2 Ответа
Тщеславие всегда нехорошо. Даже если таким образом человек достигает самоуверенности и усерднее добивается поставленной земной цели.
Мы должны черпать силу в Боге. Если я объективно слаб, надо признаться себе в этом, а не называть себя сильным и ловким. Однако наряду с таким признанием надо усерднее молиться, чтобы пользоваться силой Божией, которая неисчерпаема и подается всякому просящему с верой. Так всегда делали наши предки и оставили нам великое государство, а в их семьях было множество детей. Вряд ли мы могли бы понести их труды. А они несли, укрепляемые божественной благодатью. Даже если в семье были маловерующие люди, за них усердно молились их близкие.
А теперь все наоборот: крещеные православные люди нередко не желают молиться ни за самих себя, ни за своих близких. Вместо этого пытаются найти неисчерпаемый источник силы в самих себе. Неужели не очевидно, что это невозможно?
Итак, старайтесь ежедневно с верой молиться обо всех своих нуждах и регулярно участвовать в таинствах исповеди и причастия. Само собой, необходимо всеми силами бороться с грехами, а вместо них стараться исполнять заповеди Божии.
Здравствуйте! Милости Вам Божией.
Признавать свои способности и достижения, радоваться им — это естественно, а иногда и полезно. Ведь наши таланты — это дары Божьи, за которые Его нам следует благодарить. В Евангелии от Матфея сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Это означает, что наши добродетели и успехи могут вести других к Богу.
Важно, чтобы при этом не возникала гордыня — искаженная радость, когда мы приписываем все заслуги себе, забывая о Подателе благ. Гордость — это корень многих грехов. Если же мы с благодарностью помним, что всё у нас от Бога, и используем свои достоинства во благо, для служения Ему и ближним, то это не грех, а благословение. В этом случае мы не хвастаемся, а свидетельствуем о Божией милости в нашей жизни.
Думаю, что ваши опасения по поводу аффирмаций вполне понятны. Современный мир предлагает множество практик, которые на первый взгляд кажутся безобидными, но при этом часто имеют сомнительные корни.
С точки зрения Православия, аффирмации — то есть, повторяемые самоубеждения, что вы «такой-то» для поднятия уверенности — являются околопсихологической практикой, которая может быть опасна. Почему?
Во-первых, они часто основываются на идее самодостаточности человека, что противоречит православному учению о нашей зависимости от Бога. Мы не можем «создать» себя или свою уверенность только силой мысли. Апостол Павел напоминает нам: «Я могу всё в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Наша сила и уверенность — от Бога, а не от самовнушения.
Во-вторых, такие практики могут вести к гордыне и самообману. Вместо того чтобы смиренно видеть свои недостатки и обращаться за помощью к Богу, человек начинает убеждать себя в собственных выдуманных достоинствах. Кто стяжал смирение, тот не считает себя способным ни к какому доброму делу, и помышляет, что Бог совершает его.
Поэтому, вместо аффирмаций, православный христианин прибегает к молитве и покаянию. Если нужна уверенность, мы молимся. Если осознаём свои грехи, исповедуемся. Это не просто «практики», это живое общение с Богом, которое по-настоящему меняет человека и дарует истинную, не мнимую уверенность.
Если вы хотите укрепить свою веру и обрести подлинный мир в душе, приглашаю вас принять участие в Таинствах Церкви — Исповеди и Причастия. В них мы получаем реальную благодать Божию, которая преображает нас изнутри.
Спасибо, отче, очень развëрнутый и понятный ответ.
Благодарю, Батюшка, но вот в чëм беда. Из за моего, неграмотно составленного вопроса, редактор сменил название, а писал я так: «Можно ли православному использовать аффермации» - это допустим говорить себе, что я такой-такой для поднятия уверенности. Может звучать безобидно, но меня настораживают эти около психологические практики. Я пойму, если не ответите. Всех благ.