4 Ответа
Я бы не стал использовать такое выражение. При этом следует помнить, что после грехопадения Адама и Евы человеческая природа была повреждена грехом, и он стал как будто частью человека, чем-то естественным. Это новое состояние человека прп. авва Дорофей называет "противоестественным" ("Душеполезные поучения"). Поэтому, в духовном смысле, внутри человека постоянно происходит борьба.
Можно вспомнить известное изречение Ф.М. Достоевского: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей" ("Братья Карамазовы"). По этой же причине во время Таинства Крещения новопросвещённый называется "воином Христа Бога нашего" (Чин оглашения. Запрещение первое).
Следовательно, борьбу необходимо вести именно с этим греховным началом в себе, "плотским мудрованием" (Рим. 8:6).
«Бороться с собой» – не христианский тезис, его возможно использовать лишь как крайнее обобщение. Следует различать себя (как творение Божие) и свои грехи и страсти, ветхого человека в себе.
Вообще, как относиться к себе? «Возлюби ближнего как самого себя», муж должен любить жену как «самого себя» и «как своё тело».
Это всего лишь расхожее выражение, приобретающее конкретный смысл в определенном контексте. Чаще всего под борьбой с собой подразумевают волевое усилие:
- преодоление своего нежелания, своей лени ради совершения какого-то действия, когда человек заставляет себя делать то, чего ему делать не хочется,
- или, напротив, сопротивление своим желаниям и стремлениям, принуждение, ограничение себя, не делание того, что хочется.
И то, и другое, по рассуждению могут оказаться разумным или неразумным, праведным или греховным делом, в зависимости от ситуации и смысла борьбы с собой.
В христианском понимании борьбу с собой уместно трактовать как стремление одолеть свою греховную природу, сопротивление греховным помыслам. В этом понимании христианин должен бороться с собой – с той стороной своей сущности, которая повреждена первородным грехом и толкает нас на путь зла.
При этом в психологии нередко ставится вопрос о избыточной, неконструктивной борьбе с собой, когда человек под воздействием иррациональных (ложных) установок переделывает себя в угоду чужим представлениям и ожиданиям, не всегда согласуясь со здравым смыслом и даже с нравственными нормами.