Как христианство объясняет наличие в мире различных диких племен, например в Африке. Или существование индейцев. Эти люди, до прихода Европейцев даже не слышали о христианстве. Что с ними со всеми будет на суде? Они попадут в ад от незнания? Можно сказать, что они будут судимы по их делам, но аборигены в Африке не имеют представления о морали. У многих племен существуют различные кровавые ритуалы по приношению в жертву животых и даже людей. Как все это можно объяснить?
2 Ответа
В книге о. Георгия Максимова "Вне Церкви нет спасения" есть ответ на этот вопрос:
Иван, добрый день!
Люди, не знавшие о Христе, и среди них, например, народы, о которых Вы пишете, будут судимы по закону совести. О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет Апостол Павел. Он укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники "не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую" (Рим.2:15). Тут же Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим.1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести.
Вспомним и другие слова: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк.12:47-48). Поэтому "Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф.7:21), "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак.1:22).
Что же касается того, что "аборигены в Африке не имеют представления о морали", то, думается, не стоит всех обобщать. Так как представления о морали даже у соседних племен могли несколько разниться, но важно отметить то, что они у них были - просто наделялись иным смыслом. И это понятно, учитывая, что туземцы были не просвещены светом Христовой истины, как мы, христиане, с нас и больше спросится. Такой пример. Мы знаем заповедь "не укради", а у индейцев Северной Америки, скажем, конокрадство считалось подвигом, проявлением доблести, потому что воину затеявшему поход за лошадьми противника приходилось рисковать жизнью, проявлять отвагу, выдержку, ловкость, смекалку, в стан врага такой воин чаще всего отправлялся в одиночку. Вместе с тем, если бы этот же воин захотел украсть что-то, тех же лошадей, не в рамках подобной "экспедиции", а, скажем, у своих соплеменников, это бы навлекло на него позор. Что отмечали живущие среди индейцев европейцы из числа утративших веру протестантов, католиков (например, Джеймс Уиллард Шульц), так это детская, абсолютно искренняя религиозность индейцев. Ни одно дело не сопровождалось у краснокожих, о которых мы сейчас говорим, без молитвы, благодарения "Великому Духу", была у них и вера в единого Создателя, которого называли Стариком, и в Царство Небесное, которое именовалось "заветными лугами"... Строго осуждалась измена, не поощрялось многословие, знакомы им были и патриотизм, и пост, и любовь к ближнему. Благородным делом считалось помогать вдовам, сиротам, - воины, возвращавшиеся с охоты не оставляли их без пропитания. И нужно еще учитывать традиции того или иного народа. Ведь даже на нашем материке, скажем, русские традиции не понятны людям, которые едят (вовсе не из кровожадности) лягушек, улиток, собак, и даже, как мы теперь знаем, летучих мышей.