6 Ответов
Александр, весь «паззл» этого мира видит только Творец, мы можем осознать лишь некоторые элементы.
Возможно для того, чтобы смирить его близких; возможно - ограничить то зло, которое человек может совершить в будущем...
Об этом лучше спрашивать Самого Бога.
Спасибо за честный ответ.
Иногда такие болезни являются наказанием Божиим в чистом виде, как и преждевременная смерть. Бог посылает их, чтобы человек не был еще больше наказан в вечности, поскольку Сам знает, что этот человек уже не способен исправиться.
Иногда они даны, чтобы впоследствии через исцеление человек покаялся, как это было в житии свв. Симеона и Иоанна:
Некий блудливый юноша, ведя жизнь распутную, сошел с ума. Святой Симеон, увидев его в таком жалком состоянии, ударил рукой по щеке и сказал: «Не прелюбодействуй!» В ту же минуту демон вышел из юноши, и сей стал здоровым.
А иногда и по другим причинам, как в этом случае из жития прав. Иоанна Кронштадтского:
Жена полковника, воспитателя Пажеского Его Императорского Величества корпуса Анна Петровна Бертельс-Меньшая, проживающая в городе Земуне, в Югославии, рассказала про своего отца Петра Николаевича Меньшого, старшего лейтенанта крейсера «Алаф», что в 1888 году, когда крейсер вернулся из дальнего плавания, он стал на кронштадтском рейде. Семья же Меньшого жила на ораниенбаумском берегу в виду крейсера. Две недели Меньшой не мог съехать на берег, ибо командир судна, уезжая, оставлял его заменять себя. Наконец Меньшой на катере поехал в Кронштадт, где стал требовать, чтобы ему подали катер «Рыбка» генерал-адмирала Великого Князя Алексея Александровича. Когда боцман возразил ему, что ведь этот катер Великого Князя, то Меньшой прикрикнул на него: «А разве ты не видишь, что я Великий Князь!» Тогда поняли, что он сошел с ума. Врачи Кронштадта и приглашенный из Петербурга профессор Чечотт признали психическую болезнь неизлечимой и долженствующей неминуемо привести к смерти. Надо сказать, что к тестю Меньшого, Кронштадтскому городскому голове Ф. С. Степанову, часто приезжал отец Иоанн, и жившая в том же доме семья Меньших собиралась к Степанову. Один только лейтенант Меньшой никогда не ходил и говорил: «Я не хочу видеть этого шарлатана, он развел кликуш». После заболевания мужа жена Меньшого многократно просила отца Иоанна приехать. Однако отец Иоанн каждый раз отвечал одно и то же: «Нет, я не пойду к нему, а когда придет время, он сам ко мне придет». Прошло около года, и больному становилось все хуже и хуже, и он уже даже не понимал, например, что нужно одеть сапоги. Вдруг, в октябре месяце очень рано утром, когда было еще совсем темно, больной встал, оделся и сказал приставленному к нему матросу-дядьке: «Нам нужно сейчас собираться к ранней обедне в Думскую церковь, — там будет служить отец Иоанн Кронштадтский». Дядька успел лишь шепнуть об их уходе кухарке. Когда пришли в церковь, дядька спросил сторожа: «Кто сегодня будет служить?» И получил ответ: «Отец Александр». Дядька раньше уговаривал больного не ходить, а теперь — вернуться. Но Меньшой вошел в церковь. В ту же минуту поднялась суматоха, приехал отец Иоанн, который, придя в алтарь, тотчас прислал сторожа за Меньшим; поставил его на колени около престола и заставил его всю обедню так простоять: клал ему на голову то епитрахиль, то Евангелие, то крест, то Чашу со Святыми Дарами; потом исповедал его и причастил Святых Таин. Вернувшись домой, Меньшой лег спать и проснулся в одиннадцать часов, и тотчас приехал отец Иоанн и стал служить молебен, во время которого бывший больной рыдал, а отец Иоанн после молебна сказал жене Меньшого: «Вот теперь я сам пришел, возвращаю тебе мужа, а детям отца». После этого больной совершенно выздоровел, опять поступил на службу, дослужился до генерал-майора по Адмиралтейству, занимал ответственную должность помощника командира Кронштадтского порта и одновременно был почетным мировым судьею. Затем вышел в отставку и по выборам был товарищем городского головы и председателем Ссудосберегательного товарищества.
Это болезненный вопрос, который касается тайны Промысла Божия и последствий грехопадения. Психическая болезнь — это не Божий замысел, а одно из самых горьких последствий повреждения человеческой природы. Это глубокая трещина в нашем падшем мире, а не воля Благого Творца. Господь попускает страдания, но никогда не является их источником.
Но значит ли это, что человек брошен? Конечно, нет. Господь не действует как бездушный автомат по принципу: «нет разума — нет спасения». Он — Сердцеведец, Который судит человека с безграничной любовью, зная меру его болезни и его реальные духовные возможности.
Душа такого человека не вычеркнута из бытия. За неё можно и нужно молиться. Сила церковной и домашней молитвы близких помогает душе даже тогда, когда разум, казалось бы, молчит.
Если сказать в общем, безумие - это одно из последствий грехопадения наряду с другими болезнями, страданиями и смертью. С другой стороны, психические заболевания не только не лишают человека спасения, но и в определенном смысле могут играть здесь позитивную роль. Поскольку с психически нездорового человека и спрос меньше, а если он безумный в строгом смысле, то он будет спасен по милости Божией через одно Крещение, подобно младенцам.
Почему Бог действует так, а не иначе - знает только Он Сам, мы можем лишь догадываться. Возможно, в данном случае путь к Богу для людей с психическими заболеваниями делается короче, поскольку они не несут в полной мере ответственности за свои поступки. Для них достаточно быть крещёнными и по мере сил сдерживать разрушительные последствия своей болезни.
Спасибо.