Ветхий человек

***

Ве́тхий челове́к – 1) рас­про­стра­нен­ное в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской лите­ра­туре выра­же­ние, обо­зна­ча­ю­щее сово­куп­ность гре­хов­ных задат­ков и наклон­но­стей, обу­слов­лен­ных порчей чело­ве­че­ского есте­ства, инди­ви­ду­аль­ной и общей гре­хов­но­стью людей, что явля­ется одним из след­ствий гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей; 2) чело­век, живу­щий не по нормам хри­сти­ан­ства, упо­доб­ля­ю­щийся в нрав­ствен­ном отно­ше­нии вет­хо­за­вет­ным греш­ни­кам.

Поня­тие «ветхий чело­век» ука­зы­вает также и на извра­щен­ное (ниже­есте­ствен­ное, про­ти­во­есте­ствен­ное) состо­я­ние чело­века, то есть состо­я­ние чело­века, сле­ду­ю­щего гре­хов­ным стра­стям, в про­ти­во­по­лож­ность новому чело­веку.

«Чело­век, каким он стал по паде­нии, есть ветхий чело­век» (св. Феофан Затвор­ник). «Ветхий чело­век совлек с себя чело­века совер­шен­ного и носит одежду цар­ства тьмы, одежду хулы, неве­рия, небо­яз­нен­но­сти, тще­сла­вия, гор­дыни, среб­ро­лю­бия, похоти, и другие оде­я­ния цар­ства тьмы, нечи­стые и сквер­ные рубища» (св. Мака­рий Еги­пет­ский).

Упо­треб­ляя сло­во­со­че­та­ние «ветхий чело­век», мы ука­зы­ваем, прежде всего, на испор­чен­ную грехом чело­ве­че­скую волю. «Чело­век один, – учит свт. Феофан Затвор­ник, – но то он живет в само­уго­дии и стра­стях, то он посвя­щает себя Богу и всем Богу уго­ждать рев­нует. В первом случае он ветхий, во втором – новый чело­век». По слову блж. Фео­фи­лакта Бол­гар­ского, ветхий чело­век не есть чело­ве­че­ское есте­ство само по себе, но страст­ное рас­по­ло­же­ние чело­ве­че­ской души, ее пороч­ность: «Ветхий наш чело­век не есте­ство, а лука­вое рас­по­ло­же­ние духа». Ветхий чело­век назы­ва­ется чело­ве­ком, поскольку гре­хов­ные навыки настолько срос­лись с чело­ве­че­ской душой, что стали как бы ее второй при­ро­дой. Ветхий чело­век име­ну­ется ветхим, поскольку его основ­ное свой­ство – тление, так как себя­лю­би­вая жизнь в стра­стях, по слову свт. Фео­фана Затвор­ника, раз­ла­гает, исто­щает и рас­тле­вает чело­ве­че­ское есте­ство, ведет к непра­виль­ному функ­ци­о­ни­ро­ва­нию и рас­строй­ству его сил.

«Ветхий чело­век то же самое, что уста­рев­шая во грехах жизнь наша, – гово­рит св. Фотий. – Чело­ве­ком же апо­стол назы­вает ее, пока­зы­вая, что этим обо­зна­ча­ется мно­го­ве­ко­вой и нераз­де­ли­мый с чело­ве­ком навык гре­хов­ный. Прежде при­ше­ствия Гос­подня и устро­е­ния нашего в Нем спа­се­ния люди так были погло­щены грехом, что, по тогдаш­ним поряд­кам, без любо­сласт­ной жизни и непо­треб­ных дел, и чело­век не счи­тался чело­ве­ком. Эту-то жизнь ради того, что соеди­ни­лись с нею, срас­тво­ря­лись и сра­щен­ной с собой имели, назы­вает апо­стол чело­ве­ком, как такую, кото­рую мы любили как себя, или даже более чем себя».

Поня­тие вет­хого чело­века было раз­вито апо­сто­лом Павлом, при­зы­ва­ю­щим хри­стиан совлечься вет­хого чело­века с его страст­ными гре­хов­ными делами (Кол. 3:9), «отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях» (Еф. 4:22).

Следуя апо­столу, ветхий чело­век имеет особое гре­хов­ное тело, кото­рое не подобно телу физи­че­скому. Гре­хов­ное тело вет­хого чело­века состоит из гре­хов­ных членов, под кото­рыми надо пони­мать гре­хов­ные страст­ные навыки. С этими навы­ками пред­стоит борьба хри­сти­ан­скому подвиж­нику, жела­ю­щему облечься в нового чело­века.

***

См. ПОДВИЖ­НИ­ЧЕ­СТВО, АСКЕ­ТИКА, ГРЕХ, ДОБ­РО­ДЕ­ТЕЛЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки