Читая Древний патерик, ужасаешься тому, как старцы-пустнынники после десятилетий монашеских подвигов впадали в блуд. Эти расказы приводят в отчаяние: если почти святые люди, день и ночь молящиеся в пустыне, где почти нет предметов для соблазна, в один момент срывались, то как быть мне, мирскому и грешному человеку, так ещё и живущему в век, где на каждом углу порнография пытается проникнуть тебе в душу? В этой связи у меня возник вопрос, а можно ли заручиться какой-то гарантией того, что ты не впадёшь в блуд, или мне придётся до конца жизни жить в страхе и напряжении, без какой-либо гарантии, что я однажды, как эти древние пустынники, не впаду в этот ужасный грех? Причём меня ужасает даже не перспектива трудиться и бороться против этого греха всю жизнь, а отсутствие уверенности, что в один ужасный день все твои труды не пойдут прахом и ты не наблудишь. Я уже даже иногда молю Бога, чтобы он забрал мою свободную волю, потому что я не хочу такой свободы, которая однажды может меня опрокинуть в самую глубину греха. Может я слишком сильно рассчитываю на себя, а не на помощь Божью? Но ведь те монахи из патерика вообще полностью отдали свою жизнь и себя в руки Божьи и всё равно пали. Получается надежда на Бога тоже не гарантия? Или я ошибаюсь? В общем, я совершенно запутался. Буду благодарен за ваши ответы, а может и молитвы! Храни всех Христос, Богородица, Ангелы и святые от блуда и других грехов!
6 Ответов
Знаете, мне кажется, что чем больше человек заморочен на этой теме, тем больше поводов у него впасть в какой-нибудь блудный грех. Людям, имеющим опыт нормальных (не беспорядочных) интимных отношений, по своему проще преодолеть искушение. Пока человек живёт в девстве или выбрал монашеский образ жизни, он сильно переоценивает сексуальное удовольствие. Ему может казаться, что это что-то настолько притягательное, перед чем почти невозможно устоять, прям что-то неземное. Человек с насыщенной жизнью и интимным опытом более трезво оценивает все это. Он понимает, что ради нескольких секунд оргазма просто невероятно глупо терять вечную жизнь. Это не самые классные минуты его жизни, есть много других замечательных занятий и событий, не связанных с сексом. Поэтому я бы не советовал вам сравнивать себя с монахами из патериков. Поверьте, ваша резистентность может быть гораздо выше, чем у многих из них. Они жили в добровольной изоляции от мира и, это наоборот, делало любое искушение для них очень сильным. У многих из них не было ни опыта (отсюда преувеличение ожидаемого удовольствия), ни привычки видеть ежедневно лиц противоположного пола (что делает для них каждую встречу потенциальным серьезным искушением).
Гарантий никаких не будет, потому что сексуальное желание живёт в каждом здоровом человеке. Надо принять этот факт и перестать демонизировать свою сексуальность. Если вы испытываете влечение к девушкам и у вас хорошая эрекция - я могу вас только поздравить, вы здоровый мужчина. Чем более спокойно вы будете относиться к этому, без отвращения и паники, тем проще вам будет преодолевать искушение. Всему свое место и время, плохо только когда это выходит на первый план, извращается или реализуется вне брака. Приведу замечательный совет прп. Порфирия Кавсокаливита:
Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: «Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу».
Вот и относитесь спокойнее к этим проявлениям, без ужаса, и тем самым посрамите сатану. Больше занимайте себя полезными делами (учеба, работа, чтение, молитва, спорт, интересное хобби) вместо всякой ерунды, это сделает вашу жизнь более насыщенной и интересной, не будет постоянно тянуть на дешёвые дофаминовые удовольствия (порнографию, мастурбацию и т.п.). Это все работает, могу сказать по своему опыту. И надеяться конечно надо на Бога, а не на себя. Не захотите впасть в блуд - не впадете, с Божьей помощью. Человек сам принимает решение согрешить. Св. Августин пишет по этому поводу:
Пусть молится всякий, сражающийся против своей похоти, чтобы не впасть ему в искушение, то есть чтобы не увлекаться и не обольщаться этой [похотью]. А не впадет он в искушение в том случае, если с помощью доброй воли победит злую похоть. Однако решения человеческой воли лишь в том случае хватит на это, если молящемуся о том, чтобы не впасть в искушение, от Господа будет дарована победа.
Помоги Вам Господь! С Новым годом!
Повторю свой совет: относитесь спокойнее и не накручивайте себя. Даже если случится что-то непроизвольно, в этом нет ничего страшного, мы не отвечаем за то, что от нас не зависит. Грех не в сексуальном желании, а в том, когда оно реализуется не вовремя и без любви. Так что нужно не бояться «зверя», а приручить его. Наполните свою жизнь чем-то более значимым и интересным, чтобы оргазм не был единственной возможной радостью. Можете также посмотреть в ютубе свидетельства молодых ребят, которые были одержимы мастурбацией и нашли свободу в Иисусе Христе.
В книге арх. Рафаила (Карелина) есть его диалог с иеромонахом Василием (Пирцхалава):
«А за что попускается впасть в блуд монаху, ведь он молится Богу и хочет спастись?».– «За непослушание и неисповеданные грехи»
Кроме того, уверенность, что не впадешь в какой-то грех, это гордость и незнание себя. Т.е. человек может действительно не впасть в какой-то грех за всю жизнь, но он не должен никогда быть уверен, что не впадет, всегда должен остерегаться, даже если достиг бесстрастия. Душа Макария Великого на пути в рай продолжала возражать бесам: когда они говорили, что ты избежал наших рук, он не был уверен, и только в раю сказал, что победил.
Никаких гарантий не впасть в тот или иной грех нет и быть не может. Земная жизнь христианина - это постоянная борьба, причем в первую очередь с самим собой, со своими дурными страстями.
Лично вам я посоветовал бы в принципе меньше думать о блуде - хоть в позитивном, хоть в негативном контексте - и воспринимать жизнь менее эмоционально. При трезвенном, смиренном, взвешенном подходе ко своей духовной жизни шансы впасть в грех многократно уменьшаются.
С уважением,
А от кого Вы хотите получить гарантию того, что не впадете в блуд, если блуд - это исключительно Ваше добровольное греховное действие?
Так в этом и проблема, что я не доверяю себе и своей воле. Вдруг я возьму и в один момент забуду Бога, совесть, вечные муки и согрешу? И со мной уже было такое, когда я срывался на рукоблудие. Да, предпосылки к рукоблудию всегда были (вроде услаждения помыслами, забвения молитвы и пр.), но именно сам момент срыва всегда был внезапный и случался в тот момент, когда ничего не предвещало беды. Я до сих пор поражаюсь, ведь я срывался в обычный день, который ничем не отличался от других, в этот день не было каких-либо намёков на будщий грех или особо сильных искушений. И от этого я в ещё большем страха, ведь раз срывы происходят так внезапно и почти без предпосылок, то, получается каждый день может быть для меня меня последним. И действительно, нет никаких гарантий, что я не сорвусь вновь на рукоблудие, например, через минуту после того, как допишу это письмо. Ведь у меня есть свободная воля и я могу согрешить в любой момент и на любом месте, хоть прямо сейчас. Поэтому я и хочу обезопасить себя от своей свободной воли, потому что для меня лучше не иметь свободы, но остаться несогрешившим, чем быть свободным, но иметь риск вновь вернуться к таким постыдным вещам. А жить в постоянном страхе и опаске тоже трудно, ведь можно или дойти до невроза, или довести себя до морального изнеможения.
Ваш поиск «антиблудной волшебной палочки» не может увенчаться успехом, ее просто не существует. Бог сотворил нас со свободной волей и только мы сами выбираем грешить или нет. Это непреложный духовный закон. Бог нам дал также и духовные «инструменты» для борьбы со страстями и грехами — Таинства. Пользуйтесь.
Гарантией против любого греха у нас является смиренное недоверие самим себе и всецелая надежда на помощь Божию.
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. (Флп.2:12-13)
Все это требует, конечно, правильной веры и жизни согласно этой вере.
Если же Вам желательна твердая уверенность в своем спасении, то это не в Православной Церкви. Это протестанты исповедуют спасение только по вере: уверовал - и ты уже спасен. Самые радикальные утверждают, что нельзя даже потерять спасение, как бы ты ни жил. И в этом горделивом самообольщении осуждают нашу веру и жизнь.
Гарантии есть только в магазинах бытовой техники, к сожалению для прагматично мыслящих, Бог не даёт нам гарантий в земной жизни, Он только обещает вечную жизнь для соблюдающих Его заповеди: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24). В остальном: пока живём, брань сохраняется в большей или меньшей степени.
Спасибо большое за ответ, вы правы, я действительно себя накручиваю. Вас тоже с Новым годом!!! «Это не то, что накрывает внезапно и отключает сознание.» как раз-таки наоборот, на меня нападали (и я надеюсь, что больше никогда не нападут) такие искушения, что как будто реально сознание и совесть отключаются, тело как будто горит и разрывается (я не мог даже пошевелиться, потому что тело настолько разжигается, что кажется что любое лишнее движение или действие и случится непроизвольный оргазм). В такие моменты у меня как будто отключалась совесть, не работает ни страх Божий, ни память ада, отвращение к блуду пропадает совершенно и вообще ум становится таким страстным, что уже ничего не хочется от жизни, кроме как сорваться. Даже забываются родственники и любимые увлечения, и кажется, как будто весь мир состоит только из 2 вещей: меня и этого искушения. Возможно это из-за моего подросткового возраста во мне так бурлили гормоны, но мне слабо верится, что всех так ломает. Думаю, это было наказанием за моё нерадение и грехи.