4 Ответа
В Библии отсутствуют сведения о том, откуда взялся сатана, и при каких обстоятельствах он стал злодеем. Есть только упоминание о заключении в узы неких ангелов, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» (Иуд.1:6; ср. 2Пет.2:4). Это породило разные мнения на этот счет среди раннехристианских богословов. Некоторые из них (св. Киприан Карфагенский, Тертуллиан) связывали падение сатаны как светлого ангела Бога с искушением первых людей – Адама и Евы. Причем Тертуллиан (нач. III в.) был первым из христианских авторов, который отождествил царя Тира из библейского пророчества Иезекииля с сатаной (см.: Иез. 28:12-19). Согласно Афинагору Афинскому, сатана, будучи предводителем ангелов, пал, потому что «сделался небрежен и лукав в управлении» материальным миром, а его помощники-ангелы пали, увлекшись земными женщинами (Прошение о христианах, 24). Согласно Лактанцию, сатана пал, потому что не захотел поклониться Сыну Божию, позавидовав Его преимуществам.
Версия о падении сатаны до сотворения материального мира и человека впервые встречается у Оригена в III веке. В сочинении «О началах» он обращается к библейским свидетельствам о них и излагает, «что содержит Священное Писание относительно злых сил» (I, 5.4). Об обличении царя Тирского из книги пророка Иезекииля он говорит, что
оно таково, что его ни в каком случае не должно понимать о человеке, но о какой-то высшей силе, ниспавшей с неба и низверженной в преисподнюю и в худшее состояние. Это пророчество представляет яснейшее доказательство того, что противные силы не созданы и не сотворены такими по природе, но от лучшего перешли к худшему и обратились к злу.
Здесь он говорит не о сатане, а о некоем ангеле, которому была поручена забота о народе Тира. Однако в толковании обличения царя Вавилонского из книги пророка Исаии (см.: Ис.14:12-15), он относит его к сатане:
Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был прежде денницею? Или каким образом мог восходить утром не имевший в себе ничего светоносного? Притом и Спаситель научает нас о дьяволе, говоря: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Следовательно, дьявол был некогда светом (О началах, I, 5.5).
Впоследствии эта версия падения сатаны станет доминирующей в христианской традиции. Некоторый синтез этих версий о сатане был сделан прп. Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении православной веры» (VIII в.):
Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, не родившись злым по природе, но быв добрым, и произойдя для благой цели, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, – не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того – что согласно с природою, в то – что против природы, и возгордился против сотворившего Его Бога, восхотев воспротивиться Ему; и первый, пав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть [что-либо] другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма – лишение света; ибо благо есть свет духовный; равным образом и зло есть тьма духовная. Итак, свет, созданный Творцом и происшедший хорошим, ибо виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1:31), по самовластному желанию сделался тьмою. Но вместе было увлечено, и последовало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью Ангелов. Итак, будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу (II, 4 (18)).
О падении дьявола с Неба (читай из окружения Божьего) на землю говорится и в Ветхом и в Новом Завете. Например:
Ис. 14:12-13 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера...»
Количество в треть падших ангелов определил Иоанн Богослов:
Откр. 12:3-4 вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.
Помимо того, что о падении денницы указано в Книге пророка Исаии, об этом событии сообщается и в Книге пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез.28:14-15,17).