8 Ответов
Каяться надо в том числе в отсутствии должного раскаяния, прямо так и говорить на исповеди.
А вообще окамененное нечувствие - штука страшная. О нем немало говорят отцы, например, об этом особая глава в "Лествице". Старайтесь чаще вспоминать о скорой смерти, суде Божием, наказании для грешников. Читайте жития святых, патерики. Пример подвижников и в нас рождает желание соревновать им. Помоги Господь!


Где-то написано, что начало премудрости — страх Господень. Вы не думали почему?

У каждого духовного периода есть свои уровни «погружения». Серафим Саровский каялся глубоко чувственно. Для новоначального и осознание греха — уже польза. Поэтому «страшным» пугать — уж точно не стоит. Потому что в результате получится лишь невроз. Человека надо вести по пути духовного возрастания. Это может делать лишь опытный, прошедший духовный путь сам, духовник. Об этом говорит все учение православной аскезы.
О «начале премудрости» — она дается уже в большой опытности человеку, который уже может отличить страх Божий от ужаса хомяка, не знающего, что делать с тенью куста.

Прп. авва Дорофей говорит в 4-м поучении «О страхе Божием»:
«Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: сей знает, в чём состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: «совершенна любы вон изгоняет страх». Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».
Итак, преподобный отец утверждает, что для новоначального необходимы постоянная память о наказании Божием грешнику и страх мучений. Вы же настаиваете, что достаточно одного лишь осознания греха и нет нужды задумываться о его последствиях. Кому же мне верить — Вам или авве Дорофею с прочими святыми отцами?

Вы применяете поучения святых отцов к себе или к человеку, который еще только начинает входить в Церковь? Если к себе — то верьте святым отцам.
А человека надо сначала практически привести к Вашей стадии, чтобы нагружать терминологией святых отцов. Это длительный процесс и постепенный, требующий в том числе и внимательного объяснения.

Отлично, Андрей. Вы убедительно доказали, что прп. авва Дорофей ошибается: он напрасно видит здесь универсальный путь богоугождения и спасения. Ошибается и Писание, когда говорит, что «начало премудрости — страх Господень». Поэтому надо всем обратиться к лучшему врачу. Оставляю дело спасения вопросившего — лично Вам. Нет сомнения, что Вы глубже любых святых отцов знаете духовную жизнь и сможете дать правильное руководство новоначальным.

Добавлю также, чтобы Вы не обижались. Если Вы прочитали все названное поучение целиком, то обратили внимание, что преподобный отец называет три категории спасающихся, т.е. исполняющих заповеди Божии. Из них низшая (в которую желал бы попасть и я милостью Божией) — рабы, исполняющие заповеди из страха наказания. Итак, одного лишь осознания греха недостаточно для деятельного исполнения заповедей Божиих и спасения. И само по себе хождение в храм с осознанием грехов не спасает, как то видно из начального вопроса темы. Поэтому я и написал о спасительном действии на душу страха Божия.
Простите, в дискуссии более участвовать не буду.
Покаяние - это исправление духовной жизни.
Покаяние требует внутренней работы: сначала по осознанию своей беды, потом в понимании её разрушительности для себя и для близких людей, и в связи с этим в желании исправить жизнь.
Когда приходят на исповедь и открывают грехи, то этим говорят о своей виновности. Как правило, Господь прощает названное, и даже многократно. Тем не менее, требуются усилия в борьбе с грехом. Полное игнорирование борьбы может иметь печальные последствия.
Здравствуйте!
Здесь важно понимать что такое раскаяние и что такое покаяние.
Раскаяние - это скорбь о соделанном грехе и желание больше его не совершать.
Покаяние - это процесс борьбы с грехом, который начинается с осознания греха и заканчивается раскаянием и исповеданием Богу, что данное деяние признается греховным и есть желание его не повторять. Покаяние включает в себя борьбу с грехом разными способами: молитвой, воздержанием, отвлечением, Таинствами и пр. То, что сейчас пытаются называть покаянием-изменением - не верно, так как изменение души наступает в результате совершенствования в духовной жизни и вере. Изменение - это плоды духовной жизни, одной из составляющих которой является покаяние.
Дар глубокого раскаяния - это именно дар. Для обычного христианина достаточно осознать грех, решить больше его не совершать и исповедовать.
Помощи Божией!
Свт. Феофан Затворник пишет:
"Чувство скорби глубокое" надежнее, но нельзя сказать, чтобы ничего не имел, кто не имеет ее: чувство во многих случаях не зависит от нас. Иной неглубоко скорбит, но тверже решает не грешить больше. Иной в перси (твердо) бьет – и тотчас снова падает в грех, а другой просто скажет: дурно сделал я... и уже не возвращается на прежнее. Существо покаяния в пременении на лучшее.
Так это к страху приведёт, а не к раскаянию. Разные чувства