6 Ответов
Ольга, сам по себе чин Крещения, если он совершён по всем правилам (с водой и призыванием Святой Троицы), действителен, даже если родители и восприемники были атеистами. Это как настоящий документ, выданный по всем правилам, независимо от того, кто на церемонии его получения. Ребёнок рождается от Воды и Духа и становится членом Церкви.
Однако, суеверные мотивы и отсутствие веры у близких – большая проблема для новокрещённого. Такое Крещение подобно живому семечку, брошенному в невозделанную почву: оно взошло, но без должного ухода, полива и солнечного света вряд ли даст плод. Жаловаться архиерею нет смысла; гораздо важнее теперь, чтобы этот человек осознанно пришёл к вере, начал участвовать в Таинствах и жил полноценной церковной жизнью. Ведь вне Православной Церкви не может быть вечного спасения, а полнота общения с Богом обретается именно в Ней.
Да, действительно. Вера и благочестие восприемников и родителей важны, но они не влияют на действительность Таинства. Св. Августин объясняет, что
младенцы могут принять благодать в свои души не столько от рук принесших (хотя и от них, если они добры и верны), сколько от всего сообщества святых и верных. Ибо они по справедливости полагаются приносимыми и теми, кто рад этому принесению, и теми, любовью которых они объединяются в общении со Святым Духом.
Младенец не виноват, что его близкие неверующие, и их неверие, само по себе, не препятствует ему получить благодать Крещения. Однако принятие решения о Крещении в таком случае связано с большими рисками, ведь ребенка никто не собирается воспитывать христианином. Однако если Таинство уже совершено, младенец духовно родился и стал членом Церкви.
Крещение, совершенное по всем правилам священником, является действительным не зависимо от личностей родителей и крестных. Что же касается родителей и крестных, то их нельзя назвать атеистами, если они суеверны. Возможно, по своему мировоззрению они язычники, но не атеисты. Впрочем, если они дадут ребенку соответствующее своему мировоззрению воспитание, то и он, увы, вырастет язычником.
Можно ли пожаловаться архиерею?
Разве что если священник, который крестил откажется сообщить почему он покрестил ребенка, не проведя предварительно с родителями и крестными огласительные беседы.


В церковном праве нет такого определения «неканоничные крестные». Соответственно, нет канонов, которые объявляли бы совершенное Таинство недействительным по причине «неканоничности» восприемников. Если Вы имеете прямое отношение к данному вопросу, то советую решать его не в интернете, а на месте - у архиерея.
Такое крещение действительно, ребенок получил духовное рождение от воды и Духа. Конечно, в практическом отношении этому ребенку можно лишь посочувствовать: вряд ли его близкие помогут ему прийти к вере.
На священника можно пожаловаться лишь в том случае, если он заранее точно знал, что родители и крестные атеисты, но все равно совершил крещение. Я сильно сомневаюсь, что они говорили об этом батюшка.

А почему собор епископов в Константинополе при патриархе Луке Хрисоверге призвал крещение мальчиков-мусульман недействительным? Ведь их тоже крестили по суеверным причинам перед обрезанием. Это сообщает Матфей Властарь.

Это единичное решение церковного собора по частному вопросу. Если будет подобное решение в отношении суеверного крещения при родителях-атеистах, нужно будет ему следовать. До этих пор общее церковное отношение к совершившемуся таинству я озвучил.
Крещение действительно, не смотря на такие обстоятельства совершения. Насколько оно будет действенным - другой вопрос. Возможно, есть нарушение со стороны священника, который не проявил должного усердия в подготовке к Таинству родителей и восприемников. Если вы имеете возможность оказать влияние на воспитание ребёнка в Православии - используйте любой удобный случай.
А неканоничность крестных в данном случае влияет на действительность таинства?