Здравствуйте!
Заинтересовал труд святого Беды Достопочтенного «Толкование на Послание Святого Апостола Иакова», а конкретно - толкование на (Иак.2:13). Там есть такие слова: У кого на Суде будет найдено [хотя бы одно] дело милосердия, [у того,] даже если будет причина для его наказания, милосердие, словно водный поток, потушит пламя греха.
Подскажите, как это правильно понимать: для помилования на Суде достаточно иметь хотя бы одно дело милосердия, или как-то иначе?
Заранее, благодарю!
8 Ответов
Дела милосердия, несомненно, важны. Христос призывает любить Бога и любить ближнего как самого себя. Если человек творит дела милосердия, стараясь этим угодить Богу и любя ближнего, то этим он творит волю Божию. Однако, не стоит ограничивать себя лишь делами милосердия, есть еще много всего, что делает человека ближе к Царству Небесному.
Не стоит упрощать христианскую жизнь до конкретного действия, как в приведенном вами примере, сделал одно дело милосердия и достаточно, а дальше можно жить, как хочется.
Непросвещенному человеку бывает даже сложно определить на самом ли деле это милосердный поступок.
Если же это на самом деле так, то по человеческой склонности к греху, как правило по совершению хорошего дела следует гордыня, а Бог гордым противится Иак.4:6
Другое дело, когда человек неверующий, не знающий Бога и Заповедей Его, совершил по совести какое-то милосердное дело, тогда есть надежда на его спасение, о чем так поэтично в своем толкование написал Беда Достопочтенный.
Спасение - это путь в земной жизни, который длится до последнего вздоха.


Как все будет происходить на суде, всем предстоит узнать лично.
Но даже сейчас можно предположить, что не все смогут воспользоваться плодом, единожды совершенной милости, вспомним хотя бы притчу о злой бабе и луковке https://foma.ru/lukovka.html . Любое сделанное добро, если не изменило сердце, не поможет спасению.
Евангелие гармонично и неверно строить теорию на одной цитате, игнорируя другие. Мученик в христианстве — это исключительно мученик за Христа. Если человек отрицает Бога, то он источником добрых дел считает себя, а это гордость в чистом виде.
О спасении https://azbyka.ru/1/nravstvennost_i_duhovnost/o_grehe
Здравствуйте!
Правильно понимать это в русле сказанного Господом Иисусом Христом в Евангелии: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48).
Здравствуйте, Олег!
В начале этой речи св. Беда Достопочтенный пишет следующее:
"Без милости будут судить того, кто прежде, чем быть судимым, хотя и мог оказать милость, но не оказал её. Это справедливое отношение ко всем жестоким. Хорошо известно, что, чем большую милость каждый [из них] получал от Господа, тем более несправедливо он отказывал в милости нуждающемуся ближнему, и тем справедливее он понесёт наказание за своё нечестие. Потому и Господь заранее предупреждает: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам (Лк 6:37–38). Ибо суд без милости будет к тому, кто не оказал милости. Милосердие же превозносится над судом, ибо как не оказавший милости, осуждённый на Суде Божьем, будет скорбеть, так и оказавший милость, получив вознаграждение, будет ликовать и радоваться. По-другому: милосердие превозносится над судом. Не сказано: милосердие одерживает победу над судом. Ведь милосердие не противоречит суду, но превозносится над ним, потому что милосердие [хотя и] защищает многих, но лишь тех, кто оказал милость".
Суть этих слов про "одно дело милосердия", как можно понять, в том, что святой имеет в виду саму добродетель милосердия, о которой сказано в Евангелии: "блаженный милостивые, яко тии помилованы будут".

Спасибо, интересное замечание!
Вырванная из контекста цитата одного святого автора еще не является учением всей Церкви. Нужно иметь деятельную веру. Милосердие ради заповеди (а не по влечению падшего естества) свидетельствует об этой вере.

Евгений, подскажите пожалуйста, что такое милосердие по влечению падшего естества?

Например, когда я делаю добро не ради заповеди Божией, а потому что мне просто стало жалко человека. Или потому что боюсь, что обо мне скажут другие, если я пройду мимо. В обоих этих случаях я даже не прошу Бога о помощи мне в правильном евангельском исполнении заповеди, не ищу воздаяния от Него, не задумываюсь о том, чтобы после помощи ближнему не тщеславиться своим добрым делом.

Спасибо, Евгений! Со вторым примером всё понятно. По поводу первого: жалость к ближнему возможна без любви?

Вы никогда не видели, когда подают милостыню бомжу, а на лице подающего чувство, близкое к брезгливости? Это типичный случай жалости от падшего естества, а не от любви во Христе.

Евгений, благодарю за пояснение.
Из приведенного отрывка можно лишь сделать вывод, что дела милосердия способны содействовать очищению грехов. В Св. Писании так и говорится:
Милостыня очистит грехи (Сир.3:30).
Но и сами дела милосердия без веры в Господа Иисуса Христа не способны быть действительно добрыми делами. Потому что не сами дела что-то очищают, но благодать Божия.
для помилования на Суде достаточно иметь хотя бы одно дело милосердия, или как-то иначе?
Фраза [хотя бы одно] дана в скобках, значит ее нет в оригинальном тексте святого. Ее следует понимать таким образом, что дела милосердия оцениваются на суде больше, чем грехи. А в какой именно пропорции, этого нам знать не дано, это Праведный Судия Сам решит.
Для спасения необходимо единство веры и добрых дел - вера, действующая любовью (Гал.5:6). В этом, как пишет свт. Феофан Затворник, "точнейшее определение сущности христианства".
Надежда, Вы полагаете, что слова Беды здесь нужно понимать как некую “оду милосердию”, не более?