3 Ответа
Смертная казнь - это неприятная, но необходимая мера самообороны человеческого общества от крайних форм преступности. Эта необходимость подтверждается Библией и общей практикой христианских государств. Вспомним хотя бы пример со св. князем Владимиром Крестителем, которого именно предствители церковной иерархии побудили отказаться от максимализма, свойственного новообращенным, и снова начать карать преступников, чтобы не допустить хаоса во вверенной ему Богом державе.
Миссия палача близка профессии военного, чей долг - применять смертельное насилие для защиты ближних. Священник и богослов о. Даниил Сысоев считал, что профессиональных палачей не должно быть, а казни преступников должны поручаться военнослужащим в рамках очередного служебного задания.
Души людей, производивших казни, попадают в Рай или в ад в зависимости от того, с каким настроем они осуществляли свои задачи, не выполняли ли заведомо преступных приказов, и вообще от того же самого, от чего зависит загробная участь любого человека.
Впрочем, я полагаю, что современные технологии могли бы позволить осуществлять смертную казнь без физического участия человека.
С уважением,
В Пространном христианском катихизисе (официальное изложение основ веры и нравственности в Русской Православной Церкви) сказано:
Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию.
Относительно душ палачей - Бог весть. Зависит от их жизни в целом и отношения к работе.
О смертной казни многое сказано в церковном документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви":
Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью – именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.