Подскажите пожалуйста. Бог Слово воплотился, Иисус Христос - истинный Бог и истинный человек. После воплощения у Него, как у каждого человека, есть помимо тела и бессмертная душа. После Крестных страданий и физической смерти душа с Телом Христа, судя по всему, была разлучена. Где находится душа Христа с точки зрения православного догмата о Святой Троице? Кто сходил во ад (Божество/тело/душа)? Если есть возможность, то что говорят св. отцы по этому поводу. Спасибо!
5 Ответов
После «физической» смерти Господа Иисуса Христа на Кресте Его Тело было положено во гробе, а душой Он сошел во ад (ср.: Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю...). Как Бог Он пребывал (и пребывает) везде, в том числе в аду.
Теперь, что касается «места» пребывания Христа по человеческому естеству (как Человека) после Его Вознесения. Положим, ев. Иоанн Богослов созерцал Агнца (Господа Иисуса Христа) на Небесах (под которыми мы понимаем не верхние слои газовой оболочки Земли, а область мира невидимого), и видел поклоняющихся Ему ангелов (под образами четырех животных), а также поклоняющиеся Ему души святых, то есть созерцал Его в той области, где пребывают ангелы и души святых (Откр 5:8). Повторим, по Своей Божеской сущности (как Бог) Христос пребывает везде.
Об этом кратко, но емко говорит кондак Великой Пятницы (он же повторяется на богослужении многократно, в т.ч. в составе часов Пасхи):
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Отсюда видно, что по смерти душа Иисуса Христа (не разлучившаяся с Его божеством) сошла в ад и, конечно, победила там диавола, выведя оттуда всех, уверовавших во Христа. Наглядно это изображается на иконе Воскресения Христова в традиционной иконографии (например, письма прп. Андрея Рублева).
Далее, в момент Воскресения, Его душа вернулась в тело и с тех пор неотступно пребывает в теле. При этом божество Христово всегда с момента Воплощения сопребывало и с Его телом, и с душой.
О человеческой природе Спасителя писали очень многие святые отцы. В обобщенном виде учение о Лице Господа Иисуса Христа, о Его природах и их полноте можно уяснить, внимательно прочитав соответствующие главы у прп. Иоанна Дамаскина.
О сошествии Спасителя в Ад накануне Воскресения вспоминается на службах Великой субботы. Свидетельство этому событию мы находим в послании апостола Петра:
Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. (1Пет.4:5-6)
Подробно об этом событии можно почитать в статье на нашем сайте Сошествие во ад.
Сами догматы о соединения в Сыне Божием двух природ, Божественной и человеческой, были приняты на Третьем и развиты на последующих трёх Вселенских соборах.
Кратко отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что после смерти на Кресте душа спасителя сходила во ад для проповеди праведникам. По воскресении же она вновь соединилась с телом. Только тело уже было новое, духовное, в котором Спаситель и вознёсся на Небо. Такое тело по воскресении будет у всех людей, по слову апостола Павла:
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:51-54)
Помощи Божьей Вам.
Прекрасный вопрос, который помогает глубже понять тайну Воплощения и искупления!
После Крестных страданий и физической смерти Спасителя Его Божество пребывало неразлучно как с Его душой, так и с Его Телом, хотя душа и Тело были разлучены между собой. Это важнейший догмат нашей веры. Именно поэтому душа Христа, неразрывно соединенная со Своим Божеством, сошла во ад, чтобы освободить праведников, ожидавших Его. А Его Тело, находясь во гробе, также не теряло этой Божественной связи.
Это удивительное неразрывное единство Божества со всей человеческой природой Христа — и с душой, и с телом — даже в состоянии смерти, является основой нашего упования на Воскресение. Когда душа отделяется от тела, Божественная Личность (Ипостась) Христа остаётся неразрывно связанной с душой и телом. Это значит, что Божественная Ипостась Христа не переставала быть единой со Своей человеческой душой и со Своим человеческим Телом.
Именно Божество не дало телу истлеть во гробе.
Именно Божество дало силу душе сокрушить врата ада.
Человеческая природа Христа (душа и тело) не просто «приклеилась» к Божеству. Она была «принята» или «воспринята» конкретной Божественной Личностью — Сыном Божиим. У человеческой природы Христа нет своей отдельной человеческой личности (ипостаси). Её Личностью является Сам Бог Сын. А способ, которым эта Личность соединила в Себе Божественную и человеческую природу (душу и тело), называется ипостасным соединением.
Душа Христа, ипостасно соединённая с Божеством, сходила во ад, воскресла вместе с телом, и с ним же вознеслась на Небо, где пребывает одесную Бога Отца. У прп. Иоанна Дамаскина читаем:
Обожествленная душа сходит во ад для того, чтобы подобно тому как для находившихся на земли воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), таким же образом и для находившихся под землею, пребывавших во тьме и сени смертней, воссиял свет (Ис. 9, 2)...
И далее:
После же воскресения из мертвых Христос... из частей естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа. И восшествие от земли на небо и нисшествие обратно суть действия тела, которое описуемо, ибо Он так опять к нам приидет, говорит Писание, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1,11).