим при святилище, но это все-таки была лишь часть, а не десятина в полном размере. Во Втор. 14:22–29 есть еще и указания о так называемой 3-й десятине, которую откладывали раз в 3 года и использовали на социальную благотворительность.
Естественно, толкователи не могли не обратить внимания на подобное противоречие и потому уже в древности как иудейские, так и христианские экзегеты пытались его разрешить. Представим основные точки зрения по этому вопросу.
- Традиционное иудейское толкование базируется на том основании, что оба закона о десятине (с одной стороны --- Чис 18:20--32 и Лев 27:30--33, с другой стороны --- Втор 12 и 14:22--29) являются обязательными нормами и оба восходят ко времени Моисея. В таком случае представляется единственно возможным следующее согласование: в книгах Левит и Числа говорится о «первой десятине», которую следовало отдавать священникам, а Второзаконие повествует о «второй десятине», которая представляла собой десятую часть от оставшихся после отделения первой десятины 90% урожая. Эту вторую десятину первые два года следовало приносить и съедать в святилище пред Яхве, а на каждый третий год нужно было за ее счет питать бедных и неимущих (вдов, сирот и левитов) у себя в городах. Такое же толкование предлагает блаженный Феодорит (не уточняя, в отличие от иудаистского объяснения, как высчитывали вторую десятину: от всего урожая или от 90%, оставшихся после вычета первой десятины), это же мнение поддерживает профессор А. П. Лопухин. Также авторитетным свидетелем в пользу такого толкования является неканоническая книга Товита (1:6--8)
Однако против такого традиционного толкования выставляется немало контраргументов. Непонятно, зачем требуется «вторую десятину» делить с левитами, если уже им предназначена «первая десятина». Если предположить, что первая десятина предназначалась исключительно священникам (и левитам), которые совершали богослужения в святилище, тогда как вторая --- тем левитам, которые жили среди израильтян (в жилищах твоих), возникает новое недоумение: почему вторую десятину требуется приносить в святилище? Также можно обнаружить противоречия между Лев 27:30--33 и предписаниями Второзакония: книга Левит не говорит о том, то приноситель сам мог съедать десятину, да и в случае выкупа к стоимости десятины требует добавлять пятую часть, тогда как Второзаконие о переплате 1/5 части не говорит (см. Втор 14:25--26).
Современные ученые предпочитают рассматривать законы о десятине в различных частях Пятикнижия как установления, имеющие в виду одно и то же приношение, разве что различается способ его распределения (См. Ткаченко А. А. Десятина // Православная энциклопедия, т. XIV. Даниил--Димитрий. М., 2006. С. 451). Потому предлагаются альтернативные объяснения.
- Книги Левит и Числа говорят о добровольных десятинах, тогда как Второзаконие свои предписания о десятине выставляет как обязательные. И хотя в послепленный период практика приношения десятин соответствовала Лев 27:30--33 и Чис 18:20--32, все равно изначально Тора предлагает только одну обязательную десятину --- ту, о которой говорит Второзаконие.
- Два различных закона о десятинах соотносятся с различными периодами истории Израиля. При этом возникает вопрос, какой из законов считать первичным. Дж. Тигей, вслед за Й. Кауфманом, считает, что сначала действовал закон, изложенный в Левите и Числах, а впоследствии, когда появился закон о едином центральном святилище (Дж. Тигей, и Й. Кауфман возникновение предписаний Втор 12 относят к довольно позднему периоду допленной истории Израиля), материальная поддержка левитов, служивших в местных святилищах, потеряла свою актуальность. Однако само правило отделения десятин осталось, но теперь их требуется приносить в центральное святилище и там есть пред Господом. Нам же кажется допустимой противоположная последовательность событий в истории закона о десятинах: во Второзаконии отражен ранний, домонархический период истории Израиля. Это подтверждается, в частности, ссылкой на 1 Цар 1:21, где говорится, что Елкана с семейством раз в год приходил к скинии для принесения жертв и десятин (слово «десятины» добавлено в переводе LXX). В Чис 18:20--32 уже четко говорится, что израильтяне должны отделять десятую часть урожая и приплода скота в пользу левитов. При этом десятая доля десятины шла на содержание священников. Подобная ситуация характерна для позднего монархического периода (вспомним, что царь Езекия взял под личный контроль процесс сбора десятин в пользу духовенства, см. 2 Пар 31:4--12) и послепленного периода (согласно Неем 10:38, во время сбора десятин один из священников лично следил, чтобы левиты десятую часть своих десятин отделяли для священников).
Поскольку строгих законов нет, можете выбрать удобный вам способ: уделять часть своих доходов (по возможности, не обязательно 10%) общецерковным структурам или конкретному храму, священнику или благотворительной организации