Что значит выражение «Дух дышит где хочет» (Ин.3:8)? Получается, что и Церковь не нужна?
5 Ответов
Слова «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8) указывают на такое Божественное свойство как беспредельность. Можно сказать, что они указывают на неизмеримость и вездеприсутствие Божие, на Божественное всемогущество, всесвободу. Из того, что Бог обладает этими свойствами, не следует, что открытому Им учению о спасении не стоит доверять, равно как и не следует, что не стоит доверять Его апостолам, голосу Церкви.
Здравствуйте!
Нет, это значит, что мы не должны ничем ограничивать Бога.
О Церкви же сказано:
«Созижду церковь мою и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
"А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).
В Церкви Христовой совершается спасение всех людей и соединение с Господом, именно для этой цели её основал наш Спаситель Иисус Христос! Другое дело границы Церкви.
«Именно о ветре Он говорит: глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (ст. 8). Но если говорит: идеже хощет, дышет, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: суете тварь повинуся не волею (Рим. 8:20). Итак, слова: идеже хощет, дышет означают то, что ветер неудержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается и никто не может задержать его стремления» - учит св. Иоанн Златоуст.
В данной беседе Никодим удивляется словам Христа о «рождении свыше». Господь показывает ему, что для Бога нет ничего невозможного.
Но не стоит забывать, что Духа Святого Господь даровал Своей Церкви:
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
И Духа Святого хранили на себе апостолы, передав его священству, которое хранит его и передает по сей день:
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» (1Тим.4:14).
"По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим. 1:6).
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23, 6:6.).
"Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги» (Деян. 8:18).
«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит.1:5).
"Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим.5:22).
Поэтому, Всесильный Дух Божий пребывает Своей спасительной благодатью только в Церкви, Подаваемый через Таинства Церковные.
Наиболее полно эти слова разбираются в толковании еп. Михаила (Лузина):
Двоякого рода понимание в толковании этих слов Спасителя встречаем мы у древних толкователей Святого Писания – святых отцов и учителей церкви, сообразно двоякому пониманию и толкованию слова – Дух. Слово сие означает и Святого Духа, как мы видели, и ещё ветер или дыхание ветра (Быт. 8:1; 3Цар. 19:11 и др.), и здесь одни (Август., Ориг.) понимают слово сие в первом значении, другие (Злат., Кирилл Александрийский, Феофил.) в последнем. По толкованию первых, смысл слов Спасителя такой: Дух, где хочет, дышит, – Дух Святый изливает благодатные дары Свои на кого хочет, т. е. не на всех, а только на тех, которые расположены к принятию Его благодати; и голос его слышишь, слышишь глаголы Его в псалме, в Евангелии, в проповеди, во всём писании и особенно в книге Деяний Апостольских, или, как замечают другие, Спаситель пророчествует здесь об излиянии Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы: когда сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (Деян. 2:2); а не знаешь, откуда приходит и куда уходит, – не знаешь путей и действий сего Духа, не понимая Писания, а слыша только звуки слов Писания. Так бывает со всяким, рождённым от Духа, т. е. так и действия Духа непостижимы...
По толкованию тех, которые под словом дух разумеют ветер, смысл изречения Спасителя таков: «духовное рождение, необходимое для участия в Царстве Мессии, непостижимо; и что дивиться сему, когда и в природе, окружающей нас, многое непостижимо? Например, ветер: он дует, где хочет, не по одному направлению, не на одном месте, дует с такою силою, что его нельзя удержать, слышишь его шум и гул, но не знаешь, где он начинается и где оканчивается. Так непостижимо бывает для человека и духовное возрождение; его можно узнать только по плодам, по следствиям, а не в самом возрождении».
С аргументацией к каждой точке зрения вы можете ознакомиться в его труде Толкование на Евангелие от Иоанна.